Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





При разработке занятия использовалась следующая литература



 

Здравствуйте ребята, мы продолжаем наше дистанционное обучение, попрошу вас ознакомиться с материалами нашего занятия, мы продолжаем наше знакомство с обычаями и природоохранные традиции донских, казаков.

А темой сегодняшнего занятия будет: «Отношение казаков к природе. Казачьи сказки о животных»

   Как неповторим и интересен окружающий нас мир!

Культура, цивилизация и природа в жизни казачества очень тесно переплетены. Культура не возможна без цивилизации, цивилизация – без культуры, а культура - без природы. Природа была естественной средой обитания казачества, а цивилизация – искусственной. Но без той и без другой равно не возможна жизнь человека, его физический и душевный комфорт.

          Посещая районный музей, мы узнали, что самым простым жилищем казаков была полуземлянка, крытая камышом или соломой. Стены казаки плели из двух рядов прутьев или камыша, а пространство между ними для тепла и прочности заполняли землей. Крыша была камышовая, с отверстием для выхода дыма. Казаки экономно и рационально использовали землю. Позади куреня выращивали овощи. Площадь, которую занимал двор казака, была очень мала. Дома были расположены очень компактно, расстояние между соседними домами несколько метров. Не менее важной застройкой являлся колодец «журавль» – название напрямую связано с птицей журавль, так как внешний вид колодца напоминает эту птицу, стоящую на одной ноге и пьющую воду. Ближе ста сажень от колодца запрещалось поить коней и прогонять скотину, дорогу можно было проложить только в 300 саженях от колодца.

   К воде казаки относились как к святыне, без которой не была бы возможна их жизнь. В районной библиотеке я узнала, что, казаки реки и пруды чистили всей станицей, а за полторы версты не допускалась распашка земель по берегам рек. Высшим грехом считалось у казаков плюнуть в реку, уважительное отношение воспитывалось с ранних лет.

     Все подворья казаков огорожены заборами, которые назывались «плетни» – от слова плести. Казаки сами плели эти заборы из лозы, которую заготавливали ранней весной. Также предметы быта казаков были созданы из того природного материала, который окружал их.

    Устройство казачьего куреня, позволяло казаку чувствовать себя дома комфортно, как летом, так и зимой; грамотное устройство подворья позволяло активно заниматься хозяйственной деятельностью в течение года. Иметь свежее мясо, молоко, рыбу круглый год, даже не имея современной техники. На это, несомненно, повлияли природный ум, смекалка, умение жить в гармонии с природой.

      В мировоззрении казаков существовал культ дерева. Возникнув в глубочайшей древности, этот культ продолжает существовать до настоящего времени. У казаков было особое отношение к растениям, таким как груша, ива, калина, чабрец, берёза, дуб, степные тюльпаны. Это говорит, как о сложном пути формирования казачьего этноса, так и его единения с окружающей природой.

      А вы знали , что во время военных сборов часть казаков, по решению станичного атамана, направлялась на охрану окружающих станицу лесов от пожара и вырубки. Самое лучшее средство для восстановления леса - это его заповедь. Для заповедания леса призывался священник и с пением «Слава в вышних богу» обходили заповедуемый лес. Обойдя его, батюшка читал молитву и объявлял, что лес заповедан. После такой заповеди даже прутик сломить в этом лесу считалось тяжким грехом, и поэтому оставалось охранять лес только от скота.

      Таким образом, у казаков было особое отношение к рекам, рыбным богатствам, к лесу. К нерадивым же казакам применялись и жёсткие меры.

        Конечно, как известно, были проблемы во взаимоотношениях казачества и природы и в «дореволюционное время». Право свободного занятия пустующих земель, право беспошлинно заниматься «звериными промыслами», земледелие, мельничный промысел, бортничество, производство селитры, прокладывание грунтовых дорог, строительство мостов и паромов, вырубка просек в лесах, возникновение кирпичных, кожевенных, медно-расковочных и мыловаренных предприятий, солеварение – всё это не могло не сказаться на состоянии природной окружающей среды. Но эти изменения были несравнимы с теми, которым сейчас подвергается природа. Бережное, трепетное отношение к родной природе наших предков позволило нам, живущим в XXI веке, любоваться рассветами и закатами, насладиться отдыхом на речном берегу в летний зной.

    В настоящее время происходит возрождение казачьих культурных традиций, а изучение истории и самобытной культуры своего народа будет способствовать возрождению многих забытых традиций и обычаев, воспитывающих бережное отношение к природе, развивать гражданскую ответственность и потребность в сохранении исторических, культурных, памятных и заповедных мест.

Вопросы и задания.

Ребята, а как вы относитесь к природе родного края, может у вас существуют семейные традиции бережного отношения к природе?

При разработке занятия использовалась следующая литература

1. Арутюнова Е.И. Города и районы Ростовской области. Ростов-на-Дону, 1987г.

2. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв. Ростов-на-Дону, 2002г.

3. Астапенко М.П. Донские казаки 1550-1920гг. Ростов-на-Дону, 1992г.

4. Астапенко М.П. Христоматия по истории Донского казачества. Ростов-на-Дону, 1994г.

5. Золотое В.А. История Дона. Ростов-на-Дону, 1974г.

6. Ильюков Л.С. Очерки Истории Донского края. Ростов-на-Дону, 2004г.

7. Кирилов А. Часовни, церкви и монастыри на Дону от начала их появления до конца XIX века. Новочеркасск, 1908г.

8. Миноранский В.А., Демина О.Н. Особоохраняемые территории Ростовской области. Ростов-на-Дону, 2002г.

9. Савельев Е.П. История казачества с древнейших времен до конца XVIII в. Ростов-на-Дону, 1990г.

10. Троицкий С.К. «Рассказ об азовской и донской рыбе». Госиздат, 1974г.

11. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. «Природа и история родного края», изд. «Баро-Пресс», 2003г.

12. Аникин В.П. К мудрости ступенька. – М: Дет.лит.,1988.

13. Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края. – Ростов-на-Дону: БАРО-пресс, 2009.

14. Бисеринка. Казачьи сказки. – Ростов-на Дону, 1985.

15. Казак и Лиса. Казачья сказка. – Ростов на Дону,1985.

16. Казачьи сказки. – Волгоград, 1992.

17. Музейные уроки. Методические рекомендации. Волгодонск, 2005.

18. Прекрасное – своими руками. – М., 1989.

19. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем. – М.,1996.

20. Народные ремесла. – М., 2010.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.