|
|||
Лекция 3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ. Наблюдение.. Эксперимент.. Стратегии психологического исследования.. Психодиагностические методы.. Метод анализа продуктов деятельности.. Анкетирование.. Беседа или интервью.. Методы консультационной, развивающей и психокорреСтр 1 из 2Следующая ⇒ 18.09. 2020. Лекция 3. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Наблюдение. Эксперимент. Стратегии психологического исследования. Психодиагностические методы. Метод анализа продуктов деятельности. Анкетирование. Беседа или интервью. Методы консультационной, развивающей и психокоррекционной работы. 1. Наблюдение Наблюдение- внешне самый простой метод, но на самом деле требующий серьезной профессиональной подготовки и знаний. Суть этого метода в том, чтобы, наблюдая и фиксируя (с помощью обычной записи или любых технических средств) особенности поведения, увидеть за ними проявления той или иной психологической характеристики в реальном поведении. Другой задачей наблюдения является выделение особенностей поведения и деятельности, психических проявлений, которые еще не нашли удовлетворительного описания в науке. Особенностью научного наблюдения в отличие простого, житейского является его преднамеренность, целенаправленность (осуществляется в соответствии с заранее поставленной целью), избирательность (наблюдаются не все, а определенные особенности поведения и деятельности), планомерность (проведение в соответствии с определенным планом) и систематичность. Существенное значение имеет как можно более полная фиксация наблюдаемого. Основные сложности наблюдения в том, чтобы выделить в поведении главное и не подменить реально наблюдаемый факт собственной интерпретацией. Трудности применения этого метода связаны с тем, что на восприятие человека влияют неосознаваемые установки, взгляды, пристрастия, действие которых он не может проконтролировать. Например, есть данные о том, что необъективность наблюдателя возрастает, когда мужчины-исследователи судят о поведении женщин и наоборот. Значительные проблемы связаны и с полнотой наблюдаемого. Так, в одном из экспериментов двое наблюдателей собирали данные о поведении испытуемых в ходе выполнения действий с кубиками. Наблюдателям был дан перечень возможных действий с кубиками, которые надо было отметить в ходе наблюдения (поменять кубики, бросить кубик, поставить их один на другой, задать вопрос и т.п.). В итоге выяснилось, что протоколы наблюдателей существенно отличались друг от друга. Один из наблюдателей почти не обращал внимания на словесные реакции испытуемых, а отмечал только их двигательные реакции. Таким образом, этот наблюдатель не смог обеспечить полноту наблюдений. Однако, несмотря на имеющиеся трудности, наблюдение - эффективный метод психологического исследования. Важнейшее его достоинство в том, что он позволяет увидеть психическое явление в реальном поведении, в реальной жизни. Поэтому разрабатывается множество специальных приемов, направленных на повышение качества наблюдения, уровня надежности его результатов (т.е. соответствия их реальности). Научное наблюдение может осуществляться в виде дневниковых записей. Многие ученые-биологи, начиная с Ч. Дарвина, психологи вели дневники, наблюдая за развитием своих детей и внуков. Эти дневниковые записи послужили основой для раскрытия многих закономерностей психического развития.
|
|||
|