|
|||
годы: объединение литературного поляСтр 1 из 2Следующая ⇒ 1980 годы: объединение литературного поля
То, что было на лекции 02.04 про 70-ые годы
Лекция 09.04.
В 79 году группа писателей составила альманах, где были и стихи и проза (авторы идеи вроде как Попов и Ерофеев, но не факт, их там много было, так говорят, так как они живы). Там опубликованы Рейн, Высоцкий Его отправили в цензурные органы с целью издать альманах так, как он есть, без исправлений, но этого не произошло, и был скандал (многие оказались в эмиграции). Это означало первую попытку опубликоваться без цензуры. Шутка: без цензуры только объявление об обмене квартиры. Книга является книгой, только если в ней есть ISBN (такая книга проходит международную сертификацию). Эта книга важна не как книга, а просто как факт ПОПЫТКИ.
В советское время была «сакральность опубликованного» - если опубликовано, значит официально узаконено. Роман Астафьева «Печальный». Там были антисемитские высказанности (слово «еврейчат», например). Если бы Натан Эйдельман дожил, то он был бы основателем нашего факультета. Весна 86 года – время раскола писателей. В это же время провозглашен курс на перестройку. Важная мысль: если в 70х была важная попытка пересечь границу литературного поля, то в 86 году она рухнула, и тексты, которые не могли быть опубликованы, публикуются и все не удивляются. Суть полемики: …???? Александр Зиновьев «Зияющие высоты».
Этот термин появился в литературной критике во второй половине 80-ых. Было опубликовано все, что до этого нельзя было прочесть (только заграницей, какие-то перепечатки и т.д.), литература возвратилась на круги своя.
Советское время – время искажение, когда зарубежная литература корректируется, все должно быть отредактировано, и вот теперь должно все изменится, но так не происходит.
Парадокс возвращенной литературы («Реквием» Ахматовой, стихи Гумилева, Пастернак и т.д.): это не привело к освобождению литературы, так как с одной стороны не дебютировали те, кто были в это время опубликованы в толстых журналах (например, мало обратили внимание на «Улисса» Джойса), а с другой
Синдром – внешнее проявление болезни.
Дело в том, что в 86 (?) году Дмитрий Волчек, … обратились за финансированием независимой литературы.
К таким типам литературного поведения относится: Всего есть три типа литературного поведения: 1) официальный (есть билет союза писателей, писатель – профессионал, он пишет по правилам цензуры), 2) андеграундные писатели (знают правду, общаются с богом и вдохновением), 3) диссидентские писатели.
А) У официальных к такому «синдрому» относится ситуации, когда раньше писателя уважали, а потом лишили всего, у него «болезненные ощущения» (был всем, стал никем) (Егор Исаев, например);
Б) Диссидентское поведение. Они ощущали потраченную жизнь, они доказывали одно, а теперь это знает любой человек (пример: доказывали, что Мандельштам велик, а потом это знали все как аксиому, хотя понятия не имели о поэзии Мандельштама, его жизни и им вообще на него плевать). Для такого типа литературного поведения характерна борьба с несвободой (пример: на каких-то чтениях отказались читать статью по Мандельштаму, так как не было смысла);
В) Андеграундное поведение. Бак предложил ввести термин «оверграунд» – тот же андеграунд, но уже «над землей». Это искусство было связано с камерностью, рассчитывалось на немногих. Пример: Андрей Леонидович Зорин (сын автора «Покровских ворот»). Бак спросил: «Почему Вы пишите о концептуалистах, а не о метафористах?» Ему ответили: «Они пьют меньше».
Концептуалисты стали искать смыслы, которые не зависят от литературного поля. Их синдром: любой авангард всегда становится мейнстримом. Метаметафористы – намеренно сложно (Жданов, Еременко) Пример стихотворения Жданова: «… Шмелиный зной качался на свечахчерней, чем кровь в сердечном провороте.Но совпадают цвет и суть в ночах, и боль, как шмель, горюет о полете…»
«Обоймы» — это термин критики 20 века. Писатели как пули в обойме тесно находятся друг с другом.
Примеры «обойм»: (он скинет док со списком)
1 – официальная 2 – неофициальная
|
|||
|