Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





годы: объединение литературного поля



1980 годы: объединение литературного поля

 

  1. Это завершающая тема, которая закольцует (возвращаемся к 1905 году – публикации статьи Ленина).

 

То, что было на лекции 02.04 про 70-ые годы

  1. 70е годы – время двуличия, иронии, в коммунизм не верит никто – ни власть, ни народ
  2. Это эпоха не только «застоя», но и «стабильности»
  3. Статика, стабильность – более нейтральное слово
  4. Эта эпоха – апогей объединения литературного поля (было разделение на неподцензурную и подцензурную)
  5. с 56 по 86 – это эпоха … ??? самиздата
  6. Деревенская проза (рассказы Шукшина о неидеальных людях, являвшихся частью природы, также Астафьев «Царь-рыба», Белов, Распутин), городская (Трифонов, Битов, Маканин. Городской человек, город – новая фольклорная среда)
  7. Ерофеев, Довлатов, Лимонов, Битов – их невозможно было читать, свободно купить
  8. Появилось 2 типа литературного поведения (отношение человека/автора к обнародованным/обнародованию лит. произведений): 1 тип – диссидентство, 2 тип – андеграунд. Они оба восходят к 64 (судебный процесс над Бродским – основа андеграунду – читателю все равно на биографию, ему нужна только литература, правда – правильно выстроенное литературное поле), второй процесс, рождающий диссидентство – процесс над Синявским и Даниэлем, они борцы

 

Лекция 09.04.

  1. Альманах «Метрополь» (ударение «МетрОполь»)

В 79 году группа писателей составила альманах, где были и стихи и проза (авторы идеи вроде как Попов и Ерофеев, но не факт, их там много было, так говорят, так как они живы). Там опубликованы Рейн, Высоцкий

Его отправили в цензурные органы с целью издать альманах так, как он есть, без исправлений, но этого не произошло, и был скандал (многие оказались в эмиграции). Это означало первую попытку опубликоваться без цензуры. Шутка: без цензуры только объявление об обмене квартиры.

Книга является книгой, только если в ней есть ISBN (такая книга проходит международную сертификацию). Эта книга важна не как книга, а просто как факт ПОПЫТКИ.

 

  1. Переписка Натана Эйдельмана и Виктора Астафьева.

В советское время была «сакральность опубликованного» - если опубликовано, значит официально узаконено.

Роман Астафьева «Печальный». Там были антисемитские высказанности (слово «еврейчат», например).

Если бы Натан Эйдельман дожил, то он был бы основателем нашего факультета.  

Весна 86 года – время раскола писателей. В это же время провозглашен курс на перестройку.

Важная мысль: если в 70х была важная попытка пересечь границу литературного поля, то в 86 году она рухнула, и тексты, которые не могли быть опубликованы, публикуются и все не удивляются.

Суть полемики: …????

Александр Зиновьев «Зияющие высоты».

  1. «Возвращенная литература».

Этот термин появился в литературной критике во второй половине 80-ых.

Было опубликовано все, что до этого нельзя было прочесть (только заграницей, какие-то перепечатки и т.д.), литература возвратилась на круги своя.

 

Советское время – время искажение, когда зарубежная литература корректируется, все должно быть отредактировано, и вот теперь должно все изменится, но так не происходит.

 

Парадокс возвращенной литературы («Реквием» Ахматовой, стихи Гумилева, Пастернак и т.д.): это не привело к освобождению литературы, так как с одной стороны не дебютировали те, кто были в это время опубликованы в толстых журналах (например, мало обратили внимание на «Улисса» Джойса), а с другой

 

  1. Синдромы.

 

Синдром – внешнее проявление болезни.

 

Дело в том, что в 86 (?) году Дмитрий Волчек, … обратились за финансированием независимой литературы.

 

К таким типам литературного поведения относится:

Всего есть три типа литературного поведения: 1) официальный (есть билет союза писателей, писатель – профессионал, он пишет по правилам цензуры), 2) андеграундные писатели (знают правду, общаются с богом и вдохновением), 3) диссидентские писатели.

 

А) У официальных к такому «синдрому» относится ситуации, когда раньше писателя уважали, а потом лишили всего, у него «болезненные ощущения» (был всем, стал никем) (Егор Исаев, например);

 

Б) Диссидентское поведение. Они ощущали потраченную жизнь, они доказывали одно, а теперь это знает любой человек (пример: доказывали, что Мандельштам велик, а потом это знали все как аксиому, хотя понятия не имели о поэзии Мандельштама, его жизни и им вообще на него плевать). Для такого типа литературного поведения характерна борьба с несвободой (пример: на каких-то чтениях отказались читать статью по Мандельштаму, так как не было смысла);

 

В) Андеграундное поведение. Бак предложил ввести термин «оверграунд» – тот же андеграунд, но уже «над землей». Это искусство было связано с камерностью, рассчитывалось на немногих. Пример: Андрей Леонидович Зорин (сын автора «Покровских ворот»). Бак спросил: «Почему Вы пишите о концептуалистах, а не о метафористах?» Ему ответили: «Они пьют меньше».

 

Концептуалисты стали искать смыслы, которые не зависят от литературного поля.

Их синдром: любой авангард всегда становится мейнстримом.

Метаметафористы – намеренно сложно (Жданов, Еременко)

Пример стихотворения Жданова: «… Шмелиный зной качался на свечахчерней, чем кровь в сердечном провороте.Но совпадают цвет и суть в ночах,                и боль, как шмель, горюет о полете…»
  1. Литературные «обоймы» 80-х годов.

 

«Обоймы» — это термин критики 20 века. Писатели как пули в обойме тесно находятся друг с другом.

 

Примеры «обойм»: (он скинет док со списком)

  1. Литературное поле советской и постсоветской эпохи (пункт не дописан!!)

1 – официальная

2 – неофициальная

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.