Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекция. Нарушения речи их коррекция у лиц с ОВЗ.



06.10. Лекция. Нарушения речи их коррекция у лиц с ОВЗ.

О-СДО-17/1

Тема: СОДЕРЖАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИ­ДЯЩИХ ДЕТЕЙ

План.

1. Логопедическое обследование детей с нарушениями зрения.

2. Обследование фонетико-фонематической стороны речи.

3. Обследование лексико-грамматической стороны речи.

4. Уровни сформированности речи у детей с нарушениями зрения.

Изучение речевых и неречевых процессов у детей с дефектами зрения отвечает на многие важные вопросы о значе­нии и роли в формировании качественной стороны речи таких факторов, как возраст, состояние зрительной функции, моторики, окружающей среды, условий воспитания и т.д.

Материал для обследования необходимо подбирать таким образом, чтобы выявить потенциальные возможности ребенка, не устанавливая заранее границу речевого развития. Так как большинство детей с глубокими дефектами зрения не имеют опыта совместной игровой деятельности (особенно ярко это проявляется у дошкольников и учащихся без дошкольной подготовки), то на протяжении всего обследования выполнению задания должны пред­шествовать необходимые инструкции, показ, совместное выполне­ние и т.д.

Основу методики логопедического об­следования слепых и слабовидящих детей, способов регистрации его результатов можно представить следующей схемой.

1. Анкетные данные. (Здесь же следует указать длитель­ность пребывания данного ребенка в детском саду или школе)

2. Анамнез: нормальный; отягощенный (указать вредности внутриутробного, натального и постнатального развития, патоло­гию родов, задержку физического развития, позднее появление речевых реакций, импрессивной и экспрессивной речи, неравно­мерность формирования различных сторон речи и др.).

3. Физическое и нервно-психическое состояние здоровья к моменту обследования: нормальное, осложненное (привести данные из медицинской карты).

4. Характер общения до поступления в организованный кол­лектив: удовлетворительное - педагогически направленное обще­ние с родителями и другими взрослыми, постоянное общение со сверстниками, старшими и младшими детьми; неудовлетворительное, когда со стороны близких людей и окружающих практически отсутствует внимание к развитию у ребенка контактов.

5. Состояние зрения:

· характер нарушения зрительной функции и степень остроты
зрения: тотальная слепота;

· парциальная слепота с сохранением форменного зрения (острота зрения 0,01-0,04);

· слабовидящие с остротой зрения на лучше видящем глазу 0,05-0,2; 0,3 и выше;

· время утраты или снижения зрения: врожденный дефект;

· рано приобретенный;

· причина утраты или снижения зрения: травма;

· заболевание
ЦНС;

· общие заболевания; причина не установлена.

6. Состояние физического слуха (по данным медицинской карты): полный, сниженный.

7. Строение артикуляционного аппарата: нормальное; с негрубыми отклонениями.

8. Исследование обшей и речевой моторики.
Общая моторика проверяется по заданиям:
"Одеться. Раздеться. Застегнуть пуговицы. Обуться"; "Пройти от окна к двери, размахивая обеими руками. Остановиться, встать на носочки, присесть. Покатать, мяч по полу от одной руки и другой", "Руки вперед, назад, вверх, вниз. Взять в правую руку флажок, руки над головой, переложить флажок из правой руки в левую. Правую руку вверх, а ноги в стороны. Руки развести в стороны. Левую ногу вперед".

Состояние общей моторики оценивается по:

· объему движений: полный, неполный;

· точности выполнения: полная, неполная;

· самостоятельности выполнения движений: полная, непол­ная, выполняется с помощью взрослых;

· координация движений: правильная, неправильная, отсут­ствует;

· чувство равновесия: есть,- отсутствует;

· осанка: правильная, неправильная.

Отмечаются навязчивые движения (покачивания и т.п.)
Указывается качественное состояние общей моторики: мотор­ная напряженность, скованность, повышенная двигательная актив­ность, расторможенность.
Стереогноз и мелкая моторика руки проверяются по заданиям: "Открыть мешочек и достать из него большой и маленький кубики, шарик, яйцо, мозаику боль­шую и маленькую", "Снять кольца с пирамидки, одеть кольца на пирамидку" (регистрируются быстрота и точность движения).
Оцениваются:

· объем выполнения задания: полный, неполный;

· точность выполнения: полная, неполная;

· самостоятельность движения: полная, неполная, выполня­ется с помощью взрослых;

· координация движений: правильная неправильная, отсутст­вует.

Отмечаются сопутствующие движения рук (прикосновения к глазам и др.).
Речевая моторика проверяется по выполне­нию ребенком следующих заданий: Открыть широко рот. Показать зубы. Показать язык, выдвинув его вперед. Положить язык на нижнюю губу, а затем на верхнюю. Покачать языком из правого угла рта в левый. Сделать язык широким - "лопаткой", узким -"жалком", удержать язык в заданном положении определенное вре­мя. Оскалить зубы; надуть щеки. Подвигать языком вперед, вниз, вверх; сделать круговые движения языком по губам. Сказать "А" с широко открытым ртом (регистрируется сокращение "небной занавески").
Оцениваются следующие параметры движений артикуляционного аппарата:
- активность движений: активные, вялые;

· объем: полный, неполный;

· точность выполнения: полная, неполная;

· самостоятельность выполнения: полная, неполная, выпол­няется с помощью взрослых.

Дается также оценка мимических, движений: выразительность или амимичность, гиперкинезу, синкинезии.
9. Исследование оптико-пространственного гнозиса и прыксиса (ориентировки в большом и малом пространстве);

· ориентировка в сторонах: собственного тела и человека, сидящего напротив: полная, неполная, отсутствует;

· ориентировка в пространстве с выполнением движения оп­ределенной последовательности и характера (по заданиям): пол­ная, неполная, отсутствует. Предлагаются для выполнения следу­ющие задания: "Возьми со стола игрушку. Держи игрушку в руках. Поставь ее на стол справа (слева, посередине). Подойди с игрушкой к шкафу, положи ее в шкаф. Возьми игрушку из шкафа. По­дойди к столу, сядь за стол. Положи игрушку на стол, под стол";

· дифференциация пространственных понятий "выше - ниже", "дальше - ближе", "справа - слева", "впереди - сзади": полная, неполная, отсутствует. Проверка проводится в игровой ситуации
"Где спрятано?..";

· ориентировка в замкнутом пространстве по направлению звука: полная, неполная, отсутствует. Проверка проводится в игровой ситуации со звучащей игрушкой, часами ("Где находится, лежит?..");

· конструктивный праксис: полный, неполный, отсутствует. Проверка проводится по следующим заданиям: "Расположить на настольном фланелеграфе кубик из картона вверху, внизу, сбоку,посередине"; "Выполнить (по подражанию) на фланелеграфе фигуры из веревочки: круг - "солнце", квадрат - "кораблик", кривую линию - "волны" (задание дается в игровой форме: "Сделай из
веревочки вверху солнце, внизу - море (волны), а посередине -кораблик")"; "Выложить (по подражанию) из мозаики прямую линию, флажок, круг, квадрат".
10. Исследование речи. Просодические характеристики:
- темп речи: быстрый, замедленный, нормальный;
- тембр голоса: мягкий, резкий;

· выразительность: речь слабая, монотонная, выразитель­ная;

· голос: тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, гну­савый; атака голоса твердая или мягкая;

· дыхание: верхнее, шумное, прерывистое, нормальное.

Фонетико-фонематическая сторона речи изучается в следующем порядке.
I. Проверка произношения звуков.
Изучается произношение звуков по подражанию и самостоя­тельное; изолированных звуков и в слогах (прямых, обратных, закрытых, простых и со стечением согласных); в слогах различ­ной структуры, в предложениях, в связной речи.
Произношение звуков оценивается как нормальное; единичные отсутствия; множественные отсутствия; единичные искажения; множественные искажения; единичные замены; множественные заме­ны.
Следует указать также характер нарушения групп звуков (характеристику произносительной' стороны речи): сигматизм, ротацизм, ламбдацизмы, различные паралалии.
II. Проверка слуховой дифференциации фонетически близких звуков. Изучается дифференциация звонких - глухих, твердых - мягких, свистящих - шипящих, звуков; аффрикатов и звуков, вхо­дящих в их состав. Задания: "Поднять руку, если услышишь нужный звук" (даются изолированные звуки и в слогах - СА-ША, ША-СА, СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ЗА, АЧ-АС,МА-ДА, КА-ГА, РА-ЛА, СА-ЗЯи т.д.); "Повторить слоги"; "Показать картинку (для слепых детей игрушку или рельефную картинку), если в ее названии ус­лышишь нужный звук" (даются картинки и игрушки, названия кото­рых являются квазиомонимами на проверяемый звук: МИШКА--МИСКА, например).
Оценка слуховой дифференциации дается по шкале: правиль­ная, неправильная, отсутствует.
III. Исследование языкового анализа и синтеза, фонемати­ческих представлений.
Ребенку даются следующие задания на анализ предложения и слоговой анализ:

· определить количество слов и их последовательность в предложениях ("Машина едет", "Рак ползет", "Лиса бежит быстро"
и т.п.);

· определить количество слогов и их последовательность в словах различной структуры (^ РАК,Ж .'А, МАШИНА).

Задания на фонематический анализ:

· определить звук на фоне слова: "Слышишь ли ты звук С в словах СЫР, СТУЛ, НОС, ОСА, ШКАФ, РИС?;

· определить место звука в слове (в начале слоев, в сере­дине, в конце): "Где ты слышишь звук С в словах СОК, ОСА, НОС?";

· определить последовательность звуков в слове: "Какой звук ты слышишь в начало слова? Потом?.." (даются слова: СОК, СТУЛ, МАМА, ДОСКА);
- определить количество звуков в словах СОК, МАМА, ДОСКА.
Задания на слоговой синтез: составить из данных слогов слово (предлагаются слоги в ненарушенной последовательности -ВО, РО, НА; РУ, КА и в нарушенной - КА, РУ; НА, МЛ, ШИ). Спро­сить ребенка, как из этих слогов составить слова.
Задания на фонематический синтез: составить слово из данных звуков (звуки предлагаются в ненарушенной последова­тельности - М, А, К и в нарушенной - Т, О, Р). Спросить ребен­ка, как из этих звуков составить слова.
Задания на фонематические представления :
- придумать слово на заданный звук;
- разложить на две стопочки картинки (для слепых детей
игрушки или рельефные картинки), названия которых включают или начинаются на оппозиционные звуки (например, С-Ш).
Оценка языкового анализа и синтеза и фонематических представлений дается по следующей шкале: фонематический анализ есть, недостаточно сформирован, отсутствует; фонематический синтез есть, недостаточно сформирован, отсутствует; слоговой синтез есть, недостаточно сформирован, отсутствует; фонематические представления есть, недостаточно сформированы, отсутствуют.
Лексико-грамматическая сторона речи.
I. Импрессивная речь.
Проверка объема и качества пассивного словаря с помощь» задания: "Покажи, где стол, стул, шкаф, мяч, машина, заяц, со­бака, платье, тапочки, полотенце, стакан, тарелка, ложка..." (слепым детям предъявляются предметы и муляжи, слабовидящим - предметы, муляжи и картинки).
Проверка понимания обращенной речи с помощью заданий- поручений: "Посади зайца на стул"; "Возьми тарелку и ложку"; "Покажи, как кушают суп"; "Покажи, как дети умываются"; "Пока­жи, как ты причесываешься" и т.п.
Выяснение понимания текстов различной степени сложности. Ребенку прочитываются или рассказываются стихотворения, сказ­ки, и по их содержанию он должен дать ответы на поставленные вопросы.
Оценка качества импрессивной речи осуществляется по шка­ле: понимание речи полное, понимание отдельных фраз, понимание грамматических конструкций, понимание отдельных слов.

2. Экспрессивная речь.
Проверка объема и качества активного словаря:

· определить владение номинативной функцией слов (пред­метной соотнесенностью) с помощью заданий: "Назови, что это?" (показывается стол, стул, шкаф, лампа, тарелка, стакан, ложка, цветок, дерево, рука, голова, нога, собака, кошка, корова, заяц, лошадь и проч.); "Что одевают зимой на ноги, на голову, на руки, на тело?" - валенки, шапку, варежки, пальто; "Чем едят суп?" ■ ложкой и т.д. (проверка способности к называнию предметов по их назначению);

· проверить знание обобщающей функции слова с помощью за­дания: "'Покажи шапку, валенки, варежки, пальто. Как все это называется вместе?" (одежда);
- исследовать употребление слов, обозначающих, действия (глаголов настоящего времени). Задания даются по серии картинок для слабовидящих, по выполнению действий с предметами и по описанию действий - для слепых детей: "Кто (что) это? Что де­лает?" (девочка сидит, мальчик держит шапку, дети обедают, птица летит, карандаш лежит на столе и т.д.);
- исследовать употребление прилагательных с помощью воп­росов: "Стакан из стекла. Как сказать, какой стакан?" (стек­лянный); "Стол из дерева. Как сказать, какой стол?" (деревян­ный); Два карандаша - большой и маленький. Какой этот карандаш?А этот? (большой, маленький); "Две ленты - широкая и узкая. Какая эта лента? А эта?" ( широкая, узкая). Для слабо­видящих дается задание назвать предметы по их признакам: "Что это? Какого цвета?" (шарик голубой, яблоко красное, карандаш зеленый).
Исследование грамматического строя речи:

· изучить функцию словоизменения (изменения существитель­ных по числам), выяснить умение употреблять формы единствен­ного и множественного числа существительных с помощью вопросов по игрушкам, предметам, картинкам: "Скажи, что это?" (яблоко - яблоки, гриб - грибы, стол - столы, кукла – куклы, рука - ру­ки, нога - ноги, рыба - рыбы и т.д.);

· проверить правильность употребления падежных форм су­ществительных по вопросам: "Что у мальчика на голове?" (шап­ка); "У кого в руках мяч?" (у девочки); "Кому девочка дает молоко?" (котенку); "Дети лепят снежную… что?" (бабу); "Мальчик рисует чем?" (карандашом); "О чем мы пели сегодня песенку?" (о елочке);
- проверить умение употреблять мужской и женский род в глаголах прошедшего времени (изменять глаголы прошедшего вре­мени по родам) по вопросам: "Мальчик Шура взял яблоко. А если Шура - девочка, как правильно сказать?" (взяла); "Мальчик Женя читал книгу. А если Женя - девочка, как правильно сказать?" (читала) и т.п. (для слепых, детей проводятся действия с кукла­ ми, одна из которых одета "мальчиком", а другая - "девочкой"; изображаются действия "шел - шла", "сел - села", "встал - встала" и т.д.);
- исследовать согласование существительного с прилага­тельным ("кукла большая", "мяч. кругль'1", "зеркало гладкое");-,
• - исследовать функцию словообразования по принципу: "большая - ложка, маленькая - ложечка". Вопрос-задание: "Что это?" (кукла - куколка, стул - стульчик, стол - столик). Исследование связной речи:

· проверить умение составлять предложения по опорным сло­вам (слабовидящим предлагаются слова, а слепым - макеты на фланелеграфе или сценическая ситуация из игрушек). В задании
предлагаются слова: лес, дети, грибы, в, пошли, за (или: птич­ки, сидят, деревья, на); дается инструкция, какое слово куда нужно поставить, чтобы получилось предложение (по образцу);

· проверить умение составлять рассказы по сюжетным кар­тинкам (для слабовидящих), по сюжету, составленному из игрушек (для слепых), - например: "Лиса и журавль", "Лиса и гуси";

· исследовать развернутость самостоятельной речи по вопросам: "Что ты знаешь про зиму, весну, лето, осень? Чем тебе нравится зима, весна, лето, осень? Чем отличатся зима от ле­та, весна от осени?";-"Что утром делают дети?" (встают с пос­тели, умываются, одеваются, завтракают, идут на занятия). При оценке самостоятельной речи учитываются следующие характерис­тики: употребление одно-, двух- и многословных предложений; употребление простых и сложных предложений; форма изложения -перечисление или развернутая речь; употребление различных частей речи и их грамматическое оформление; логичность изло­жения, образность и выразительность.

Все рассмотренные выше аспекты логопедического обследова­ния слепых и слабовидящих детей позволяют говорить о том, что с помощью данной методики можно выявить нарушения, как нерече­вых процессов, так и речевой функции в целом. В результате вы­являются следующие уровни сформированности речи.
Первый уровень сформированности речи у сле­пых и слабовидящих детей.
С таким уровнем сформированности речи встречается 15,4% детей. В их речи отмечаются только единичные нарушения звукопроизношения, что не позволяет данный уровень рассматривать в качестве нормы.
Второй уровень сформированности речи у слепых и слабовидящих детей.
Среди исследованных слепых и слабовидящих детей с таким речевым уровнем встречается 36,4%.
Лишь удовлетворительным качественным уровнем отличается их экспрессивная речь. Активный словарь ограничен в пределах 90-95% от задаваемых слов; допускается I--2 ошибки в соотнесен­ности слова и образа предмета, в употреблении обобщающих поня­тий, грамматических категорий, имеются затруднения в составле­нии предложений и развернутых рассказов.
В значительной мере у этих детей представлены нарушения звукопроизношения (у 40 детей имеется 57 случаев различных вариантов нарушений' звукопроизношения). У 55% детей отмечается недостаточная сформированность слуховой и произносительной дифференциации звуков и фонематических представлений. У 82,5% недостаточно сформирован фонематический анализ, у 2,5% он не сформирован; у 90% - недостаточно сформирован фонематический синтез.
Третий уровень сформированное речи у сле­пых и слабовидящих детей.
Среди слепых и слабовидящих детей с таким речевым уровнем встречается 40%. Экспрессивная речь отличается бедность» сло­варя (не более 60% называний предъявленных предметов). На таком же уровне представлены соотнесенность слова и образа предмета и знание обобщающих понятий. Связная речь этих детей отличается множественными аграмматизмами, формой перечисления и употреблением не более чем одно-двухсловных предложений. Нет развернутых рассказов.
У 44 детей имеется 65 случаев нарушений звукопроизношения. У 47,7% детей недостаточно сформирована слуховая и произ­носительная дифференциация звуков. Фонематические представле­ния отсутствуют в 40,9%.
Фонематический анализ недостаточно сформирован у 52,3% детей, не сформирован  у 47,7%. Таковы же показатели и по сформированности фонематического синтеза.
Четвертый уровень сформированности речи у слепых и слабовидящих детей.
Среди слепых и слабовидящих детей с данным речевым уровнем встречается 8,5%. Экспрессивная речь отличается крайней ограниченностью (не более 45-50% названий предъявленных пред­метов в искаженном звуковоформлении). Таковы показатели по соотнесенности слова и образа предмета и обощающих понятий. Связная речь состоит из отдельных, слов. Отмечается эхолалии. С заданиями, направленными, на выявление качественной стороны грамматического строя речи, все дети с таким речевым уровнем не справились. Не выполнили они и задания на слуховую диффе­ренциацию звуков, фонематические представления (за исключением одного ребенка). У них отмечается полная несформированность процессов фонематического анализа и синтеза.

Граница каждого уровня выступает доволь­но отчетливо, все же внутри каждого из них можно всегда встре­тить те или иные признаки предыдущего и последующего уровней, что может выступать как во внешних проявлениях, так и в перестройке и соотнесениях причин, обусловливающих неречевые наруше­ния. Именно поэтому в определении речевых уровней нередко возникают затруднения. Последние особенно усиливаются тогда, когда имеется сходство проявлений речевых и неречевых процес­сов, внешних признаков (например, третий и четвертый уровни). В таких случаях решающую роль в более точной диагностике должна играть оценка взаимодействия внешних проявлений (нару­шение только фонетической стороны речи; значительное наруше­ние фонематической стороны речи; фонематического анализа и синтеза; значительные фонетико-фонематические и лексико-грамматические нарушения; грубые системные языковые нарушения) с основными и сопутствующими причинами, показателями неречевых и психических, процессов, возрастными особенностями, условиями окружения и воспитания.
Своеобразие внутри каждого такого речевого уров­ня может усиливаться и множественными индивидуальными проявле­ниями, создающими исключения из общих закономерностей.




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.