|
|||
Лекция №1. Предмет дисциплины «Сетевая экономика», цели и задачи ее изучения»Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция №1 «Предмет дисциплины «Сетевая экономика», цели и задачи ее изучения» | |||
Цель преподавания дисциплины |
Формирование у студентов системы знаний в области экономики, связанной с производством и распределением сетевых благ, обучение студентов практическим навыкам пользования услугами сетевой коммерции.
| ||
Сформировать представление об основных тенденциях развития экономики информационных сетей как одной страны, так и мира в целом; Ознакомить с важнейшими понятиями Интернет-экономики, принципами ценообразования в глобальной сети; Научить студента оценке потребления в Интернет-экономике; Предоставить студенту формирование навыков самостоятельной работы в области сетевой коммерческой деятельности.
| Задачи дисциплины | ||
Место дисциплины в системе подготовки специалистов |
Изучение дисциплины будущему специалисту информатику-экономисту позволяет применять возможности сетевых технологий и учувствовать в деятельности в виртуальных предприятий. | ||
Знание основных понятий Интернет-экономики (ИЭ), принципов ценообразования в глобальной сети, методов оценивания стоимости коммуникаций, способов оценки потребления ИЭ, основы сетевой коммерции.
| Требования к уровню освоения дисциплины | ||
Умение и навыки |
Применение в практике методов оценивания стоимости коммуникации; Оценивание экономической эффективности информационных сетей; Навык пользования услугами сетевой коммерции
| ||
1. Экономика, осуществляемая с помощью электронных сетей. Основа сетевой экономики – сетевые организации. 2. Сетевая экономика = традиционная + информационные ресурсы и технологии. 3. Среда, в которой любые компании или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидуумом п поводу совместной работы, торговли, обмена идеями или ноу-хау или просто «для удовольствия». Сетевая экономика порождает новую экономику. Новая экономика – влияние высоких технологий на экономической окружение, ведущее к изменению отдельных макроэкономических параметров. Сетевая экономика в будущем может породить экономику, основанную на знаниях. Экономика, основанная на знаниях – экономика, в которой большая часть ВВП обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний.
| Определения и основные термины дисциплины | ||
Неполные синонимы сетевой экономики | Цифровая экономика – экономика, осуществляемая с помощью цифровых телекоммуникаций. Виртуальная экономика – экономика, основанная на использовании интерактивных возможностей. Интернет-экономика – развитие своего бизнеса в Интернете: открытие сайта и виртуальных магазинов, использование электронной рекламы и маркетинга, электронного документооборота. Электронная экономика – 1. В широком смысле: экономика, основанная на использовании информации, знаний и ИКТ. 2. В узком смысле: экономика, базирующаяся на сетевых технологий и моделях В2В и В2С.
| ||
Доступность информации в любое время; Возможность анализировать и оценивать информацию; Появление нужного покупателя.
| Сети обеспечивают традиционному предприятию | ||
Тенденции развития сетевой экономики |
Индивидуализация подхода к покупателю Глобализация конкуренции Информационное посредничество Снижение затрат на маркетинг, коммуникацию Изменение структуры предприятий Автоматизация бизнес-процессов
| ||
Комплементарность, совместимость и стандартность Существенная экономия на масштабах производства Сетевые внешние эффекты (дополнительный пользователь увеличивает полезность блага для других пользователей) Эффекты ловушки (lock-in-effects)
| Свойства сетевых благ | ||
Эффекты ловушки |
Перемещение издержек из одной отрасли в другую (зависимость фирм от программного обеспечения). Зависимость от предшествующего пути развития (проблема QWERTY – 1890 годы, 1932 год – упрощенная клавиатура Дворака).
| ||
Существенные контракты Издержки на переучивание персонала Необходимость конверсии информации в новом цифровом формате Издержки подключения Издержки потери лояльности
| Причины возникновения «ловушек» | ||
Рынки сетевых благ |
Телефония, программное обеспечение, услуги теле- и радиокомпании, банковские услуги, логистика, Интернет-услуги и так далее.
| ||
|
||||
|