Оренбургский государственный педагогический университет»
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Оренбургский государственный педагогический университет»
Институт дошкольного и начального образования
Кафедра художественно-эстетического воспитания
ЛОБАНОВА АННА СЕРГЕЕВНА
РЕФЕРАТ НА ТЕМУ
МЕТОДЫ НАУЧНО - ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
(дисциплина «Основы исследовательской деятельности»)
Квалификация – бакалавр
Направление подготовки– 44.03.06. Педагогическое образование
Профиль – Изобразительное искусство и Технология
Форма обучения – заочная
Преподаватель д.п.н., профессор, зав. Кафедры ХЭВ
Русакова Т.Г.
Оренбург, 2021
Теоретические методы исследования
| Практические методы исследования
| Анализ -метод научного исследования, представляет разложение предмета на составные части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения.
| Эксперимент -активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях.
| Синтез -метод научного исследования, представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Это должно быть органическое целое (а не агрегат, механическое целое), т.е. единство многообразного.
| Анкетирование -метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).
| Обобщение -прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов.
| Наблюдение -целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях. Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным различными приборами и техническими устройствами (микроскопом, телескопом, фото, кинокамерой и др.).
| Систематизация -упорядочивание знания, т.е. приводит в систему наблюдения и экспериментальные факты.
| Опрос -это выяснение мнения сообщества по тем или иным вопросам. По итогам опроса могут быть изменены или отменены существующие либо приняты новые правила и руководства (за исключением противоречащих общим принципам проекта).
| Классификация -это разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким – либо важным для исследователя признаком.
| Тестирование - целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
| Моделирование -изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих исследователя.
| Беседа - как метод научного исследования позволяет выяснить мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям и тем самым составить более глубокое представление о сущности и причинах этих явлений.
|
| Интервьюирование -как индивидуальный метод обследования интервью применяется в дополнение к анкете для расширения полученной с ее помощью информации. В то время, когда анкета в сжатые сроки может дать зарисовку общественного мнения нескольких тысяч человек, интервью обеспечивает учёного менее обширной, но более подробной информацией.
|
| Анализ документации -это совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определённых исследовательских задач.
|
| Анализ продуктов деятельности -это метод изучения личности, позволяющий опосредованно изучать ее психологические особенности по практическим результатам (продуктам) деятельности.
|
| Сравнение -познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов.
|
|