Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Приложение А 1 страница



Приложение А

Шифр работы_____________

Изучение уровня субъективного контроля студентов первого курса

(отчёт по итогам эмпирического исследования)

НОВОКУЗНЕЦК, 2012

Содержание исследования

На лабораторных занятиях в подгруппе студентов 1 курса, состоящей из 14 человек, проведено эмпирическое исследование ряда личностных особенностей студентов, в том числе уровня субъективного контроля и общительности.

Уровень субъективного контроля (УСК) является одной из важных социально–психологических характеристик личности. УСК отражает степень активности, самостоятельности человека в достижении целей, ответственности за происходящие в жизни события, играет важную роль в формировании межличностных отношений.

Разработка проблемы изучения локуса контроля началась в США в 60 – е годы 20 – го века. В современной трактовке понятие введено в науку представителем американской ветви бихевиоризма Роттером Дж.. В основу определения локуса контроля (УСК)личности по Роттеру Дж. положены следующие предпосылки:

1) Люди различаются между собой по тому, как и где они локализуют контроль над значительными для себя событиями. Возможны два полярных типа такой локализации: экстернальный и интернальный. В первом случае человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом действия внешних сил - случая, других людей и т.д. Во втором случае человек интерпретирует значимые события как результат своей собственной деятельности. Каждому человеку свойственна определенная позиция на континууме, простирающемся от экстернального к интернальному типу контроля.

2) Локус контроля, характерный для индивида, универсален по отношению к любым событиям и ситуациям, с которыми ему приходится сталкиваться.

В отечественной психологии изучением уровня субъективного контроля и его взаимосвязи с различными психологическими особенностями личности занимались Муздыбаев К., Бажин Е., Голынкина Е., Эткинд А., Реан А., Карандешев Д.. Установлено, что интерналы и экстерналы различаются между собой способами интерпретации событий, реакциями на психотерапию, уровнем тревожности, конформности и др.. При изучении самооценок людей с разными типами субъективного контроля было установлено, что люди с низким (экстернальным) УСК характеризуют себя как людей эгоистичных, зависимых, нерешительных, несправедливых, суетливых, враждебных, неуверенных, неискренних, несамостоятельных, раздражительных, тревожных. Люди с высоким (интернальным) УСКсчитают себя добрыми, независимыми, решительными, справедливыми, способными, дружелюбными, честными, самостоятельными, невозмутимыми. В ряде исследований указывается на наличие положительной связи интернальности с уровнем общительности личности.

Цельюнастоящей работы являлось изучение уровня субъективного контроля в подгруппе студентов и характера связи уровня общей интернальности с уровнем общительности.

В процессе анализа эмпирических данных планировалось получить ответы на следующие вопросы:

  1. Какими количественными и качественными показателями характеризуется уровень субъективного контроля (по всем шкалам методики УСК) в целом по группе студентов?
  2. Каково соотношение интернальных и экстернальных вариантов субъективного контроля по шкале общей интернальности в данной группе студентов?
  3. По каким шкалам методики уровень субъективного контроля выше/ниже? С чем это может быть связано?
  4. Существует ли взаимосвязь между уровнем общительности (фактор А по методике «16-ФЛО-187-А» ) студентов и общим уровнем субъективного контроля (Ио) в данной группе? Каков характер этой связи?

Сбор эмпирического материала осуществлялся с использованием методик «УСК» (Адаптированный вариант Бажин Е. Ф., Голынкина С. А., Эткинд А. М.) и «16-ФЛО-187-А» Кеттелла Р.. Обработка результатов исследования, полученных по методике УСК, проводилась по семи шкалам (результаты представлены в протоколах приложения С).

1. Шкала общей интернальности (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. Люди с высоким показателем по данной шкале считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий, они могут управлять ситуацией и брать на себя ответственность за свою жизнь в целом. Низкий показатель по шкалеИо соответствует низкому уровню субъективного контроля. Люди с низким показателем по шкале Ио не видят связи между своими действиями и значимыми событиями, рассматривая их как результат случая или действия других людей.

2. Шкала интернальности в области достижений (Ид). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями. Люди с высоким показателем по шкале Ид считают, что всего самого хорошего в своей жизни они добились сами и что они способны с успехом идти к намеченной цели в будущем. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек связывает свои успехи, достижения и радости с внешними обстоятельствами - везением, счастливой судьбой или помощью других людей.

3. Шкала интернальности в области неудач (Ин). Высокий показатель по этой шкале говорит о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и неудачах. Низкий показатель свидетельствует о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатами невезения.

4. Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис). Высокий показатель Ис означает, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни. НизкийИс указывает на то, что субъект считает своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

5. Шкала интернальности в области производственных отношений (Ип). Высокийпоказательпо шкалеИп свидетельствует о том, что человек считает себя, свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, в частности, в своем продвижении по службе. Низкий Ип указывает на склонность придавать более важное значение внешним обстоятельствам - руководству, коллегам по работе, везению - невезению.

6. Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им).Высокий показатель по шкале Им свидетельствует о том, что человек чувствует себя способным вызывать уважение и симпатию других людей. НизкийИм указывает на то, что субъект не склонен брать на себя ответственность за свои отношения с окружающими.

7. Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из). Высокийпоказатель по данной шкале свидетельствует о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье и полагает, что выздоровление зависит преимущественно от его действий. Человек с низким показателем по шкале Из считает здоровье и болезнь результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Уровень общительности студентов определялся на основе фактора А – «замкнутость - общительность» по методики Кеттела Р.. Характеристика фактора А. представлена ниже.

Человек, имеющий низкий балл (1-3 стена) по фактору А склонен к ригидности, холодности, скептицизму и отчужденности. Вещи его привлекают больше, чем люди. Такой человек предпочитает работать сам, склонен к точности, ригидности в деятельности, избегает компромиссов. Иногда он склонен быть критически настроенным, несгибаемым, твердым, жестким. Направление в сторону снижения балла от среднего значения (4 стена) указывает на то, что человек характеризуется как сдержанный, обособленный, критический, холодный. Направление в сторону повышения балла от среднего значения (7 стенов) характеризует человека как обращённого вовне, легкого в общении. Высокие баллы по фактору (8-10 стенов) говорят о склонности человека к добродушию, легкости в общении, эмоциональному выражению. Такой человек готов ксотрудничеству, внимателен к людям, мягкосердечен, добр, приспособляем, предпочитает ту деятельность, где есть занятия слюдьми. Этот человек легко включается в активные группы, он щедр в личных отношениях, не боится критики, хорошо запоминает события, фамилии, имена, отчества.

На основании полученных в ходе исследования данных (приложение С), составлена сводная таблица 1.

 

 

ТАБЛИЦА 1

<
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                         
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                                                                       
                   


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.