Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вывод формулы от чего и как зависит)



 

Технологическая карта занятия для 8 класса

«Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление»

Класс:
Предмет: Физика
Функциональная грамотность: Естественно-научная грамотность
Тема: «Электрическое сопротивление. Удельное сопротивление»
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Вид урока: Комбинированный урок
Цель: Познакомить обучающихся с электрическим сопротивлением как физической величиной. Дать объяснение природе электрического сопротивления на основании электронной теории, показать зависимость сопротивления от геометрических размеров проводника.
Задачи: 1. Обеспечить в ходе урока усвоение следующих понятий: «электрическое сопротивление», «удельное электрическое сопротивление»; 2. Продолжить формирование навыков самоконтроля и самооценки; 3. Формирование умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать обобщать изучаемые факты; 4. Формирование умения пользоваться физическими таблицами, умения самостоятельно проводить физический эксперимент, умения наблюдать и проводить эксперимент в виртуальной лаборатории; 5. Развитие познавательного интереса; 6. Содействовать в ходе урока формированию научного мировоззрения (причинно-следственных связи явлений, познаваемость мира и его закономерностей).
Планируемый результат Предметные: - Умеют определять удельное сопротивление, - Пользоваться таблицей удельных сопротивлений; - Применяют полученные знания при решении задач; - Умеют сопоставлять и систематизировать экспериментальные и теоретические знания; - Выполняют эксперимент, умеют пользоваться инструкцией. - Вывели формулу для расчета сопротивления проводника Метапредметные: - Формирование вычислительных навыков, соблюдение техники безопасности при работе с электрическим током. Личностные: - Представляют закономерность связи явлений природы; сформирован познавательный интерес; - Умеют самостоятельно приобретать знания и практические умения.
УУД Регулятивные: · Умеют выполнять действия по инструкции; оценивать и корректировать результаты; · Ставить цели на урок и планировать свои действия по достижению цели; делать выводы. Познавательные: · Умеют анализировать данные полученные экспериментальным путем; · Обобщать; делать выводы. Коммуникативные: · Умеют строить продуктивное взаимодействие в группе; · Участвовать в коллективном обсуждении; · Слушать, аргументировать свой ответ.
Формы организации работы детей: • восприятие информации, сообщаемой учителем • восприятие информации через видеоряд • тестирование • ответы на вопросы • работа с таблицами • просмотр решения задачи по образцу • фиксация выводов
Средства обучения Учебник, лабораторное оборудование, интерактивная доска, раздаточный материал.

 


 

Этап урока Содержание урока, деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые компоненты ФГ Дидактический материал
1. Организационный момент Приветствие обучающихся, проверка присутствующих Готовность к уроку. переход на рабочее состояние    
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Дает задачу из банка PISA для решения и повторения изученного материала на прошлых уроках, обсуждение ответов.   Проводит фронтальный устный опрос.   Задает проблемную ситуацию «220 воль опасно для жизни человека или нет?»   Подводит диалог к теме урока. (Чтобы определить степень воздействия на человека, следует отметить, что тело представляет собой проводник электрической энергии, через который может свободно протекать электрический ток. Чем больше омическое сопротивление, тем меньше ток, протекающий через человека. ) Как вы думаете, что мы сегодня будет с вами изучать? (Электрическое сопротивление) Сегодня на уроке мы с Вами поговорим об электрическом сопротивлении проводников, удельном сопротивлении. Запишите, пожалуйста, тему урока (тема урока записана на слайде) Решают задачу, отвечают на вопросы.   Размышление по теме, выдвигают предположение и дают ответ. Дискуссия с одноклассниками и учителем. Записывают тему урока и дату в тетради. Креативное мышление   Естественно-научная грамотность   Глобальные компетенции   Презентация
3. Изучение нового материала   Создание первой проблемной ситуации   Создание второй проблемной ситуации Всегда ли сила тока будет зависеть только от напряжения, и не будет зависеть от других физических величин и свойств проводника? Для ответа на эти вопросы проведём следующие исследования:   Соберём электрическую цепь, состоящую из источника тока, вольтметра, амперметра, ключа, проводников из различных материалов. - В первый раз используем в электрической цепи толстый и короткий медный провод (такой как в автомобилях, идущих от аккумуляторной батареи). Записываем показания амперметра. (I =   A). - Во второй раз вместо медного берём тонкий и длинный никелиновый провод. Снимаем показания амперметра (I =  A). - И наконец, возьмём железный провод. По результатам исследования составим таблицу (на доске рисуем табличку)
Материал проводника Сила тока (А)
1. Медь  
2. Железо  
3. Никель  

 

Какой делаем вывод? Сила тока в электрической цепи при различных проводниках различна. Следовательно, сила тока зависит от свойств самого проводника, т.е. от рода вещества, из которого изготовлен проводник

Способность проводника оказывать противодействие электрическому току и называют электрическим сопротивлением или просто сопротивлением. Запишем определение. Физическая величина, характеризующая противодействие проводника электрическому току называют сопротивлением и обозначают буквой R. (на слайде расчетная формула, нужно записать)

Таким образом, сопротивление характеризует сам проводник. В каких же единицах измеряют сопротивление? Единица измерения (СИ) - 1 Ом. В честь немецкого учёного Георга Ома, который впервые ввёл это понятие в физику. (немного из жизни)

(на слайде; нужно записать)

На практике часто используют и другие единицы: миллиом (мОм), килом (кОм), мегаом (МОм).

1 мОм=0,001 Ом;

1 кОм=1000 Ом;

1 Мом= 1 000 000 Ом

(на следующем слайде)

(Вывод формулы от чего и как зависит)

Если обозначить сопротивление проводника буквой R, его длину — буквой l, площадь поперечного сечения — буквой S, то формула для вычисления сопротивления будет иметь вид

(на следующем слайде)

где ρ — коэффициент, характеризующий электрические свойства вещества, из которого изготовлен проводник. Этот коэффициент называется удельным сопротивлением вещества и вычисляется по формуле

Где

 S - площадь поперечного сечения проводника,

l - длина проводника

 

Удельное сопротивление – это физическая величина, которая определяет сопротивление проводника из данного вещества длиной 1 м, площадью поперечного сечения 1 м2.

(записывают сначала определение и формулы в тетрадь)

 

Далее на столах QR-код с таблицей удельного сопротивления металлов.

 

Например, удельное сопротивление никелина равно 0,4. Это означает, что сопротивление никелинового проводника длиной 1 м и площадью поперечного сечения 1 мм2 равно 0,4 Ом.

Спросить с какими приборами дети знакомы (амперметр, вольтметр. Как вы думаете, какой прибор измеряет сопротивление? (некоторые могут знать)

(следующий слайд)

Чтобы изменить силу тока в электрической цепи, используют омметры.

Омметр — прибор для измерения сопротивления.

Наблюдают за тем, что происходит и делают вывод   Записывают определение и формулы в тетрадь.   Так же, пытаются сами сделать вывод о том, что сила тока зависит от свойств самого проводника, т.е. от рода вещества, из которого изготовлен проводник.   Электрическое сопротивление металлов прямо пропорционально длине проводника и обратно пропорционально площади его поперечного сечения.   Переходят по QR-коду и находят информацию.     Естественно-научная грамотность   Креативное мышление     Математическая грамотность   Презентация Источник тока Вольтметр Амперметр Соединительные провода Провода разной длины, сечения, материала Омметр
4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи -В чём причина электрического сопротивления, что же ограничивает силу тока в проводнике? Вспомним учебные вопросы начала урока? В ходе обсуждения, учащиеся приходят к выводу, что причиной сопротивления является взаимодействие движущихся свободных электронов с ионами кристаллической решетки. Задает вопрос о том, почему создаются новые сплавы металлов и зачем. Возникает дискуссия. Учащиеся выдвигают гипотезы и приходят к общему выводу. Естественно-научная грамотность  
5. Самостоятельная работа с самопроверкой В качестве закрепления материала учащимся предлагается решить задачу. Кто может решают сами, и затем сравнивают с доской, у кого задание вызывает затруднения решают вместе с доской. Решают задачу, отвечают на вопросы. Математическая грамотность Естественно-научная грамотность Презентация Раздаточный материал
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение Итак, настало время обобщить наши полученные сегодняшние знание и проверить наш опорный конспект. Обсудить что обучающиеся знали до урока и что узнали нового. Проверка опорного конспекта, дополнение его, его что-то упустили.   Презентация
7. Рефлексия учебной деятельности Организует рефлексию. Оценка собственной работы на уроке   Презентация Раздаточный материал
8. Домашнее задание Параграф 43 прочитать, Упражнение 28 выполнить письменно. По желанию: *Составить инструкцию по работе с электроприбором *Составить интеллект-карту по теме «Электрическое сопротивление» Записывают домашнее задание   Презентация

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.