Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культура Киевской Руси 9-11 века ( до монголов)+ первая четверть 13 века



Культура Киевской Руси 9-11 века ( до монголов)+ первая четверть 13 века

Черты периода
Религиозное мировоззрение
Двоеверие: христианизация страны при сохранении пережитков язычества
Традиционализм
Культурное единство народа ( нет четко выраженного разделения на культуру господствующего класса и культуру народных масс)
Анонимность большинства произведений искусства

 

ПИСЬМЕННОСТЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
Распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX века братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов.
Кирилл и Мефодий- просветители, создатели славянской азбуки, проповедники христианства, первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык
Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся к началу X в. Договор 911 г. между Олегом и Византией был написан на двух языках - греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.

О распространении грамотности среди различных слоев древнерусского общества свидетельствуют новгородские берестяные грамоты XI века, содержащие бытовые записи характера, письма и т.д.

Первые школы. Несмотря на достаточно широкое распространение грамотности (берестяные грамоты и граффити вышли из-под руки ремесленников, купцов, женщин), образование было привилегией высших слоев общества, для детей которых в XI века были открыты первые школы. Более трехсот детей обучались в киевской школе, открытой Ярославом Мудрым. Сестра Владимира Мономаха создала в Киеве женский монастырь, в котором девушек обучали грамоте. Появились и школы высшего типа, готовившие к государственной и церковной службе. Князья и часть духовенства владели иностранными языками. Монастыри и князья собирали значительные по тем временам библиотеки

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ
1. Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины ("старины"), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал "ласковый князь" Владимир Красное Солнышко.

Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV века служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью ("Остромирово Евангелие" XI в. и "Мстиславово Евангелие" XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.

"Остромирово Евангелие" -первая рукописная книга на Руси

Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную

Переводились в основном Священные писания, также исторические произведения и хроники

Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести.
Летописи представляют собой погодные ("по летам") записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение
Древнейшая русская летопись - "Повесть временных лет", составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора и датируют 1113 г. "Повесть временных лет"
в 1118 г по заказу В. Мономаха была отредактирована Выдубицким игуменом Сильвестром. Этот вариант дошел до наших дней.

 

Житие (агиография) представляет собой жизнеописание знаменитых духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.)

Слово (поучение, речи) - произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра - торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия - "Слово о законе и благодати", которое приписывают первому киевскому митрополиту Иллариону (вторая четверть XI в.). "Слово" - первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором - представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей.
Яркий образец нравоучительного красноречия - "Поучение Владимира Мономаха" (1096 или 1117г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.

 

Особую группу памятников древнерусской литературы составляют "хождения" ("хожения") - разновидность литературы путешествий. Их главное назначение - рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра - "Хожение игумена Даниила" в Палестину

Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является "Слово о полку Игореве", (конец ХII в.)- рассказ о неудачном походе Игоря Святославича, князя новгород-северского, на половцев в 1185
Это призыв к единству русских земель, выступающее против усобиц, противопоставляющее два состояния человечества - мира и войны. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры.

"Моление Даниила Заточника", памятник древнерусской литературы 13 в. Написан в форме послания к переяславско-суздальскому князю Ярославу Всеволодовичу. Автор, попавший в нужду, просит князя о помощи, изображает его как защитника подданных. Некоторые исследователи считают "Моление..." первым опытом древнерусской дворянской публицистики.

 

АРХИТЕКТУРА
Русь долгие годы была страной деревянной и ее архитектура, ее языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, как и народы, жившие рядом с восточными славянами, выражал свое восприятие | строительной красоты, чувство пропорции, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная apxитектуpa восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобного перехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была xapaктерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек — клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

Мир Византии, мир христианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции: Русь восприняла сооружения церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь начиная со времени Владимира, а также работающие с ними русские умельцы, применяли к традициям русской деревянной архитектуры

 

Каменное строительство начинается в конце X в

10 век. Десятинная церковь (церковь Успения Пресвятой Богородицы) в Киеве — первая каменная церковь Киевской Руси. Сооружена между 986г. и 996г. в Киеве.
В церкви были два алтаряВ конце 1240г. орды хана Батыя, взяв Киев, уничтожили Десятинную церковь — последний оплот киевлян. По преданию, Десятинная церковь рухнула под весом набившегося в неё народа, пытавшегося спастись от монголов.

 

 

11 век.
Собор святой Софии (Софийский собор)был построен в XI веке в центре Киева по приказу Ярослава Мудрого. На рубеже XVII-XVIII веков был внешне перестроен в стиле украинского барокко

 

11 век
Собор Святой Софии — главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045—1050 годах. Является древнейшим сохранившимся храмом на территории России, построенным славянами

11 век
Золотые ворота в Киеве
построены честь победы над печенегамиодин из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными, в силу того, что этому сооружению придавалось особенное значение. Строили их в технике смешанной кладки, известной ещё со времен Древнего Рима: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы

Плинфа-широкий плоский, обожённый, кирпич, применялся в строительстве в Византии и Южной Руси 10-13 вв.

 

РАЗДРОБЛЕННОСТЬ. Начинают складываться особые местные центры культуры
Рассмотрим две земли Северо-восточную Русь и Новгород

Северо-восточная Русь
12 век
Церковь Покрова на Нерли. Построен Андреем Боголюбским в честь умершего сына. Другая версия Храм был отстроен в 1165 г. в честь победы Владимирских полков над волжскими булгарами

12 век
Успенский собор во Владимире. Фрески Успенского собора и знаменитая «Троица» — единственные произведения, про которые достоверно известно, что писал их Рублев.( естественно позднее)

 

12 век
Дмитриевский собор во Владимире
Придворный храм, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе,посвященный святому воину Дмитрию Солунскому. Собор был заложен в 1194 г. По сравнению с Успенским Дмитриевский собор невелик, но очень изящен и торжествен.
Стены собора покрыты скульптурными украшениями, отчего храм кажется ажурным. Впервые в русском зодчестве встречается такая обильная скульптурная декорация.

 

12 век
Золотые ворота во Владимирепамятник русского военного зодчества времени возвышения Владимирского княжества при Андрее Боголюбском и роста стольного города Владимира. Золотые ворота включались в западную линию городских валов, сооруженных в 1158-1164 гг. княжескими градодельцами.Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Золотые ворота оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города

 

НОВГОРОД
Отличительными чертами новгородского и псковского архитектурного стиля были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относится церковь Спаса на Нередице

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Древнерусское изобразительное искусство развивалось под значительным влиянием христианской религии и было тесно связано с культовым строительством. Внутренние стены храмов богато украшались фресками, мозаиками, иконами.

Фреска - живопись водяными красками по сырой штукатурке. Первые фрески были выполнены греческими мастерами.

Мозаика ("мерцающая живопись") как вид изобразительного искусства была известна в Киеве в Х-ХI вв. Техника мозаики также была привезена на Русь византийскими мастерами. Изображение набиралось из смальты - специального стекловидного материала

 

Необходимым атрибутом храмов были иконы. Первые иконы на Руси появляются в Х в. Они были привезены на Русь греками из Византии, и русское иконописание находилось под влиянием византийской школы. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках "Владимирская Богоматерь"
Согласно легенде икона была написана при жизни Богоматери евангелистом Лукой на крышке стола, за которым трапезничали Спаситель и Дева Мария.Когда Пресвятая Богородица увидела этот дивный образ, Она сказала: «Отныне будут почитать меня все люди. Благодать Родившегося от Меня и Моя с сею иконой да будет».

 

Подарена Св Владимиру византийским императором. Хранилась в Вышгороде. Почиталась чудотворной.Похищена Андреем Боголюбским и вывезена в Северо-восточную Русь
Икона чудотворная. Трижды она спасала и помогала Руси ( отвернула Тамерлана, помогла в бескровной победе на реке Угре и избавила Москву от хана Махмет-Гирея)
В 1395 г. во время нашествия на Русь монголо-татар под предводительством хана Тамерлана икону принесли в Москву для молитв о покровительстве и спасении города. По молитвам иконе Богородицы Владимирской Москва была чудесно избавлена от разорения. Начался новый этап в почитании иконы. Окончательное перенесение иконы в Москву произошло в 1480 г. В XVI в. Владимирская Богоматерь становится главной святыней Русского государства.

 

РУССКИЕ ИКОНЫ
Наиболее известными были новгородская, псковская, ярославская, киевская школы. Характерными особенностями иконописания, независимо от местных традиций, являются плоскостное изображение, обратная перспектива, символика жестов и цвета. Главное внимание уделялось изображению лица и рук. Все это должно было способствовать восприятию иконы как божественного изображения.

Спас Нерукотворный
Написанный в Новгороде во второй половине XII века, позднее он был перевезен в Москву.

 

Дмитрий Солунский. Конец XII - начало XIII века.

 

Святитель Николай, Новгород 13 век

 

 

Святые Борис и Глеб. Икона из Саввино-Вишерского мон-ря. XIII в.

 

 

Архангел Гавриил. (Ангел Золотые Власы). вторая половина XIIв.

Творения новгородских живописцев.

 

 

Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее "рукопись лицевая»

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Выдающееся развитие в домонгольское время получило русское художественное ремесло. По подсчетам Б.А. Рыбакова, в русских городах работали ремесленники более 60 специальностей.
Исключительного расцвета достигло ювелирное искусство. Большим спросом на мировом рынке пользовались ювелирные изделия, выполненные в техниках чеканки, скани, гравировки, черни по серебру, зерни, перегородчатой эмали.
• Зернь – украшение ювелирных изделий зернышками из металла;
• Гравировка – украшение ювелирных изделий рисунком, вырезанным на металле;
• Филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой крученой проволоки

Височные кольца 12 век

 

Золотые колты. XII в. Из Десятичной церкви в Киеве.

 

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
1. Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами окружающих народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации.
2. Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.
3. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.
4. Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности.
5. Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.Основу этого синтеза составила языческая культура восточно-славянских племен.
6. Второй важнейшей составляющая явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии, предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для развития контактов с Европой, дав таким образом мощный импульс для развития культуры в целом

ИТОГИ
1. Синтез языческой культуры восточных славян и христианской традиции Византии обусловил самобытность русской национальной культуры, способствовал ее развитию.
2. Несмотря на то, что Русь позже других европейских стран вступила на путь исторического развития, к XII веку она стала одним из наиболее развитых в культурном отношении государств того времени.
3. XII-XIII вв. характеризуются расцветом местных стилей летописания, зодчества, изобразительного и прикладного искусства, на базе которых начался процесс формирования единой национальной культуры.
Характерными чертами русской культуры являются: стремление к монументальности, масштабности, образности в летописании; народность, цельность и простота в искусстве; мягкость, жизнелюбие, доброта в живописи; постоянные искания, сомнения, страсти в литературе; слитность творца культурных ценностей с природой, его ощущение сопричастности всему человечеству, переживания за людей, за их боль и несчастия.

ВЫВОД: ОТКРЫТОСТЬ и СИНТЕТИЧНОСТЬ древнерусской культуры, ее мощная опора на народные истоки и народное восприятие, переплетение христианских и народно-языческих влияний привели к тому, что в мировой истории называют ФЕНОМЕНОМ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.