Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рисунок 2.3 – Силы в зацеплении червячной передачи



Рисунок 2.3 – Силы в зацеплении червячной передачи

 

Окружная составляющая Ft2 (Н) нормальной силы Fn (Н) на начальном диаметре колеса dw2 (мм) равна осевой составляющей Fх1 (Н) нормальной силы Fn (Н) на начальном диаметре червяка dw1  

                                                           Ft2= Fх1 =2×103×Т2/ dw2 .                                     (2.9)

Окружная составляющая Ft1 (Н) нормальной силы Fn (Н) на начальном диаметре червяка dw1 (мм) равна осевой составляющей Fх2 (Н) нормальной силы Fn (Н) на начальном диаметре колеса dw2  

                                                            Ft1= Fх2 = Ft2× tg(g±j¢),                                      (2.10)

где g - угол подъема линии витков червяка; j¢ - угол трения.

Угол трения j¢вычисляют на основании зависимости

                                                                    tg j¢= f /cos an¢= f ¢,                                     (2.11)

где an¢ - угол в нормальном сечении (tg an¢= tg aх×соs g); f и  f ¢ - коэффициенты трения.

Нормальная сила в зацеплении Fn (Н) 

                                               Fn = Ft2 cos j¢/cos an¢×cos (g±j¢).                          (2.12)

Радиальная составляющая  Fr1 (Н) нормальной силы Fn (Н) на начальном диаметре червяка dw1 (мм) равна радиальной составляющей Fr2 (Н) нормальной силы Fn (Н) на начальном диаметре колеса dw2 .

                                            Fr1= Fr2= Fn×sin a n¢ = Ft2×tg a n¢ / соs g.                      (2.13)

Для установления величины усилий в зацеплении планетарных передач всех типов рассматривают равновесие каждого звена под действием внешних нагрузок

Рисунок 2.4 – Силы в планетарной зубчатой передаче:

a) – распределение усилий между колесами; б) – силы в зацеплении

 ( F(1)gа, F(2)gа, F(3)gа–силы, действующие между сателлитом и центральным колесом а; Fgb – сила, действующая между сателлитом и центральным колесом b; Та, Тh – моменты вращающие на центральном колесе и водиле соответственно; wa, wh – угловые скорости на центральном колесе и водиле соответственно; Fhg – сила, действующая между водилом и сателлитом)

    

Силы в зацеплении сателлита с центральным колесом рассчитывают с учетом коэффициента неравномерности нагрузки КН по наиболее нагруженному сателлиту. В расчетах опор сателлитов необходимо учитывать центробежную силу. Радиальные составляющие сил, действующих в передаче, которая имеет несколько сателлитов, не учитывают, т.к. они уравновешивают друг друга.

В трехсателлитной передаче (рисунок 2.4) вращающий момент Та на центральном колесе ауравновешивается силами F(1)gа, F(2)gа, F(3)gа

                                                                         Та=rba×( F(1)gа+F(2)gа+F(3)gа ,                     (2.14)

где rba – радиус основной окружности центрального колеса.

В идеальной передаче силы равны и нормальная сила от сателлита Fgа

                                                                                Fgа = Та/( rba×nw).                              (2.15)

 В случае передачи с числом сателлитов nw>3 неравномерность рас-пределения нагрузки исключить не удается и это учитывается умножением силы Fgа на коэффициент неравномерного распределения нагрузки КН. Участие сателлита одновременно в двух зацеплениях приводит к тому, что одновенцовый сателлит не передает вращающий момент и находится в равновесии под действием сил Fаg, Fbg и Fhg со стороны колес a, bи водила h соответственно.

Учитывая, что углы зацепления aw одинаковы, из уравнения равновесия

                                                                                Fhg =2× Fаg×КН×cos aw.                        (2.16)

Сила Fhg необходима при расчете подшипника сателлита и оси водила. Нормальную силу Fn , приходящуюся на единицу длины контактной линии l, называют удельной нагрузкой

                       wm=Fn/l.                                       (2.17)

     Рабочая нагрузка равна произведению удельной нагрузки на корректирующие коэффициенты (коэффициенты режима нагружения, неравномерности распределения нагрузки, динамического влияния и т.п.), которые устанавливаются в каждом конкретном случае с учетом принятых критериев работоспособности. В расчетах оценивают нагрузку, которая вызывает наибольшее опасное напряжение для данного вида повреждения.

Расчет нагрузок, изменяющихся во времени, может быть произведен по одному из нижеприведенных методов (ГОСТ 21354 – 87).

Метод эквивалентных циклов ориентирован на приведение переменной нагрузки к величинам, вызывающим наибольшее повреждение элементов передачи. При расчете на контактную выносливость за исходную нагрузку Т принимают наибольшую из подводимых к передаче, для которой число циклов перемены напряжений не менее 0,03×NНlim1; соответствующее этой нагрузке эквивалентное число циклов напряжений NНЕ1

                                                             NНЕ1 =mН× NНlim1 ,                                           (2.18)

где NНlim1 – базовое число циклов нагружений; mН – коэффициент, учитывающий характер циклограммы.

Для ступенчатой циклограммы mН равен

                                                                    mН =å( Т1i / Т)3(Nci/NНlim1) .                      (2.92)

При плавном характере циклограммы величина mН

                                                        mН =  .                    (2.19)

При расчете на выносливость при изгибе за исходную расчетную нагрузку Т1F (или Т2F) принимают наибольшую длительно действующую с числом циклов перемены напряжений более 5×104; соответствующее этой нагрузке эквивалентное число циклов напряжений N

                                                               NFЕ =mF× NFlim ,                                             (2.20)

 где mF – коэффициент, учитывающий характер циклограммы       

                                                            mF =å( Т1i /Т1F)qF ×(Nci/ NНlim1),                      (2.31)                                                       

где qF –показатель степени кривой выносливости при циклическом изгибе.

Метод эквивалентных моментов предусматривает, что эквивалентный момент учитывает значение и длительность всех уровней нагрузки:

- при расчете на контактную выносливость за исходную расчетную нагрузку Т (или Т ) принимают эквивалентный момент                                                      

                                                             ТНЕ =Тmax[å(Ti/Tmax)3×(Nci /NK)]1/3 ;                    (2.22)

- при расчете на выносливость при изгибе за исходную расчетную нагрузку Т1F (или Т2F) принимают эквивалентный момент 

                                                                 Т =Тmax[å(Ti/Tmax)3×(Nci / NK)]1/qF ,           (2.23)

  Метод эквивалентных напряженийоснован на определении расчетного напряжения для каждой ступени циклограммы:

- при расчете на контактную выносливость эквивалентное напряжение sНЕ                                       

                                                                        sНЕ=КНЕ×sН1,                                            (2.24)

где sН1 –расчетное напряжение соответствующее первой ступени циклограммы; КНЕ - коэффициент эквивалентности, который равен:   

                                           КНЕ =[å(sНi /sН1)6×(Nci / NНå)]1/6 при sНi >sНlim;             (2.25)

                                             КНЕ =[å(sНi /sН1)20×(Nci / NНå)]1/20 при sНi £sНlim,          (2.26)

 где NНå – суммарное число циклов всех ступеней циклограммы; sНi – расчетное напряжение, соответствующее i -й ступени циклограммы (sНi³0,75×sНlim ); Nci – соответствующее этой ступени число циклов перемены напряжений (Nci ³0,03 ×NНlim);

-при расчете на выносливость при изгибе эквивалентное напряжение s определяют по формуле                                        

                                                                     s=К×sF1,                                                  (2.27)                                                             

где sF1– расчетное напряжение соответствующее первой ступени циклограммы; К - коэффициент эквивалентности

                                                              К =[å(sFi /sF1)qF×(Nci /NFå)]1/qF ,                           (2.28)

где NFå -суммарное число циклов всех ступеней циклограммы, принятых в расчете на изгиб-

ную выносливость; sFi - расчетное напряжение, соответствующее i -й ступени циклограм-

мы; Nci - соответствующее этой ступени число циклов перемены напряжений; qF – показатель кривой выносливости.

Контактное напряжение sН (МПа) в полюсе зацепления равно

                                                               sН =sН0×(КН)1/2,                                            (2.29)

где sН0 – контактное напряжение без учета дополнительных нагрузок, МПа; КН – коэффициент неравномерности распределения нагрузки.

Коэффициент нагрузки КН

                                                            КН = КА× КНv × КНb × КНa,                               (2.30)

где КА – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку;

КНv – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку;

КНb – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий; КНa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.

Величину контактного напряжения sН0 (МПа) в зависимости от: окружного усилия Ft (Н) на делительном цилиндре в торцовом сечении, делительного диаметра d1 (мм) ведущего элемента, рабочей ширины bw (мм)  венца контактирующих элементов и передаточного числа устанавливают по следующей зависимости

                                                  sН0=ZE×ZH×Ze×Zb×[Ft×(u+1)/(bw×d1×u)]1/2,                  (2.31)

где ZE – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес

                                                               ZЕ ={Eпр/[p×(1– m2)]}1/2 ;                                 (2.32)

ZH – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев в полюсе зацепления (влияние радиусов кривизны боковых поверхностей и переход от окружной силы на делительном цилиндре на нормальную на начальном цилиндре)

                                                         Z Н =(1/cos at)×(2×cos bb /sinaw)1/2 ;                           (2.33)

 Ze – коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий

                                                                 Z e=(1/ea)1/2;                                                (2.34)

Zb –коэффициент, учитывающий наклон зуба.

Допускаемое контактное напряжение sНР (МПа) не вызывающее опасной контактной усталости материала при минимальном запасе прочности SHmin

                                                   sНР =sНlim× ZL×ZR×Zv×Zw×ZX/SHmin,                           (2.35)

где sНlim – предел контактной выносливости поверхностей зубьев, соответствующий эквивалентному числу циклов напряжений, МПа; ZL – коэффициент, учитывающий влияние вязкости смазочного материала; ZR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопряженных поверхностей зубьев; Zv– коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости; Zw – коэффициент, учитывающий влияние перепада твердостей материалов сопряженных поверхностей зубьев ( , ; ZX – коэффициент, учитывающий размер зубчатого колеса.

Предел контактной выносливости sНlim (МПа) равен

                                                               sНlim=sНlimb ×ZN,                                                (2.36)

где sНlimb – предел контактной выносливости, соответствующий базовому числу циклов напряжений, МПа; ZN – коэффициент долговечности. Коэффициент долговечности ZN

                                                          ZN =(NHlim/NК)1/q,                                             (2.37)

где NHlim – базовое число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости при контактных напряжениях; NК –суммарное число циклов напряжений за весь срок службы (при использовании метода эквивалентных циклов вместо NК подставляют NНЕ); q – показатель степени кривой выносливости при контактных напряжениях.

Допускаемое предельное контактное напряжение (sНРmax), не вызывающее остаточной деформации или хрупкого разрушения поверхностного слоя

                                                       sНPmax =sНSt/SНStmin,                                            (2.38)

где sНSt – предельное контактное напряжение при действии максимальной (пиковой) нагрузки; SНStmin – минимальный коэффициент запаса прочности по максимальным контактным нагрузкам.

Нагрузочная способность поверхности зубьев обеспечивается при выполнении любого из критериев:

 - критерия напряжений

                                                           sН £sНP,                                                                (2.39)                                                        

                                                         sНmax £sНРmax;                                                         (2.40)

- критерия безопасности

                                                           SН³ SНmin,                                                              (2.41)

                                                          SНSt³ SНStmin;                                                    (2.42)

- критерия ресурса

                                                            NL³ NK,                                                           (2.43)

                                                           sНmax £sНРmax;                                                (2.44)

- критерия вероятности безотказной работы

                                                         РН(NL³ NKРНmin,                                           (2.45)

                                                         РНSt(sНSt³sНmaxРНStmin.                              (2.46)

В этих формулах SН – расчетный коэффициент запаса прочности для предотвращения опасной контактной усталости; SНSt – расчетный коэффициент запаса прочности для предотвращения опасных разрушений поверхностного слоя при максимальной нагрузке; sНmax – максимальное контактное напряжение за весь срок службы; NL – число циклов напряжений в соответствии с расчетным сроком службы; NK– число циклов напряжений в соответствии с заданным сроком службы; РН – вероятность безотказной работы в течении заданного срока службы; РНmin – минимальное регламентированное значение РН; РНSt – вероятность безотказной работы при расчете по максимальным контактным нагрузкам;

РНStmin – минимальное регламентированное значение РНSt.

Напряжение изгиба sF (МПа) в опасном сечении на переходной поверхности контактирующих элементов в зависимости от окружной силы Ft (Н) на делительном диаметре (в торцовом сечении), ширины bw (мм) венца зубчатого колеса и нормального модуля mn устанавливают по

следующей формуле

                                                          sF = Ft×K F×YFS×Yb×Ye/(bw×mn),                           (2.47)

где YFS – коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжений (зависит от количества зубьев на колесе и величины смещения инструмента при нарезании зуба); Y b – коэффициент, учитывающий влияние угла наклона зуба; Ye – коэффициент, учитывающий влияния перекрытия зубьев; K F – коэффициент нагрузки.

Коэффициент нагрузки

                                                        K F = КА× КFv × КFb × КFa,                                     (2.48)

где КА – коэффициент, учитывающий внешнюю динамическую нагрузку; КFv – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамическую нагрузку; КFb – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий; КFa – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями.

Допускаемое напряжение изгиба sFР (МПа) на переходной поверхности, не вызывающее усталостного разрушения материала при минимальном коэффициенте запаса прочности SFmin

                                                   sFР =sFlimb×YN×YR×YX×Yd/SFmin,                             (2.49)

где sFlimb – предел выносливости зубьев при изгибе, МПа; YN – коэффициент долговечности; YR – коэффициент, учитывающий влияние шероховатости переходной поверхности; YX – коэффициент, учитывающий размер колеса; Yd –коэффициент, учитывающий чувствительность материала к концентрации напряжений и градиенту напряжений (опорный коэффициент).

Предел выносливости зубьев при изгибе sFlimb 

                                                                    sFlimb =s0Flimb×К,                                     (2.50)

где s0Flimb – предел выносливости зубьев при изгибе, соответствующий базовому  числу циклов напряжений, МПа; К – коэффициент, учитывающий технологию изготовления, способ получения заготовки, влияние шлифования, деформационного упрочнения и реверсивность (при одностороннем приложении нагрузки К»1).

Коэффициент долговечности YN

                                                                YN =(NFlim/NК)1/q,                                          (2.51)

где NFhlim – базовое число циклов перемены напряжений, соответствующее пределу выносливости материала при изгибе; NК – суммарное число циклов напряжений за весь срок службы (при использовании метода эквивалентных циклов вместо NК подставляют NFЕ).

Фактические значения контактных напряжений и напряжений изгиба не должны превышать допускаемых величин, что является основанием для установления геометрических параметров передачи.

Проектный расчет закрытых передач ведут по допускаемым контактным напряжениям с последующей проверкой по напряжениям изгиба. Расчет открытых передач производят по допускаемым напряжениям с последующей проверкой по контактным напряжениям. Допускаемое напряжение изгиба в опасном сечении (sFрmax), не вызывающее остаточной деформации, хрупкого излома или первичных трещин равно

                                                      sFpmax =(sFSt/SFstmin)×(YdSt/YdStT),                         (2.52)

где sFSt – предельное напряжение изгиба при действии максимальной 

нагрузке; SFstmin – минимальный коэффициент запаса прочности по максимальным нагрузкам; YdSt – опорный коэффициент при максимальной нагрузке; YdStT – опорный коэффициент испытываемого зубчатого колеса при максимальной нагрузке.

Нагрузочная способность зуба при изгибе обеспечивается при выполнении любого из критериев:

- критерия напряжений

                                                                     sF £sFP,                                                   (2.53)

                                                                    sFmax £sFрmax;                                          (2.54)

- критерия безопасности

                                                                   SF³ SFmin,                                                (2.55)

                                                                   SFSt³ SFStmin;                                           (2.56)

- критерия ресурса

                                                                   NL³ NK,                                                   (2.57)

                                                                  sFmax £sFРmax;                                          (2.58)

- критерия вероятности безотказной работы

                                                               РF (NL³ NKРFmin,                                      (2.59)                                      

                                                               РFSt(sFSt³sFmax) ³ РFStmin.                            (2.60)

В этих формулах SF–расчетный коэффициент запаса прочности для предотвращения усталостного разрушения материала; SFSt – расчетный коэффициент запаса прочности для предотвращения опасных повреждений при максимальной нагрузке; sFmax – максимальное местное напряжение от изгиба в опасном сечении за весь срок службы; NL – число циклов напряжений в соответствии с расчетным сроком службы; NK – число циклов напряжений в соответствии с заданным сроком службы; РF – вероятность отсутствия повреждений в течении заданного срока службы; FНmin – минимальное регламентированное значение РF; РFSt – вероятность отсутствия хрупкого излома или остаточной деформации при максимальной нагрузке; РFStmin –минимальное регламентированное значение РFSt

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.