Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лабораторная работа №2.. Методы коллективных экспертных оценок сложных систем.. Теоретический материал.



Лабораторная работа №2.

Методы коллективных экспертных оценок сложных систем.

1. Теоретический материал.

Методы коллективных экспертных оценок относятся к эвристическим методам. Это приемы и методы поиска решения задач и вывода доказательств, основанные на учете опыта решения сходных задач в прошлом, накоплении опыта, учете ошибок и интуиции.

Эвристические программы обычно не предназначены для получения точных численных решений, их главная задача – определение стратегии поиска приблизительных решений.

Экспертные методы – это методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации.

Экспертные методы (ЭМ) используются при наличии в процессе исследования систем управления интуитивной информации, преобразуемой воображением.

ЭМ используют:

- в предшествующих прогнозных исследованиях систем;

- в плановых исследованиях систем управления сложными системами.

 

Интуитивные (экспертные) методы исследований используют для анализа, диагностики состояния, последующего прогнозирования вариантов развития в следующих случаях.

1). Для объектов, развитие которых либо полностью, либо частично не поддается предметному описанию или математической формализации.

2). В условиях отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики по характеристикам объекта.

3). В условиях большой неопределенности среды функционирования объекта, рыночной среды.

4) При средне- и долгосрочном прогнозировании новых рынков, объектов новых областей промышленности, подверженных сильному влиянию открытий в фундаментальных науках (например, микробиологическая промышленность, квантовая электроника, атомное машиностроение).

5). В случаях, когда или время, или средства, выделяемые на прогнозирование и принятие решений, не позволяют исследовать проблему с применением формальных моделей.

6). Отсутствуют необходимые технические средства моделирования, например, вычислительная техника с соответствующими характеристиками.

7). В экстремальных ситуациях.

Степень достоверности экспертизы устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперта в конечном итоге подтверждается последующими событиями.

В формализованном, и в неформализованном  способах определения эксперта значительное место занимает профессиональный опыт и развитая на его основе интуиция.

Наличие дополнительной информации о прогнозируемых признаках лишь улучшает оценку эксперта.

 

Не любой специалист в своей профессиональной сфере может являться экспертом. Для того чтобы специалист мог выступать в роли эксперта, он должен удовлетворять следующим требованиям.

Требования, предъявляемые к эксперту:

1) высокий уровень общей эрудиции;

2) оценки  эксперта должны быть стабильны во времени и транзитивны;

3) эксперт должен иметь определенный практический или исследовательский опыт и быть признанным специалистом в данной области знаний;

4) эксперт должен иметь психологическую установку на будущее;

5) он должен быть способен к адекватномуотображению тенденций развития исследуемого объекта;

6) эксперт не должен быть заинтересован в конкретном результате прогноза.

 

Поскольку эксперты тоже люди, хотя и высококлассные специалисты, они могут совершать ошибки. Ошибки экспертов делятся на две группы.

· Ошибки первого вида – систематические.

Эксперт, склонный к систематическим ошибкам, выдает значения, ко­торые устойчиво отличаются от истинного в сторону увеличения или уменьшения. Ошибки этого вида связаны со складом ума экспертов.

Для коррекции систематических ошибок:

- можно применять поправочные коэффициенты;

- использо­вать специально разработанные тренировочные игры.

·  Ошибки второго вида – случайные.

Случайные ошибки изменяются от одной экспертной оценки к другой и характеризуются величиной дисперсии.

 

К сожале­нию, заранее (априори) определить способность человека де­лать правильные экспертные оценки невозможно.

Важным средством подготовки экспертов являются специ­альные тренировочные игры.

Деятельность эксперта может осуществляться:

- в устной форме (интервью);

- в письменной форме (ответы на вопросы специальных таблиц экспертных оценок или свободное изложение по заданной те­ме).

 

2. Задание на выполнение.

1. Какой эксперт предпочтительнее:

- оценки которого имеют малую дисперсию и систематическое от­клонение средней ошибки от нуля;

- со средней ошибкой, равной нулю, но с большей дисперсией?

2. Приведите пример системы, для анализа диагностики которой следует использовать экспертные методы в следующих случаях:

Ситуация Пример системы
развитие объектов либо полностью, либо частично не поддается предметному описанию или математической формализации  
отсутствие достаточно представительной и достоверной статистики по характеристикам объекта  
большая неопределенность среды функционирования объекта, рыночной среды.  
средне- и долгосрочное прогнозирование новых рынков, объектов новых областей промышленности, подверженных сильному влиянию открытий в фундаментальных науках  
время или средства, выделяемые на прогнозирование и принятие решений, не позволяют исследовать проблему с применением формальных моделей  
отсутствие необходимых технических средств моделирования    
экстремальные ситуации  

 

3. При составлении прогноза по поводу средней успеваемости группы ИТ-91 по предмету «Теория информационных процессов и систем» в ближайшую сессию кто может, а кто не может быть экспертом, и почему:

- преподаватель, читающий этот курс;

- студент группы ИТ-91;

- студент группы ИТ-92;

- декан факультета ИСТ;

- преподаватель, читающий этот курс в СамГТУ;

- министр образования РФ;

- специалист по информационным процессам и системам, работающий в Институте управления сложными системам?

 

Отметьте в таблице, каким требованиям, предъявляемым к экспертам, удовлетворяют указанные специалисты:

 

Требования, предъявляемые к эксперту преподаватель, читающий этот курс студент группы ИТ-51 студент группы ИТ-52 декан факультета ИСТ преподаватель, читающий этот курс в СамГТУ министр образования РФ специалист по информационным процессам и системам, работающий в Институте управления сложными системам
высокий уровень общей эрудиции              
оценки эксперта стабильны во времени и транзитивны              
наличие практического или исследовательского опыта                 
наличие психологической установки на будущее              
способность к адекватномуотображению тенденций развития исследуемого объекта              
отсутствие заинтересованности в конкретном результате прогноза              

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.