|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лабораторная работа №2.. Методы коллективных экспертных оценок сложных систем.. Теоретический материал.Лабораторная работа №2. Методы коллективных экспертных оценок сложных систем. 1. Теоретический материал. Методы коллективных экспертных оценок относятся к эвристическим методам. Это приемы и методы поиска решения задач и вывода доказательств, основанные на учете опыта решения сходных задач в прошлом, накоплении опыта, учете ошибок и интуиции. Эвристические программы обычно не предназначены для получения точных численных решений, их главная задача – определение стратегии поиска приблизительных решений. Экспертные методы – это методы, основанные на выявлении и обобщении мнений опытных специалистов-экспертов, использовании их опыта и нетрадиционных подходов к анализу деятельности организации. Экспертные методы (ЭМ) используются при наличии в процессе исследования систем управления интуитивной информации, преобразуемой воображением. ЭМ используют: - в предшествующих прогнозных исследованиях систем; - в плановых исследованиях систем управления сложными системами.
Интуитивные (экспертные) методы исследований используют для анализа, диагностики состояния, последующего прогнозирования вариантов развития в следующих случаях. 1). Для объектов, развитие которых либо полностью, либо частично не поддается предметному описанию или математической формализации. 2). В условиях отсутствия достаточно представительной и достоверной статистики по характеристикам объекта. 3). В условиях большой неопределенности среды функционирования объекта, рыночной среды. 4) При средне- и долгосрочном прогнозировании новых рынков, объектов новых областей промышленности, подверженных сильному влиянию открытий в фундаментальных науках (например, микробиологическая промышленность, квантовая электроника, атомное машиностроение). 5). В случаях, когда или время, или средства, выделяемые на прогнозирование и принятие решений, не позволяют исследовать проблему с применением формальных моделей. 6). Отсутствуют необходимые технические средства моделирования, например, вычислительная техника с соответствующими характеристиками. 7). В экстремальных ситуациях. Степень достоверности экспертизы устанавливается по абсолютной частоте, с которой оценка эксперта в конечном итоге подтверждается последующими событиями. В формализованном, и в неформализованном способах определения эксперта значительное место занимает профессиональный опыт и развитая на его основе интуиция. Наличие дополнительной информации о прогнозируемых признаках лишь улучшает оценку эксперта.
Не любой специалист в своей профессиональной сфере может являться экспертом. Для того чтобы специалист мог выступать в роли эксперта, он должен удовлетворять следующим требованиям. Требования, предъявляемые к эксперту: 1) высокий уровень общей эрудиции; 2) оценки эксперта должны быть стабильны во времени и транзитивны; 3) эксперт должен иметь определенный практический или исследовательский опыт и быть признанным специалистом в данной области знаний; 4) эксперт должен иметь психологическую установку на будущее; 5) он должен быть способен к адекватномуотображению тенденций развития исследуемого объекта; 6) эксперт не должен быть заинтересован в конкретном результате прогноза.
Поскольку эксперты тоже люди, хотя и высококлассные специалисты, они могут совершать ошибки. Ошибки экспертов делятся на две группы. · Ошибки первого вида – систематические. Эксперт, склонный к систематическим ошибкам, выдает значения, которые устойчиво отличаются от истинного в сторону увеличения или уменьшения. Ошибки этого вида связаны со складом ума экспертов. Для коррекции систематических ошибок: - можно применять поправочные коэффициенты; - использовать специально разработанные тренировочные игры. · Ошибки второго вида – случайные. Случайные ошибки изменяются от одной экспертной оценки к другой и характеризуются величиной дисперсии.
К сожалению, заранее (априори) определить способность человека делать правильные экспертные оценки невозможно. Важным средством подготовки экспертов являются специальные тренировочные игры. Деятельность эксперта может осуществляться: - в устной форме (интервью); - в письменной форме (ответы на вопросы специальных таблиц экспертных оценок или свободное изложение по заданной теме).
2. Задание на выполнение. 1. Какой эксперт предпочтительнее: - оценки которого имеют малую дисперсию и систематическое отклонение средней ошибки от нуля; - со средней ошибкой, равной нулю, но с большей дисперсией? 2. Приведите пример системы, для анализа диагностики которой следует использовать экспертные методы в следующих случаях:
3. При составлении прогноза по поводу средней успеваемости группы ИТ-91 по предмету «Теория информационных процессов и систем» в ближайшую сессию кто может, а кто не может быть экспертом, и почему: - преподаватель, читающий этот курс; - студент группы ИТ-91; - студент группы ИТ-92; - декан факультета ИСТ; - преподаватель, читающий этот курс в СамГТУ; - министр образования РФ; - специалист по информационным процессам и системам, работающий в Институте управления сложными системам?
Отметьте в таблице, каким требованиям, предъявляемым к экспертам, удовлетворяют указанные специалисты:
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|