|
|||
ПЕРЕД ПРОПАСТЬЮПЕРЕД ПРОПАСТЬЮ
открытое письмо
Невозможно представить. Невозможно понять. Невозможно допустить. Защитить — тоже невозможно? Здание Нижегородской государственной консерватории хочет забрать себе Нижегородская епархия.
На этом должна бы и оборваться статья. На вдохе изумленья. Потому что все сразу понятно. И не о чем говорить. Но письмо мое начнется. И я назову все вещи своими именами. Мне терять нечего, я спокойна, я (как и мы все) много чего видала на веку — и разные варианты гибели живого в том числе. Но эту смерть нельзя допустить. Попустить, говоря церковным языком.
Почему именно это здание? Руки протягиваются и отнимают. Руки Церкви. Которая — не отнимать, а отдавать должна. Если Церковь (Экклесиа) внутри, и врата ада не одолеют ее, почему вы, представители Церкви на земле, наследники апостолов, щедрой рукой возвращаете нам этот ад, этот ужас, почему нагло отбираете у горожан, у Нижнего Новгорода — да не только у Нижнего! у всей музыкальной, культурной России, потому что это здание, этот концертный зал — для слушателей всей страны! - Дом музыки? Учителя и ученики. Профессорский именитый состав и не менее знаменитые воспитанники, прославившие Россию на сценах всего мира. Музыкальные конкурсы. Вереницы бесценных концертов. Зал — с одной из лучших акустик в России. Говорите, этот дом раньше принадлежал вам, Церкви? Когда — раньше? До революции? При царях? Да, при царях. Архиерейский дом с домовой церковью Преображения Господня. Говорите: ах, ведь безболезненно прошла передача епархии Нижегородского планетария и Дома офицеров? Не совсем. Планетарий — да, под планетарий был, в годы воинствующего атеизма, перестроен один из храмов Благовещенского монастыря. Но просветительская миссия планетария несравнима с ежегодным воспитанием музыкантов-профессионалов, нужных стране, необходимых стране. А если не стране — то миру уж точно. А Дом офицеров, ныне пустующий, передавался еще как болезненно. Потрясает то, что в этом доме работало столько кружков и секций, занимавшихся художественным воспитанием ДЕТЕЙ! «Будьте как дети», говорите? В Доме офицеров раньше, тоже при царях, говорите, располагалось епархиальное училище? Так почему же под горячий и очень болезненный шум оживления идеи Византийской Симфонии — сращения Церкви и государства — не отнять у детей их дом только потому, что это воспитание — светское, а имущество-то, дом то есть, раньше было церковное? Очень даже легко. Отнять. Отобрать. И больше никогда не возвращать. Ну, по крайней мере, ближайшие сто лет. Город построит новые Дома офицеров и новые Консерватории. Город богатый. Карман России. Карман России, в котором пенсия у большинства пенсионеров — пять, шесть тысяч рублей. В котором зарплата училищного преподавателя с высшей педагогической категорией — восемь тысяч. Не долларов, понятно. Построит? На что? И — где? Намоленность места, господа иереи и архиереи, это не только намоленность храма. Это ОСВЯЩЕННОСТЬ МЕСТА, дома, пространства теми людьми и теми процессами, что внутри него пребывают. Святость музыки не поддается сомнению. Хоры Бортнянского и Березовского, «Всенощное бдение» Рахманинова и «Литургия Иоанна Златоуста» Чайковского не раз гремели под сводами консерваторского зала. «Высокая месса» Баха. «Торжественная месса» Бетховена. Потоки органных водопадов. Вы хоть понимаете, ЧТО вы хотите отнять у НАРОДА — его музыку, его культуру, его радость? И ведь не только церковная музыка! Но — бездна музыки, которую вы зовете светской, и которую — далеко не каждый из вас понимает и любит, в особенности современную! Но ведь это тоже культура! Это тоже — бесценно! Нижегородская консерватория — давно уже часть МИРОВОЙ культуры. Я опубликую эту статью на всех сайтах в России, на каких смогу. Я опубликую ее на мировых сайтах — переведу на английский. Вам не удастся сделать то, чего вы хотите. И — последний вопрос: РАДИ ЧЕГО?
Только не говорите мне, что вы хотите «вернуть верующим православный храм Преображения Господня». Каким — верующим? Что — вернуть? Вернуть? А разве у них, у верующих, отняли ДОМОВУЮ ЦЕРКОВЬ АРХИЕРЕЯ, ЖИВШЕГО ДВЕСТИ ЛЕТ НАЗАД? Мне кажется — это вы хотите отнять у народа Нижнего Новгорода то, что по праву ему принадлежит. Искусство. Так. Сейчас и Ленина вспомним! Кстати или некстати? «Искусство принадлежит народу». Вы скажете: а Церковь тоже народу принадлежит! Назовите мне ХОТЯ БЫ ОДНОГО (светского!) человека в Нижнем Новгороде и во всей России, который, услышав о том, что Консерваторию у народа отбирает Церковь, этим бы искренне восхитился и сказал бы: «Ну слава Богу, наконец-то!» Впрочем, вы, кто хочет это сделать, наверное, молитесь, чтобы это скорее произошло. Я не провидица. Но я знаю и чувствую, что этого НЕ ПРОИЗОЙДЕТ НИКОГДА. Если мы все — ВСЕ, слышите! - народ всей России! - сможем спасти Нижегородскую Консерваторию, спасти этот Дом, который еще родит нам, Земле, много, много, много музыкантов и Музыки. Скажете: власти построят вам новый Дом музыки! Найдут деньги! Где-нибудь на окраине, не в центре города, чтобы туда как следует, часами, потрястись в автобусах-троллейбусах-маршрутках, поторчать в пробках! Особенно — пожилым профессорам! Особенно — жителям старого города, кто с детьми захочет поехать во вторые Щербинки или Дубенки на детский концерт! Скажете: да вы все равно привыкнете к новому залу и к новым классам, не пройдет и полувека — привыкнете! Наш народ терпелив, да. Он привыкает ко всему. Он долготерпит, но уже не надеется. Что же вы скажете нам об органе, о прекрасном органе фирмы «Александр Шукке», - для него нужен особый зал, особая акустика — она в консерваторском зале есть! - особые потолки и особый настил пола сцены? Что вы скажете нам об особой атмосфере, создаваемой существованием Консерватории именно в старом центре Нижнего — рядом со всеми университетами, со всеми вузами, со всеми культурными структурами, рядом с площадью Минина и историческим красивейшим Откосом — в месте, куда хочется пойти не только на концерт, но и прикоснуться глазом, чувством, духом к самой великой истории Нижнего Новгорода? Никакой спальный район ТАКОГО места — не заменит. У этого места есть genius loci. И его знают и чувствуют все горожане. Все. Кроме вас.
Настали годы Церкви воинствующей. Вы воюете. Но с кем? Это не война. Это просто захват. Потому что мы слабо и плохо сопротивляемся. Зачем мы — воюем — с вами? Разве мы — по Христу — не одно? Выходит так, не одно. Два народа? Два мира? Верующие! Братья и сестры! Хоть вы Консерваторию защитите! Может, там учатся сейчас ваш сын, ваша дочь, ваши племянники! Может, туда приезжает с гастрольным концертом ваш брат! Убить легко. Родить двойника — трудно. Отнять — легко. Попробуйте подарить. Что Богу еще один храм, украшенный золотом? Бог — в делах ваших и поступках ваших. Бог — в возможности выбора: между преступным и сердечным. Послушайте свое сердце. Оно стучит? Оно звучит, как музыка. Не отнимайте у нас музыку. Не отнимете. Если в вас, внутри, действительно есть Бог — если Он еще в вас не умер и если вы Его еще слышите — остановитесь.
Елена Крюкова
|
|||
|