Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования



 


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1 им. П.И.Чайковского»

                               

                                    25.02.2021 г

Классный час: «Пение в ощущениях»

                                                     Преподаватель Е.М. Кузнецова

 

                

Цель: Дать понятия  певческого дыхания.

 

Задача: Понять физиологические особенности пения. Овладения певческим дыханием.

 

 

                                    

                                Пение в ощущениях

 Каждый учащийся пению желает идти сознательным путем в постановке своего голоса. Ему интересно всё понять и запомнить. Ощущения же являются критерием правильного пения, и учащемуся необходимо научиться распознавать их.

 Пение находится на трех планах:

1.Дыхание

2.Гортань, в которой заключены голосовые связки.

3.Резонаторы или пустоты, в которых резонирует звук.

 Одно из важнейших условий для воспроизведения звука составляет правильное дыхание.

Человеческое туловище разделено на две части: верхнюю-грудь и нижнюю-брюшную. Их разделяет грудобрюшная преграда или диафрагма. Диафрагма натянута в виде перегородки куполообразно и прикреплена периферией (краями к позвонкам и нижним ребрам).

 Когда мышцы диафрагмы сокращаются, то она теряет свою куполообразную форму. При этом сокращении диафрагма делается более плоской и, опустившись вниз, дает грудной полости ту часть пространства, которую отнимает от брюшной.

 При сокращении (опускании) диафрагмы у вас будет ощущение, что передняя стенка живота пойдёт вперед, увлекая за собой нижние ребра и расширяя в нижней части грудную клетку.

 Мышцы живота при обыкновенном выдыхании почти не ощущаются, но при пении на них надо обращать большое внимание, так как работа их в этом большая.

 

 

Упражнения на дыхание:

1. Лечь на спину, чтобы голова была немного выше; положить для ясности ощущения руку на низ живота, набрать дыхание носом с полуоткрытым ртом и с определенным толчком с самого низа живота начать считать громко сколько можете, наблюдая при этом, чтобы грудь не опускалась, а мышцы живота равномерно убирали живот внутрь, сначала с самого низа, а затем все выше и выше.

Это упражнение можно делать также стоя. Для этого надо стать прямо и заложить за спину руки одна на другую. Это положение очень способствует упражнению в диафрагматическом дыхании.

Считая, надо произносить цифры не горлом и не шепотом, а очень отчетливо и ясно сверху, как - будто вы говорите головой и широкими ноздрями.

Считать надо для того, чтобы дыхание уходило равномерно. Бока при этом надо держать в напряженном состоянии, как бы расширяя до тех пор, пока вы не закончите считать и не израсходуете все дыхание. Считать можно начать от 3-х до 30-ти и далее, смотря по вместимости легких.

 

2. Наберите дыхание, и когда приподнимается грудная доска, то оставьте ее в приподнятом состоянии, и сначала выдохните, а затем вдохните. Сделайте такое движение несколько раз, наблюдая, чтобы грудная доска оставалась неподвижной.

3. Упражнение, практикуемое в трех приемах.

· Набрав дыхание быстро, надо задержать его и затем выпускать медленно.

· Набрав дыхание медленно и задержав выпускать быстро.

· Набрав дыхание быстро, долго держать и выпустить быстро.

Делать это по счету, постоянно прибавляя время, как для набирания воздуха, так и для задержания и выпускания.

Упражняться в дыхании нужно терпеливо и внимательно. Считать не до утомления, постепенно прибавляя счет. Сначала упражнения можно делать 2-3 раза в день, а потом и больше. От 3х до 5ти минут, каждый раз.

 

Перед тем, как взять звук, вы должны раскрыть рот, взять дыхание носом на манер зевка и, задержав на мгновенье дыхание, взять должный звук сверху с определенным толчком нижних мышц живота.

 Взяв звук или начав фразу, вы должны держать дыхание, не опуская грудь, крепко держать бока. Чем меньше остается дыхания, тем крепче надо держать бока, чтобы не дать диафрагме вытолкнуть остаток воздуха. Бока можно опустить тогда, когда вы закончите фразу.

 Бока и ребра для певца играют большую роль. Вместе с диафрагмой работают междуреберные мышцы, следовательно, и бока, которые в пении, при выдыхании, нужно держать в напряженном состоянии. Если мышцы живота и диафрагма правильно и свободно работают, а бока напряжены, то получается такое ощущение, что работают только бока, но на самом деле бока без диафрагмы работать не могут.

 Чтобы вовремя начать пение фразы, вдох нужно производить не в последний момент, а чуть раньше. Между вдохом и началом пения происходит секундная задержка - перестройка с вдоха на выдох. Это крошечная пауза очень важна. Этот момент готовности, скоординированности всех органов, объемов звукообразования. Она способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло, и воздух не вырывался с призвуком «Х».

 Профессор Ламперти говорит: «Нужно рассчитывать свое дыхание так, чтобы по окончании фразы у вас остался бы запас воздуха на две и на три ноты так же, как в органах и других инструментах никогда не расходуется весь запас воздуха».

 Правило для дыхания при пении такое: не набирать дыхания слишком много и не расходовать его без остатка.

 При пении произведений часто возникают трудности, так как далеко не каждый композитор считается с поэтическим текстом, положенным им на музыку.

 «Нужно быть очень осторожным и стараться прежде всего неуместно взятым дыханием не искажать логики фразы. Помните, что прежде всего аудитория требует слова, она хочет знать, о чем повествует певец. При подобных затруднениях старайтесь продекламировать данное место, прочесть его громко - и вам станет вполне ясен вопрос - где удобней взять дыхание. Конечно, нельзя дышать посреди слов, что само собой понятно, так как и в разговорной речи никто не дышит посреди слова.» (Ф.Ф.Витт)

 Чтобы вовремя начать пение фразы, вдох нужно производить не в последний момент, а чуть раньше. Между вдохом и началом пения происходит секундная задержка - перестройка с вдоха на выдох. Это крошечная пауза очень важна. Этот момент готовности, скоординированности всех органов, объемов звукообразования. Она способствует тому, чтобы не было придыхания, которое сушит горло, и воздух не вырывался с призвуком «Х».

Не забывайте, что дыхание – это еще и средство выразительности. При исполнении веселой музыки дыхание должно быть легким и быстрым. В драматическом произведении будет уместен более медленный и глубокий вдох.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.