Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ «SPOTLIGHT» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ



ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ КОМПЛЕКСУ «SPOTLIGHT» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Гайдабура В.И.

МБОУ «СОШ № 7»

г. Усть-Илимска Иркутской области

 

Современное образование изменило подход не только к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, уровню профессионального мастерства педагога, но и к средствам обучения. Следствием этих изменений стало развитие у педагогов информационно-коммуникационной компетенции, увеличение в классах технических средств обучения, широкий выбор программно-методического обеспечения.

В соответствии с федеральным учебным планом иностранный язык входит в образовательную область «Филология» и на его изучение в начальной школе выделяется 68 учебных часов в год (2 часа в неделю). На данный момент для изучения английского языка в начальной школе Министерством образования и науки Российской Федерации рекомендованы учебники восьми авторов: О.В. Афанасьевой, К.М. Барановой, Н.И., Быковой, М.В., Вербицкой, И.Н. Верещагиной, Ю.А. Комаровой, В.П. Кузовлёва, С.Г. Тер-Минасовой. Каждая образовательная организация имеет право выбрать наиболее приемлемый вариант программно-методического обеспечения.

Обучение в начальной школе нашего образовательного учреждения ведётся по учебно-методическому комплексу «Spotlight», или «Английский в фокусе» (Н.И. Быкова, Д. Дули), – это совместная продукция российского издательства «Просвещение» и британского издательства «Express Publishing». В нём нашли отражение как традиционные подходы, так и современные тенденции российской и зарубежных методик обучения иностранному языку. УМК «Spotlight» отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, соответствует общеевропейским компетенциям владения иностранным языком (Common European Framework of Reference), a также стандартам Совета Европы. Вся линейка учебников учебно-методического комплекса включена в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Практика использования данного учебно-методического комплекса позволяет говорить о его плюсах и минусах в обучении английскому языку младших школьников.

К числу положительных характеристик учебно-методического комплекса «Spotlight» для начальной школы можно отнести следующие:

– метод «погружения»: обучающиеся слушают, видят, повторяют, запоминают, воспроизводят;

– принцип устного опережения;

– диалог культур: знакомство со странами изучаемого языка, рассказы о достопримечательностях, великих людях и др.;

– ориентация на простые (реальные) коммуникационные ситуации;

– наполняемость учебно-методического комплекса: учебник, рабочая тетрадь, языковой портфель, контрольные задания, книга для родителей;

– наличие разнообразных мультимедийных компонентов: видеокурс на DVD, электронное приложение к учебнику с аудиокурсом для самостоятельной работы дома, записи песен и мультфильмов на английском языке;

– оформление учебно-методического комплекса: наличие большого количества ярких, красочных иллюстраций, плотная бумага;

Таким образом, содержание обучения по данному учебно-методическому комплексу ориентировано на развитие мотивации обучающихся к изучению английского языка, на формирование у них навыков речевой деятельности, развитие общих учебных умений и навыков.

Однако, несмотря на высокую оценку при аккредитации «Spotlight», разработанного для российских общеобразовательных школ, учителя говорят и о трудностях, возникающих при обучении младших школьников английскому языку в соответствии с данным учебно-методическим комплексом.

С какими трудностями сталкиваются педагоги и их ученики? Рассмотрим это на примере учебно-методического комплекса для второго класса.

Обучение алфавиту по данному учебнику происходит нетрадиционно. За первый месяц обучения дети должны запомнить не просто буквы, а больше – буквенные знаки, сочетания, которые передают определенные звуки. Давайте остановимся на структуре английского алфавита. В английском языке 26 букв. В разных сочетаниях и положениях они обозначают 44 звука. В английском языке выделяют 24 согласных звука, а передают их на письме 20 букв: Bb; Cc; Dd; Ff; Gg; Hh; Jj; Kk; LI; Mm; Nn; Pp; Qq; Rr; Ss; Tt; Vv; Ww; Xx; Zz. В английском языке выделяют 12 гласных звуков и 8 дифтонгов, а передают их на письме 6 букв: Aa; Ee; li; Oo; Uu; Yy.

На изучение буквенно-звукового ряда отводится 3 основных урока, 2 урока на изучение буквенных сочетаний – ch, sh, ph, th, 1 урок – на повторение. Обучающимся предлагаются задания такого типа: «Обведи буквосочетания sh, ch, th, ph». Задание составлено по принципу прописи и направлено на выработку навыка графического изображения буквосочетаний. Затем предлагается задание «Напиши недостающие буквосочетания sh, ch, th, ph. Скажи, что означают эти слова?»: dol__in, __esse, fi__, __eep, __oto, __is, __ip, ele__ant, sandwi__. При этом слова в упражнении не объединены в единую тематическую группу.

Следующее задание «Спой песенку, сопровождая ее движениями» затрудняет процесс обучения произношению и чтению данных сочетаний, так как содержит фонетическое исключение (слово «school»), также и одни и те же гласные звуки в этом тексте имеют различные правила чтения: «Stand up, sit down // Keep moving! // Stand up, sit down // Keep moving! // Stand up, sit down // Keep moving! // We’re all at school today!». Вследствие этого данным текстом лучше работать устно, не используя текст для чтения.

На начальный вводный курс: знакомство с героями, основными учебными командами, формулами приветствия, наименованием членов семьи, пяти цветов – отводится четыре урока. Для повторения и запоминания авторами учебника предлагаются стихотворения, например, такое: Come and meet // My family! // Mummy, Daddy, // My brother and me! // Come and meet // My family! // Mummy, Daddy, // My sister and me! // Come and meet // My family! // Grandma and Grandpa, // Are coming for tea! Если учесть, что обучающиеся ещё не знакомы с английским алфавитом, правилами чтения, то становится понятно, что первые уроки нацелены на механическое повторение и запоминание слов, фраз.

На девятом уроке обучающимся предлагается прослушать и прочесть диалог: 1. «Punch & Judy: Hello, children! // Punch: Hello, I’m Punch and this is my friend Judy // Larry & Lulu: Hello, Punch, Hello, Judy». 2. «Nanny: Hello, I’m Nanny Shine! // Punch: Hello, Nanny Shine!». 3. «Larry: Hello, I’m Larry and this is my sister Lulu! // Lulu: Hello! // Punch & Judy: Hello, Larry! Hello, Lulu!». В данный диалог включена новая лексика, при этом от обучающегося требуется знание более 8 различных правил чтения: children, this, Shine, Punch, Lulu, my Larry, is Shine, I’m.

Таким образом, второклассникам, которые только недавно овладели навыками чтения на родном языке, очень сложно по истечении первого месяца обучения читать на английском языке. Поверхностное знание алфавита, фонетического состава языка, транскрипции затрудняет процесс обучения чтению и произношению.

Обучение лексике также представляет некоторые трудности. Обучающимся, которые ещё не имеют никакого начального навыка в чтении по-английски, предлагается запоминать слова блоками (обычно это 5-6 слов), после этого обычно предлагается прослушивание или чтение диалога, в который включена новая лексика. Например, предлагается 5 слов: tree house, chair, table, radio, bed. Далее следует диалог, который предлагается прочитать: 1. «Lulu: Grandma, Grandpa, look at our tree house! // Grandpa: Oh, a red chair! // Grandma: That’s nice!» 2. «Larry: Look, Grandma! A yellow table // Grandma: Oh, yes! It’s Lovely!» 3. «Grandpa: What’s this, Larry? // Larry: It’s a radio, Grandpa! Listen!».

Здесь есть уже знакомая обучающимся лексика, но есть и новая, которую тоже нужно запомнить и научиться читать: look, our, that’s, oh, yes, lovely, what’s this, listen. Положительные результаты показывают прежде всего школьники, у которых хорошо развита слуховая память, остальные же быстро теряют интерес к учебному материалу. К сожалению, слова, изучаемые в модулях и предназначенные для активного вокобуляра, редко повторяются от темы к теме. Они остаются в кратковременной памяти обучающихся, информация задерживается на несколько минут, часов, дней, иногда недель, затем забывается. Для того чтобы лексика сохранилась в памяти обучающихся необходимо как можно чаще прибегать к её употреблению (произношению, чтению).

Отсутствие достаточного лексического запаса обуславливает трудности выполнения самостоятельной и домашней работы. Задания к упражнениям в рабочей тетради написаны по-английски. Обучающимся второго класса сложно самостоятельно понять смысл задания, приходится прибегать к помощи родителей или использовать программу-переводчик.

Каждый учебник иностранного языка предполагает наличие словаря. Нерациональность словаря учебно-методического комплекса «Spotlight» заключается в разбивке слов по модулям: «Hello», «My Family», «In the Bath», «My Birthday» и др. Такое распределение лексических единиц сложно для младшего школьника: если ребенок не помнит слово, напрямую не связанное с тематической группой, ему нужно будет искать слово по всем модулям.

Таким образом, учебно-методический комплекс «Spotlight» для обучающихся второго класса представляется достаточно сложным, прежде всего по причине малоэффективной системы обучения чтению, большого потока фонетической, лексической и грамматической информации, требующей от младшего школьника трудоёмкой и иногда не очень интересной работы.

В процессе обучения иностранному языку по учебно-методическому комплексу «Spotlight» в начальной школе учителю рекомендуется использовать игровые и информационно-коммуникационные технологии, как можно чаще менять виды учебной деятельности, привлекать дополнительные формы контроля, рекомендовать родителям дополнительно работать с аудио- видеоисточниками.

Отметим также, что в учебно-методическом комплексе существует дополнительный учебник – «Spotlight starter». Учебник для начинающих может быть использован в первом классе в рамках внеурочной деятельности как пропедевтический курс, что позволит подготовить младших школьников к более глубокому изучению английского языка во 2-4-м классах.

 

Литература:

1. Об учебниках – УМК «Spotlight» для начальной школы. – Режим доступа: http://lang4all.ru/blogs/2015/02/ob-uchebnikah

2. УМК «Английский в фокусе. – Режим доступа: http://old.prosv.ru/umk/spotlight.

3. Учебник «Spotlight» для начальной школы. – Режим доступа: https://www.englishteachers.ru/forum/index.php?showtopic=441

4. Учебный комплекс, набирающий популярность. В чём плюсы и минусы? – Режим доступа: http://irecommend.ru/content/uchebnyi-komplekt-nabirayushchii-populyarnost-v-chem-plyusy-i-minusy

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.