Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Прочитать внимательно!



Прочитать внимательно!

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.05.2001 N 73-ФЗ (ред. от 30.12.2001)

 "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО - ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 (принят ГД ФС РФ 05.04.2001)

31 мая 2001 года                                      N 73-ФЗ------------------------------------------------------------------                   РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ                    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН   О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СУДЕБНО - ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ                                                        Принят                                        Государственной Думой                                           5 апреля 2001 года                                                       Одобрен                                            Советом Федерации                                             16 мая 2001 года   (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ) Настоящий Федеральный закон определяет правовую основу,принципы организации и основные направления государственнойсудебно - экспертной деятельности в Российской Федерации (далее -государственная судебно - экспертная деятельность) в гражданском,административном и уголовном судопроизводстве. Производство судебной экспертизы с учетом особенностейотдельных видов судопроизводства регулируется соответствующимпроцессуальным законодательством Российской Федерации.                 Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Государственная судебно - экспертная деятельность Государственная судебно - экспертная деятельностьосуществляется в процессе судопроизводства государственнымисудебно - экспертными учреждениями и государственными судебнымиэкспертами (далее также - эксперт), состоит в организации ипроизводстве судебной экспертизы. Статья 2. Задача государственной судебно - экспертнойдеятельности Задачей государственной судебно - экспертной деятельностиявляется оказание содействия судам, судьям, органам дознания,лицам, производящим дознание, следователям и прокурорам вустановлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретномуделу, посредством разрешения вопросов, требующих специальныхзнаний в области науки, техники, искусства или ремесла. Статья 3. Правовая основа государственной судебно - экспертнойдеятельности Правовой основой государственной судебно - экспертнойдеятельности являются Конституция Российской Федерации, настоящийФедеральный закон, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР,Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Уголовно -процессуальный кодекс РСФСР, Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях, Таможенный кодекс РоссийскойФедерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, законодательствоРоссийской Федерации о здравоохранении, другие федеральные законы,а также нормативные правовые акты федеральных органовисполнительной власти, регулирующие организацию и производствосудебной экспертизы.(в ред. Федерального закона от 30.12.2001 N 196-ФЗ)------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР утратил силу в связис принятием Федерального закона от 18.12.2001 N 177-ФЗ, которым с1 июля 2002 года введен в действие Уголовно - процессуальныйкодекс Российской Федерации.------------------------------------------------------------------ Статья 4. Принципы государственной судебно - экспертнойдеятельности Государственная судебно - экспертная деятельность основываетсяна принципах законности, соблюдения прав и свобод человека игражданина, прав юридического лица, а также независимостиэксперта, объективности, всесторонности и полноты исследований,проводимых с использованием современных достижений науки итехники. Статья 5. Соблюдение законности при осуществлениигосударственной судебно - экспертной деятельности Государственная судебно - экспертная деятельностьосуществляется при условии точного исполнения требованийКонституции Российской Федерации и иных нормативных правовыхактов, составляющих правовую основу этой деятельности. Нарушение закона при осуществлении судебно - экспертнойдеятельности недопустимо и влечет за собой ответственность,установленную законодательством Российской Федерации. Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, правюридического лица при осуществлении государственной судебно -экспертной деятельности Государственная судебно - экспертная деятельностьосуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, ихконституционных прав на свободу и личную неприкосновенность,достоинство личности, неприкосновенность частной жизни, личную исемейную тайну, защиту чести и доброго имени, а также иных прав исвобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам инормам международного права и в соответствии с КонституциейРоссийской Федерации. Судебно - экспертные исследования (далее - исследования),требующие временного ограничения свободы лица или его личнойнеприкосновенности, проводятся только на основаниях и в порядке,которые установлены федеральным законом. Лицо, полагающее, что действия (бездействие) государственногосудебно - экспертного учреждения или эксперта привели кограничению прав и свобод гражданина либо прав и законныхинтересов юридического лица, вправе обжаловать указанные действия(бездействие) в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации. Статья 7. Независимость эксперта При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он неможет находиться в какой-либо зависимости от органа или лица,назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц,заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение,основываясь на результатах проведенных исследований в соответствиисо своими специальными знаниями. Не допускается воздействие на эксперта со стороны судов,судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователейи прокуроров, а также иных государственных органов, организаций,объединений и отдельных лиц в целях получения заключения в пользукого-либо из участников процесса или в интересах других лиц. Лица, виновные в оказании воздействия на эксперта, подлежатответственности в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации. Статья 8. Объективность, всесторонность и полнота исследований Эксперт проводит исследования объективно, на строго научной ипрактической основе, в пределах соответствующей специальности,всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающихвозможность проверить обоснованность и достоверность сделанныхвыводов на базе общепринятых научных и практических данных. Статья 9. Основные понятия, используемые в настоящемФедеральном законе. Для целей настоящего Федерального закона используютсяследующие основные понятия: медицинский стационар - государственное медицинскоеучреждение, а равно его отделение, которые предназначены длякруглосуточного содержания пациентов; психиатрический стационар - государственное психиатрическоеучреждение, а равно психиатрическое отделение государственногомедицинского учреждения, которые предназначены для круглосуточногосодержания пациентов, - разновидность медицинского стационара; судебно - психиатрический экспертный стационар -психиатрический стационар, специально предназначенный дляпроизводства судебно - психиатрической экспертизы; руководитель государственного судебно - экспертного учреждения(далее также - руководитель) - директор или начальник (заведующий)государственного судебно - экспертного учреждения либоприравненного к нему специализированного подразделения,осуществляющий функцию руководства при организации и производствесудебной экспертизы в соответствующем учреждении илиподразделении; судопроизводство -    регулируемая    процессуальнымзаконодательством Российской Федерации деятельность суда или судьив ходе судебного разбирательства гражданских, административных иуголовных дел, а также деятельность органа дознания, лица,производящего дознание, следователя или прокурора при возбужденииуголовного дела, проведении дознания и предварительного следствия; судебная экспертиза - процессуальное действие, состоящее изпроведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам,разрешение которых требует специальных знаний в области науки,техники, искусства или ремесла и которые поставлены передэкспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящимдознание, следователем или прокурором, в целях установленияобстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу; заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход ирезультаты исследований, проведенных экспертом; образцы для сравнительного исследования - объекты,отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа,предмета, материала или вещества, а также другие образцы,необходимые эксперту для проведения исследований и дачизаключения; повреждение объекта исследования - изменение свойств исостояния объекта в результате применения физических, химических,биологических методов при проведении исследований. Статья 10. Объекты исследований Объектами исследований являются вещественные доказательства,документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы длясравнительного исследования, а также материалы дела, по которомупроизводится судебная экспертиза. Исследования проводятся также в отношении живых лиц (далеетакже - лицо). При проведении исследований вещественные доказательства идокументы с разрешения органа или лица, назначивших судебнуюэкспертизу, могут быть повреждены или использованы только в тоймере, в какой это необходимо для проведения исследований и дачизаключения. Указанное разрешение должно содержаться впостановлении или определении о назначении судебной экспертизылибо соответствующем письме. Повреждение вещественных доказательств и документов,произведенное с разрешения органа или лица, назначивших судебнуюэкспертизу, не влечет за собой возмещения ущерба их собственникугосударственным судебно - экспертным учреждением или экспертом. В случае, если транспортировка объекта исследований вгосударственное судебно - экспертное учреждение невозможна, органили лицо,  назначившие судебную экспертизу, обеспечивают экспертубеспрепятственный доступ к объекту и возможность его исследования. Статья 11. Государственные судебно - экспертные учреждения Государственными судебно - экспертными учреждениями являютсяспециализированные учреждения федеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации, созданные для обеспечения исполнения полномочий судов,судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователейи прокуроров посредством организации и производства судебнойэкспертизы. Организация и производство судебной экспертизы могутосуществляться также экспертными подразделениями, созданнымифедеральными органами исполнительной власти или органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях,если производство судебной экспертизы поручается указаннымэкспертным подразделениям, они осуществляют функции, исполняютобязанности, имеют права и несут ответственность какгосударственные судебно - экспертные учреждения. Государственные судебно - экспертные учреждения создаются иликвидируются в порядке, определяемом законодательством РоссийскойФедерации. Деятельность государственных судебно - экспертных учрежденийпо организации и производству судебной экспертизы регулируетсянастоящим Федеральным законом, процессуальным законодательствомРоссийской Федерации и осуществляется в соответствии снормативными правовыми актами соответствующих федеральных органовисполнительной власти.------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ Организация и производство судебной экспертизы в медицинскихучреждениях или их подразделениях, не относящихся к ведениюфедерального органа исполнительной власти в областиздравоохранения, осуществляются на основании нормативных правовыхактов соответствующих федеральных органов исполнительной власти,принимаемых совместно с федеральным органом исполнительной властив области здравоохранения. В указанных учреждениях иподразделениях не может организовываться и производиться судебно -психиатрическая экспертиза. Государственные судебно - экспертные учреждения одного и тогоже профиля осуществляют деятельность по организации и производствусудебной экспертизы на основе единого научно - методическогоподхода к экспертной практике, профессиональной подготовке испециализации экспертов. Государственные судебно - экспертные учреждения производятсудебную экспертизу в соответствии с профилем, определенным дляних соответствующими федеральными органами исполнительной власти.    Государственные судебно - экспертные учреждения в обязательномпорядке производят судебную экспертизу для органов дознания,органов предварительного следствия и судов, расположенных натерритории, которая определяется соответствующими федеральнымиорганами исполнительной власти. В случае невозможностипроизводства судебной экспертизы в государственном судебно -экспертном учреждении, обслуживающем указанную территорию, в связис отсутствием эксперта конкретной специальности, необходимойматериально - технической базы либо специальных условий дляпроведения исследований судебная экспертиза для органов дознания,органов предварительного следствия и судов может быть произведенагосударственными судебно  - экспертными учреждениями,обслуживающими другие территории. Деятельность государственных судебно - экспертных учрежденийпо организации и производству судебной экспертизы для другихгосударств осуществляется в соответствии с международнымидоговорами Российской Федерации. Статья 12. Государственный судебный эксперт Государственным судебным экспертом является аттестованныйработник государственного судебно - экспертного учреждения,производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своихдолжностных обязанностей. Статья 13. Профессиональные и квалификационные требования,предъявляемые к эксперту Должность эксперта в государственных судебно - экспертныхучреждениях может занимать гражданин Российской Федерации, имеющийвысшее профессиональное образование и прошедший последующуюподготовку по конкретной экспертной специальности в порядке,установленном нормативными правовыми актами соответствующихфедеральных органов исполнительной власти. Должность эксперта вэкспертных подразделениях федерального органа исполнительнойвласти в области внутренних дел может также занимать гражданинРоссийской Федерации, имеющий среднее специальное экспертноеобразование. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов иаттестация их на право самостоятельного производства судебнойэкспертизы осуществляются экспертно - квалификационными комиссиямив порядке, установленном нормативными правовыми актамисоответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровеньпрофессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотрууказанными комиссиями каждые пять лет.------------------------------------------------------------------ КонсультантПлюс: примечание. Приказом Минюста РФ от 23.01.2002 N 20 утверждено Положение обаттестации работников на право самостоятельного производствасудебной экспертизы в судебно - экспертных учреждениях Минюста РФ.------------------------------------------------------------------ Глава II. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РУКОВОДИТЕЛЯ И ЭКСПЕРТА   ГОСУДАРСТВЕННОГО СУДЕБНО - ЭКСПЕРТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Статья 14. Обязанности руководителя государственного судебно -экспертного учреждения Руководитель обязан: по получении постановления или определения о назначениисудебной экспертизы поручить ее производство конкретному экспертуили комиссии экспертов данного учреждения, которые обладаютспециальными знаниями в объеме, требуемом для ответов напоставленные вопросы; разъяснить эксперту или комиссии экспертов их обязанности иправа; по поручению органа или лица, назначивших судебную экспертизу,предупредить эксперта об уголовной ответственности за дачузаведомо ложного заключения, взять у него соответствующую подпискуи направить ее вместе с заключением эксперта в орган или лицу,которые назначили судебную экспертизу; обеспечить контроль за соблюдением сроков производствасудебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований,не нарушая принцип независимости эксперта; по окончании исследований направить заключение эксперта,объекты исследований и материалы дела в орган или лицу, которыеназначили судебную экспертизу; обеспечить условия,  необходимые для сохраненияконфиденциальности исследований и их результатов; не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи сорганизацией и производством судебной экспертизы,  в том числесведения, которые могут ограничить конституционные права граждан,а также сведения, составляющие государственную, коммерческую илииную охраняемую законом тайну. Руководитель обязан обеспечить условия, необходимые дляпроведения исследований: наличие оборудования, приборов, материалов и средствинформационного обеспечения; соблюдение правил техники безопасности и производственнойсанитарии; сохранность представленных объектов исследований и материаловдела. Руководитель не вправе: истребовать без постановления или определения о назначениисудебной экспертизы объекты исследований и материалы дела,необходимые для производства судебной экспертизы; самостоятельно без согласования с органом или лицом,назначившими судебную экспертизу, привлекать к ее производствулиц, не работающих в данном учреждении; давать эксперту указания, предрешающие содержание выводов поконкретной судебной экспертизе. Статья 15. Права руководителя государственного судебно -экспертного учреждения Руководитель вправе: возвратить без исполнения постановление или определение оназначении судебной экспертизы, представленные для ее производстваобъекты исследований и материалы дела, если в данном учреждениинет эксперта конкретной специальности, необходимой материально -технической базы либо специальных условий для проведенияисследований, указав мотивы, по которым производится возврат; ходатайствовать перед органом или лицом, назначившими судебнуюэкспертизу, о включении в состав комиссии экспертов лиц, неработающих в данном учреждении, если их специальные знаниянеобходимы для дачи заключения; организовывать производство судебной экспертизы с участиемдругих учреждений, указанных в постановлении или определении оназначении судебной экспертизы; передавать часть обязанностей и прав, связанных с организациейи производством судебной экспертизы, своему заместителю, а такжеруководителю структурного подразделения учреждения, которое онвозглавляет; требовать от органа или лица, назначивших судебную экспертизу,возмещения расходов, связанных с: 1) компенсацией за хранение транспортной организациейпоступивших на судебную экспертизу объектов исследований, заисключением штрафов за несвоевременное их получение даннымучреждением; 2) транспортировкой объектов после их исследования, заисключением почтовых расходов; 3) хранением объектов исследований в государственном судебно -экспертном учреждении после окончания производства судебнойэкспертизы сверх сроков, установленных нормативными правовымиактами соответствующих федеральных органов исполнительной власти; 4) ликвидацией последствий взрывов, пожаров и другихэкстремальных ситуаций, явившихся результатом поступления в данноеучреждение объектов повышенной опасности, если орган или лицо,назначившие судебную экспертизу, не сообщили руководителю обизвестных им специальных правилах обращения с указанными объектамиили они были ненадлежаще упакованы. Статья 16. Обязанности эксперта Эксперт обязан: принять к производству порученную ему руководителемсоответствующего государственного судебно - экспертного учреждениясудебную экспертизу; провести полное исследование представленных ему объектов иматериалов дела, дать обоснованное и объективное заключение попоставленным перед ним вопросам; составить мотивированное письменное сообщение о невозможностидать заключение и направить данное сообщение в орган или лицу,которые назначили судебную экспертизу, если поставленные вопросывыходят за пределы специальных знаний эксперта, объектыисследований и материалы дела непригодны или недостаточны дляпроведения исследований и дачи заключения и эксперту отказано в ихдополнении, современный уровень развития науки не позволяетответить на поставленные вопросы; не разглашать сведения, которые стали ему известны в связи спроизводством судебной экспертизы, в том числе сведения, которыемогут ограничить конституционные права граждан, а также сведения,составляющие государственную, коммерческую или иную охраняемуюзаконом тайну; обеспечить сохранность представленных объектов исследований иматериалов дела. Эксперт также исполняет обязанности, предусмотренныесоответствующим процессуальным законодательством. Эксперт не вправе:· принимать поручения о производстве судебной экспертизынепосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключениемруководителя государственного судебно - экспертного учреждения;· осуществлять судебно - экспертную деятельность в качественегосударственного эксперта; вступать в личные контакты с участниками процесса, если этоставит под сомнение его незаинтересованность в исходе дела; самостоятельно собирать материалы для производства судебнойэкспертизы; сообщать кому-либо о результатах судебной экспертизы, заисключением органа или лица, ее назначивших; уничтожать объекты исследований либо существенно изменять ихсвойства без разрешения органа или лица, назначивших судебнуюэкспертизу. Статья 17. Права эксперта Эксперт вправе:   ходатайствовать перед руководителем соответствующегогосударственного судебно - экспертного учреждения о привлечении кпроизводству судебной экспертизы других экспертов, если этонеобходимо для проведения исследований и дачи заключения; делать подлежащие занесению в протокол следственного действияили судебного заседания заявления по поводу неправильногоистолкования участниками процесса его заключения или показаний; обжаловать в установленном законом порядке действия органа илилица, назначивших судебную экспертизу, если они нарушают праваэксперта. Эксперт также имеет права, предусмотренные соответствующимпроцессуальным законодательством. Статья 18. Ограничения при организации и производстве судебнойэкспертизы Государственному судебно - экспертному учреждению не можетбыть поручено производство судебной экспертизы, а в случаях, когдауказанное производство начато, оно немедленно прекращается, еслиустановлены обстоятельства, подтверждающие заинтересованность висходе дела руководителя данного учреждения. Эксперт подлежит отводу от участия в производстве судебнойэкспертизы, а если она ему поручена, обязан немедленно прекратитьее производство при наличии оснований, предусмотренныхпроцессуальным законодательством Российской Федерации. В производстве судебной экспертизы в отношении живого лица неможет участвовать врач, который до ее назначения оказывалуказанному лицу медицинскую помощь. Указанное   ограничениедействует также при производстве судебно - медицинской или судебно- психиатрической экспертизы, осуществляемой без непосредственногообследования лица.       Глава III. ПРОИЗВОДСТВО СУДЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ   В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕБНО - ЭКСПЕРТНОМ УЧРЕЖДЕНИИ Статья 19. Основания производства судебной экспертизы вгосударственном судебно - экспертном учреждении Основаниями производства судебной экспертизы в государственномсудебно - экспертном учреждении являются определение суда,постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя илипрокурора. Судебная экспертиза считается назначенной со днявынесения соответствующего определения или постановления. Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, представляютобъекты исследований и материалы дела, необходимые для проведенияисследований и дачи заключения эксперта. Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу, получаютобразцы для сравнительного исследования и приобщают их к  делу впорядке, установленном процессуальным законодательством РоссийскойФедерации. В необходимых случаях получение образцов осуществляетсяс участием эксперта, которому поручено производство судебнойэкспертизы, или специалиста. В случае, если получение образцов является частью исследованийи осуществляется экспертом с использованием представленных насудебную экспертизу объектов, после завершения судебной экспертизыобразцы направляются в орган или лицу, которые ее назначили, либоопределенное время хранятся в государственном судебно - экспертномучреждении. Особенности производства судебной экспертизы в государственномсудебно - экспертном учреждении в отношении живых лиц определяютсяглавой IV настоящего Федерального закона. Статья 20. Производство дополнительной и повторной судебныхэкспертиз в государственном судебно - экспертном учреждении Производство дополнительной судебной экспертизы, назначенной вслучае недостаточной ясности или полноты ранее данного заключения,поручается тому же или другому эксперту. Производство повторной судебной экспертизы, назначенной всвязи с возникшими у суда, судьи, лица, производящего дознание,следователя или прокурора сомнениями в правильности илиобоснованности ранее данного заключения по тем же вопросам,поручается другому эксперту или другой комиссии экспертов. Статья 21. Производство комиссионной судебной экспертизы вгосударственном судебно - экспертном учреждении Комиссионная судебная экспертиза производится несколькими, ноне менее чем двумя экспертами одной или разных специальностей. Комиссионный характер судебной экспертизы определяется органомили лицом, ее назначившими, либо руководителем государственногосудебно - экспертного учреждения. Организация и производство комиссионной судебной экспертизывозлагаются на руководителя государственного судебно - экспертногоучреждения либо на руководителей нескольких государственныхсудебно - экспертных учреждений.    Комиссия экспертов согласует цели, последовательность и объемпредстоящих исследований, исходя из необходимости решенияпоставленных перед ней вопросов. В составе комиссии экспертов, которой поручено производствосудебной экспертизы, каждый эксперт независимо и самостоятельнопроводит исследования, оценивает результаты, полученные им лично идругими экспертами, и формулирует выводы по поставленным вопросамв пределах своих специальных знаний. Один из экспертов указаннойкомиссии может выполнять роль эксперта - организатора; егопроцессуальные функции не отличаются от функций остальныхэкспертов. Статья 22. Комиссия экспертов одной специальности При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертамиодной специальности каждый из них проводит исследования в полномобъеме и они совместно анализируют полученные результаты. Придя к общему мнению, эксперты составляют и подписываютсовместное заключение или сообщение о невозможности дачизаключения. В случае возникновения разногласий между экспертамикаждый из них или эксперт, который не согласен с другими, даетотдельное заключение. Статья 23. Комиссия экспертов разных специальностей При производстве комиссионной судебной экспертизы экспертамиразных специальностей (далее - комплексная экспертиза) каждый изних проводит исследования в пределах своих специальных знаний. Взаключении экспертов, участвующих в производстве комплекснойэкспертизы, указывается,  какие исследования и в каком объемепровел каждый эксперт, какие факты он установил и к каким выводампришел. Каждый эксперт, участвующий в производстве комплекснойэкспертизы, подписывает ту часть заключения, которая содержитописание проведенных им исследований, и несет за нееответственность. Общий вывод делают эксперты, компетентные в оценке полученныхрезультатов и формулировании данного вывода. Если основаниемобщего вывода являются факты, установленные одним или несколькимиэкспертами, это должно быть указано в заключении. В случаевозникновения разногласий между экспертами результаты исследованийоформляются в соответствии с частью второй статьи 22 настоящегоФедерального закона. Статья 24. Присутствие участников процесса при производствесудебной экспертизы в государственном судебно - экспертномучреждении При производстве судебной экспертизы в государственном судебно- экспертном учреждении могут присутствовать те участникипроцесса, которым такое право предоставлено процессуальнымзаконодательством Российской Федерации. Участники процесса, присутствующие при производстве судебнойэкспертизы, не вправе вмешиваться в ход исследований, но могутдавать объяснения и задавать вопросы эксперту, относящиеся кпредмету судебной экспертизы. При составлении экспертом заключения, а также на стадиисовещания экспертов и формулирования выводов, если судебнаяэкспертиза производится комиссией экспертов, присутствиеучастников процесса не допускается. В случае, если участник процесса, присутствующий припроизводстве судебной экспертизы, мешает эксперту, последнийвправе приостановить исследование и ходатайствовать перед органомили лицом, назначившими судебную экспертизу, об отмене разрешенияуказанному участнику процесса присутствовать при производствесудебной экспертизы. Особенности присутствия участников процесса при производствесудебной экспертизы в отношении живых лиц определяются главой IVнастоящего Федерального закона. Статья 25. Заключение эксперта или комиссии экспертов и егосодержание На основании проведенных исследований с учетом их результатовэксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменноезаключение и подписывают его. Подписи эксперта или комиссииэкспертов удостоверяются печатью государственного судебно -экспертного учреждения. В заключении эксперта или комиссии экспертов должны  бытьотражены: время и место производства судебной экспертизы; основания производства судебной экспертизы; сведения об органе или о лице, назначивших судебнуюэкспертизу; сведения о государственном судебно - экспертном учреждении, обэксперте (фамилия, имя, отчество, образование, специальность, стажработы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность),которым поручено производство судебной экспертизы; предупреждение эксперта в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации об ответственности за дачу заведомо ложногозаключения; вопросы, поставленные перед экспертом или комиссией экспертов; объекты исследований и материалы дела, представленные экспертудля производства судебной экспертизы;  сведения об участниках процесса, присутствовавших припроизводстве судебной экспертизы; содержание и результаты исследований с указанием примененныхметодов; оценка результатов исследований, обоснование и формулировкавыводов по поставленным вопросам. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта или комиссииэкспертов, прилагаются к заключению и служат его составной частью.Документы, фиксирующие ход, условия и результаты исследований,хранятся в государственном судебно - экспертном учреждении. Потребованию органа или лица, назначивших судебную экспертизу,указанные документы предоставляются для приобщения к делу.       Глава IV. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНОЙ   ЭКСПЕРТИЗЫ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СУДЕБНО - ЭКСПЕРТНОМ            УЧРЕЖДЕНИИ В ОТНОШЕНИИ ЖИВЫХ ЛИЦ Статья 26. Производство судебной экспертизы в отношении живыхлиц Судебная экспертиза в отношении живых лиц производится вгражданском, административном и уголовном судопроизводстве. Круглиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизу,определяется процессуальным законодательством РоссийскойФедерации. Статья 27. Условия и место производства судебной экспертизы вотношении живых лиц Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производитьсяв медицинском или ином учреждении, а также в другом месте, гдеимеются условия, необходимые для проведения соответствующихисследований и обеспечения прав и законных интересов лица, вотношении которого проводятся исследования. В случае возникновения при производстве судебной экспертизынеобходимости стационарного обследования лица оно может бытьпомещено в медицинский стационар в порядке, предусмотренномстатьями 28 - 30 настоящего Федерального закона и процессуальнымзаконодательством Российской Федерации. Доставка в медицинское или иное учреждение лица, направленногона судебную экспертизу, обеспечивается органом или лицом,назначившими судебную экспертизу. Статья 28. Добровольность и принудительность при производствесудебной экспертизы Судебная экспертиза в отношении живых лиц может производитьсяв добровольном или принудительном порядке. В случае, если судебная экспертиза производится в добровольномпорядке, в государственное судебно - экспертное учреждение должнобыть представлено письменное согласие лица подвергнуться судебнойэкспертизе. Если лицо, в отношении которого назначена судебная экспертиза,не достигло возраста 16 лет или признано судом недееспособным,письменное согласие на производство судебной экспертизы даетсязаконным представителем этого лица. Круг лиц, которые могут быть направлены на судебную экспертизув принудительном порядке, определяется процессуальнымзаконодательством Российской Федерации. В случае, если впроцессуальном законодательстве Российской Федерации не содержитсяпрямого указания на возможность принудительного направления лицана судебную экспертизу,  государственное судебно - экспертноеучреждение не вправе производить судебную экспертизу в отношенииэтого лица в принудительном порядке. Статья 29. Основания и порядок помещения лица в медицинскийстационар В случае возникновения при назначении или производстве судебно- медицинской либо судебно - психиатрической экспертизынеобходимости стационарного обследования лица оно помещается всоответствующий медицинский стационар на основании постановленияили определения о  назначении судебной экспертизы. Порядокпомещения лица в медицинский стационар определяется процессуальнымзаконодательством Российской Федерации. Лица, содержащиеся под стражей, помещаются для производствасудебной экспертизы в медицинские стационары, специальноприспособленные для содержания в них указанных лиц.------------------------------------------------------------------ Часть третья статьи 29 вступает в силу после приведенияуголовно - процессуального законодательства Российской Федерации всоответствие с положениями Конституции Российской Федерации(статья 43 данного документа). С 1 июля 2002 года на территории Российской Федерации вступилв силу Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации.------------------------------------------------------------------ Для производства судебно - психиатрической экспертизы лицопомещается в психиатрический стационар или судебно -психиатрический экспертный стационар только на   основанииопределения суда или постановления судьи. Судебно -психиатрические экспертные стационары могут быть предназначены дляпомещения в них лиц, не содержащихся под стражей, или дляпомещения в них лиц, содержащихся под стражей. Орган или лицо, назначившие судебную экспертизу и поместившиелицо в медицинский стационар в принудительном порядке, обязаны втечение 24 часов известить об этом кого-либо из членов его семьи,родственников или иных лиц по его указанию, а при отсутствиитаковых сообщить в орган внутренних дел по месту жительствауказанного лица. Статья 30. Сроки пребывания лица в медицинском стационаре Лицо может быть помещено в медицинский стационар дляпроизводства судебно - медицинской или судебно - психиатрическойэкспертизы на срок до 30 дней. В случае необходимости по мотивированному ходатайству экспертаили комиссии экспертов срок пребывания лица в медицинскомстационаре может быть прод


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.