Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Метод наблюдения



 

Обзор методов определения физического износа движимого имущества

Все методы определения физического износа можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные. Прямые методы включают в себя инструментальные измерения всех основных характеристик, влияющих на износ деталей и агрегатов, а также производственные испытания с последующим контролем качества изготовленной продукции. Поскольку стоимость всех этих работ очень высока, в оценке обычно используются косвенные методы. Мы рассмотрим те из них, которые на практике применяются чаще всего:

· метод наблюдения (иногда его называют ещё «методом экспертной оценки»);

· метод эффективного возраста;

· метод расчёта износа, выражающегося в снижении производительности (или иного нормативного параметра).

· метод средневзвешенного возраста;

· метод расчёта по выработке ресурса;

· метод покомпонентного анализа износа различных узлов;

· метод корреляционно-регрессионного анализа;

· метод эмпирических моделей.

Все эти методы обычно используют для расчёта неустранимого физического износа. А для определения величины устранимого износа лучше всего подходит «метод прямого измерения» (устранимый износ = затратам на его устранение = стоимости ремонта).

4.1 Метод наблюдения

Наблюдение подразумевает физический осмотр объекта, а также изучение истории эксплуатации оцениваемого имущества, беседы с инженерами и обслуживающим персоналом. Эта процедура осуществляется для идентификации визуально определимых элементов эксплуатационного износа. Кроме того, к ней относятся консультации с квалифицированным персоналом предприятия, на котором работает оцениваемое оборудование (или МО и ТС), относительно таких аспектов его физического состояния, которые не являются очевидными (например, внутренней коррозии резервуаров). На основании полученных фактических данных Оценщик может составить акт (заключение) о величине физического износа.

Определение характеристик состояния МО и ТС и соответствующие данным характеристикам процентные величины износа обычно берутся из заранее составленной таблицы. Ниже приводится несколько типовых таблиц, чаще всего используемых Оценщиками в рамках метода наблюдения.

Таблица 2

Шкала экспертных оценок для определения коэффициента износа при обследовании технического состояния машин и оборудования[1]

Описание состояния Характеристика технического состояния Износ, %
Новое Новая, установленная и неиспользовавшаяся единица в отличном состоянии 0-5
Очень хорошее Как новая, только немного использованная и не требующая замены никаких частей или ремонта. 10-15
Хорошее Использовавшаяся собственность, но отремонтированная или обновленная в отличном состоянии. 20-35
Удовлетворительное Использовавшаяся собственность, которая требует некоторого ремонта или замены некоторых частей, например, таких как подшипники. 40-60
Пригодное к использованию Использовавшаяся собственность, требующая значительного ремонта или замены некоторых частей, таких как моторы или необходимые детали. 65-80
Плохое Использовавшаяся собственность, требующая серьезного ремонта, например, замены движущихся частей или структурных основных элементов. 85-90
Не подлежащее продаже или металлолом Нет реальной перспективы быть проданной, за исключением продажи на металлолом, т.е. стоимость утилизации основного содержания материала. 95-100

Таблица 3

Шкала экспертных оценок физического состояния движимого имущества[2]

Описание состояния Характеристика технического состояния Остающийся срок службы, % Износ, %
Новое Новое, установленное и еще не эксплуатировавшееся имущество в отличном состоянии
Очень хорошее Практически новое имущество, бывшее в недолгой эксплуатации и не требующее ремонта или замены каких-либо частей
Хорошее Бывшее в эксплуатации имущество, полностью отремонтированное или реконструированное, в отличном состоянии
Удовлетворительное Бывшее в эксплуатации имущество, требующее некоторого ремонта или замены отдельных мелких частей, таких как подшипники, вкладыши и др.
Условно-пригодное Бывшее в эксплуатации имущество в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации, но требующее значительного ремонта или замены главных частей.
Неудовлетворительное Бывшее в эксплуатации имущество, требующее капительного ремонта, такого как замена рабочих органов основных агрегатов.
Негодное к применению или лом Имущество, в отношении которого нет разумных перспектив на продажу, кроме как по стоимости основных материалов, которые можно из него извлечь. 2,5 97,5

Таблица 4

Шкала экспертных оценок для определения коэффициента износа при обследовании технического состояния машин и оборудования[3]

Описание состояния Характеристика технического состояния Износ, %
Новое Новое, установленное, но еще не эксплуатировавшееся оборудование в отличном состоянии 0―5
Очень хорошее Практически новое оборудование, без ремонта, бывшее в недолгой эксплуатации и не требующее ремонта или замены каких-либо частей 6―15
Хорошее Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, не требующее ремонта или замены каких-либо частей 16―35
Удовлетворительное Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее некоторого ремонта или замены отдельных мелких частей (подшипники, вкладыши и др.) 36―60
Условно пригодное Бывшее в эксплуатации оборудование в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации, но требующее значительного ремонта или замены главных частей (таких как двигатель и другие ответственные узлы) 61―80
Неудовлетворительное Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее капитального ремонта, такого как замена рабочих органов основных агрегатов 81―90
Непригодное к применению или лом Бывшее в эксплуатации оборудование, в отношении которого нет разумных перспектив, кроме как на продажу по стоимости основных материалов, которые можно из него извлечь 91―100

Таблица 5

Шкала экспертных оценок для определения коэффициента износа при обследовании технического состояния машин и оборудования[4]

Описание состояния Характеристика физического состояния Износ, %
Новое Новое, установленное, но ещѐ не эксплуатировавшееся оборудование в отличном состоянии 0―5
Очень хорошее Практически новое оборудование, без ремонта, бывшее в недолгой эксплуатации и не требующее ремонта или замены каких-либо частей 10―15
Хорошее Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, не требующее ремонта или замены каких-либо частей 20―35
Удовлетворительное Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее некоторого ремонта или замены отдельных не основных частей (подшипники, вкладыши и др.) 40―60
Условно пригодное Бывшее в эксплуатации оборудование в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации, но требующее значительного ремонта или замены главных частей (таких как двигатель и другие ответственные узлы) 65―80
Неудовлетворительное Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее капитального ремонта, такого как замена рабочих органов основных агрегатов 85―90
Непригодное к применению или лом Бывшее в эксплуатации оборудование, в отношении которого нет разумных перспектив, кроме как на продажу по стоимости основных материалов, которые можно из него извлечь 95―100

Таблица 6

Шкала экспертных оценок для определения коэффициента износа при обследовании технического состояния машин и оборудования[5]

Характеристика технического состояния оборудования Износ, %
Новое оборудование, в отличном состоянии, возможны лишь приработочные отказы до 5
Безотказно работающее оборудование, после недолгой эксплуатации, без выявленных дефектов и неисправностей 5―20
Оборудование с небольшими дефектами эксплуатации, которые не ограничивают его работоспособность, оборудование после капремонта, в хорошем состоянии 20―35
Оборудование в удовлетворительном состоянии, могут быть некоторые ограничения в выборе режимов работы, устраняемые при межремонтном обслуживании или текущем ремонте 35―50
При работе оборудования наблюдаются отказы, для ликвидации которых требуются внеплановые ремонты, есть ограничения на выбор режимов работы и максимальные нагрузки 50―75
Оборудование, работающее с частыми отказами, требующее капитального ремонта основных узлов, в плохом состоянии 75―90
Оборудование, негодное к применению по основному назначению свыше 90

Таблица 7

Шкала экспертных оценок и технического состояния износа для основного энергетического оборудования (ОЭО)[6]

Описание состояния Характеристика состояния оборудования Износ, %
Новое Новое, установленное и еще не эксплуатировавшееся оборудование в отличном состоянии 0-5%
Очень хорошее Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в отличном состоянии 5-17%
Хорошее Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в хорошем состоянии 17-33%
Удовлетворительное Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее некоторого ремонта или замены отдельных мелких частей, таких как подшипники, вкладыши и др. 33-50%
Условно пригодное Бывшее в эксплуатации оборудование в состоянии, пригодном для дальнейшей работы, но требующее значительного ремонта или замены главных частей, таких как двигатель, других ответственных узлов 50-67%
Неудовлетворительное Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее капитального ремонта, такого как замена рабочих органов основных агрегатов 67-83
Непригодное к применению Бывшее в эксплуатации оборудование, непригодное к дальнейшему использованию 83-95
Лом Оборудование, в отношении которого нет разумных перспектив на продажу, кроме как по стоимости основных материалов, которые можно из него извлечь >95

Таблица 8

Параметры и характеристики технического состояния АМТС[7]

Оценка состояния Физическая характеристика состояния АМТС Износ, %
Новое Новое, не зарегистрированное в органах ГИБДД автомототранспортное средство в отличном состоянии, после выполнения предпродажной подготовки, без признаков эксплуатации 0 - 10
Очень хорошее Практически новое АМТС на гарантийном периоде эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания и не требующее ремонта или замены каких-либо частей 10 - 20
Хорошее АМТС на послегарантийном периоде эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания, не требующее текущего ремонта или замены каких-либо частей. АМТС после капитального ремонта 20 - 40
Удовлетворительное Бывшее в эксплуатации АМТС, с выполненными объемами технического обслуживания, требующее текущего ремонта или замены некоторых деталей, имеющее незначительные повреждения лакокрасочного покрытия 40 - 60
Условно-пригодное Бывшее в эксплуатации АМТС, в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации после выполнения работ текущего ремонта (замены) агрегатов, ремонта (наружной окраски) кузова (кабины) 60 - 75
Неудовлетворительное Бывшее в эксплуатации АМТС, требующее капитального ремонта или замены номерных агрегатов (двигателя, кузова, рамы), полной окраски до 80
Предельное Бывшее в эксплуатации АМТС, требующее ремонта в объеме, превышающем экономическую целесообразность его выполнения; отсутствие технической возможности осуществления такового; непригодное к эксплуатации и ремонту 80 и более

Таблица 9

Шкала экспертных оценок для определения коэффициента износа при обследовании технического состояния машин и оборудования[8]

Оценка состояния Описание состояния Износ, %
Новое Новая, установленная и неиспользовавшаяся единица в отличном состоянии 0-5
Очень хорошее Как новая, только немного использовавшаяся и не требующая замены никаких частей или ремонта 10-15
Хорошее Использовавшаяся собственность, но отремонтированная или обновленная в отличном состоянии 20-35
Удовлетворительное Использовавшаяся собственность, которая требует некоторого ремонта или замены некоторых частей 40-60
Пригодное к использованию Использовавшаяся собственность в рабочем состоянии, требующая значительного ремонта или замены некоторых частей, таких как моторы или необходимые детали 65-80
Плохое Использовавшаяся собственность, требующая серьезного ремонта, например, замены движущихся частей или основных структурных элементов 85-90
Не подлежащее продаже или металлолом Нет реальной перспективы быть проданной, за исключением на металлолом, т. е. стоимость утилизации основного содержания металла 97,5-100

Таблица 10

Шкала экспертных оценок для определения коэффициента износа при обследовании технического состояния машин и оборудования[9]

Описание состояния Характеристика функционального состояния Износ, %
Новое Новое, установленное и еще не эксплуатировавшееся оборудование в отличном состоянии
Очень хорошее Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в отличном состоянии
Хорошее Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в хорошем состоянии
Удовлетворительное Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее некоторого ремонта или замены отдельных мелких частей, таких как подшипники, вкладыши и др.
Условно пригодное Бывшее в эксплуатации оборудование в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации, но требующее значительного ремонта или замены главных частей, таких как двигатель, и других ответственных узлов требующее некоторого ремонта или замены отдельных мелких частей, таких, как подшипники, вкладыши и др.
Неудовлетворительное Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее капитального ремонта, такого как замена рабочих органов основных агрегатов
Непригодное к применению или лом Оборудование, в отношении которого нет разумных перспектив на продажу, кроме как по стоимости основных материалов, которые можно из него извлечь

Если к работе по определению износа привлекается несколько специалистов, то Оценщик может получить результирующую величину неустранимого физического износа, как средневзвешенное значение из наблюдений всех этих экспертов (или их части).


[1]данные из методических материалов МИПК РЭА им. Г.В.Плеханова

[2] «Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств» под редакцией А.П. Ковалев, А.А. Кушель, В.С., Москва, 2003

[3] А.П. Ковалев. «Оценка стоимости активной части основных фондов, учебно-методическое пособие», Москва, Финстатинформ, 1997, стр.99, Таблица 13

[4] данные компаний BIG4

[5] А.П. Ковалев и др. «Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств», Москва, "Интерреклама", 2003, стр.76, Таблица 3.2.1

[6] Deloitte&Touche , http://www.teider.ru/files/ru/articles/Article24.pdf

[7] РД 37.009.015-98 (с изм. №1)

[8] «Оценивая машины и оборудование» под ред. Дж. Алико, перевод избранных глав (гл.2, 4-9, 13), подготовлен ИЭРВБ при содействии РОО, 1995, статья "Теория износа", стр. 4, таблица 7.1.

[9] Методология и руководство по проведению оценки бизнеса и /или активов ОАО РАО "ЕЭС России" и ДЗО ОАО РАО "ЕЭС России", 05.04.2005, стр.13, таблица 4-2, компания «Делойт и Туш».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.