Метод наблюдения
Обзор методов определения физического износа движимого имущества
Все методы определения физического износа можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные. Прямые методы включают в себя инструментальные измерения всех основных характеристик, влияющих на износ деталей и агрегатов, а также производственные испытания с последующим контролем качества изготовленной продукции. Поскольку стоимость всех этих работ очень высока, в оценке обычно используются косвенные методы. Мы рассмотрим те из них, которые на практике применяются чаще всего:
· метод наблюдения (иногда его называют ещё «методом экспертной оценки»);
· метод эффективного возраста;
· метод расчёта износа, выражающегося в снижении производительности (или иного нормативного параметра).
· метод средневзвешенного возраста;
· метод расчёта по выработке ресурса;
· метод покомпонентного анализа износа различных узлов;
· метод корреляционно-регрессионного анализа;
· метод эмпирических моделей.
Все эти методы обычно используют для расчёта неустранимого физического износа. А для определения величины устранимого износа лучше всего подходит «метод прямого измерения» (устранимый износ = затратам на его устранение = стоимости ремонта).
4.1 Метод наблюдения
Наблюдение подразумевает физический осмотр объекта, а также изучение истории эксплуатации оцениваемого имущества, беседы с инженерами и обслуживающим персоналом. Эта процедура осуществляется для идентификации визуально определимых элементов эксплуатационного износа. Кроме того, к ней относятся консультации с квалифицированным персоналом предприятия, на котором работает оцениваемое оборудование (или МО и ТС), относительно таких аспектов его физического состояния, которые не являются очевидными (например, внутренней коррозии резервуаров). На основании полученных фактических данных Оценщик может составить акт (заключение) о величине физического износа.
Определение характеристик состояния МО и ТС и соответствующие данным характеристикам процентные величины износа обычно берутся из заранее составленной таблицы. Ниже приводится несколько типовых таблиц, чаще всего используемых Оценщиками в рамках метода наблюдения.
Таблица 2
Шкала экспертных оценок для определения коэффициента износа при обследовании технического состояния машин и оборудования[1]
Описание состояния
| Характеристика технического состояния
| Износ, %
| Новое
| Новая, установленная и неиспользовавшаяся единица в отличном состоянии
| 0-5
| Очень хорошее
| Как новая, только немного использованная и не требующая замены никаких частей или ремонта.
| 10-15
| Хорошее
| Использовавшаяся собственность, но отремонтированная или обновленная в отличном состоянии.
| 20-35
| Удовлетворительное
| Использовавшаяся собственность, которая требует некоторого ремонта или замены некоторых частей, например, таких как подшипники.
| 40-60
| Пригодное к использованию
| Использовавшаяся собственность, требующая значительного ремонта или замены некоторых частей, таких как моторы или необходимые детали.
| 65-80
| Плохое
| Использовавшаяся собственность, требующая серьезного ремонта, например, замены движущихся частей или структурных основных элементов.
| 85-90
| Не подлежащее продаже или металлолом
| Нет реальной перспективы быть проданной, за исключением продажи на металлолом, т.е. стоимость утилизации основного содержания материала.
| 95-100
| Таблица 3
Шкала экспертных оценок физического состояния движимого имущества[2]
Описание состояния
| Характеристика технического состояния
| Остающийся срок службы, %
| Износ, %
| Новое
| Новое, установленное и еще не эксплуатировавшееся имущество в отличном состоянии
|
|
| Очень хорошее
| Практически новое имущество, бывшее в недолгой эксплуатации и не требующее ремонта или замены каких-либо частей
|
|
| Хорошее
| Бывшее в эксплуатации имущество, полностью отремонтированное или реконструированное, в отличном состоянии
|
|
| Удовлетворительное
| Бывшее в эксплуатации имущество, требующее некоторого ремонта или замены отдельных мелких частей, таких как подшипники, вкладыши и др.
|
|
| Условно-пригодное
| Бывшее в эксплуатации имущество в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации, но требующее значительного ремонта или замены главных частей.
|
|
| Неудовлетворительное
| Бывшее в эксплуатации имущество, требующее капительного ремонта, такого как замена рабочих органов основных агрегатов.
|
|
| Негодное к применению или лом
| Имущество, в отношении которого нет разумных перспектив на продажу, кроме как по стоимости основных материалов, которые можно из него извлечь.
| 2,5
| 97,5
|
Таблица 4
Шкала экспертных оценок для определения коэффициента износа при обследовании технического состояния машин и оборудования[3]
Описание состояния
| Характеристика технического состояния
| Износ, %
| Новое
| Новое, установленное, но еще не эксплуатировавшееся оборудование в отличном состоянии
| 0―5
| Очень хорошее
| Практически новое оборудование, без ремонта, бывшее в недолгой эксплуатации и не требующее ремонта или замены каких-либо частей
| 6―15
| Хорошее
| Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, не требующее ремонта или замены каких-либо частей
| 16―35
| Удовлетворительное
| Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее некоторого ремонта или замены отдельных мелких частей (подшипники, вкладыши и др.)
| 36―60
| Условно пригодное
| Бывшее в эксплуатации оборудование в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации, но требующее значительного ремонта или замены главных частей (таких как двигатель и другие ответственные узлы)
| 61―80
| Неудовлетворительное
| Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее капитального ремонта, такого как замена рабочих органов основных агрегатов
| 81―90
| Непригодное к применению или лом
| Бывшее в эксплуатации оборудование, в отношении которого нет разумных перспектив, кроме как на продажу по стоимости основных материалов, которые можно из него извлечь
| 91―100
|
Таблица 5
Шкала экспертных оценок для определения коэффициента износа при обследовании технического состояния машин и оборудования[4]
Описание состояния
| Характеристика физического состояния
| Износ, %
| Новое
| Новое, установленное, но ещѐ не эксплуатировавшееся оборудование в отличном состоянии
| 0―5
| Очень хорошее
| Практически новое оборудование, без ремонта, бывшее в недолгой эксплуатации и не требующее ремонта или замены каких-либо частей
| 10―15
| Хорошее
| Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, не требующее ремонта или замены каких-либо частей
| 20―35
| Удовлетворительное
| Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее некоторого ремонта или замены отдельных не основных частей (подшипники, вкладыши и др.)
| 40―60
| Условно пригодное
| Бывшее в эксплуатации оборудование в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации, но требующее значительного ремонта или замены главных частей (таких как двигатель и другие ответственные узлы)
| 65―80
| Неудовлетворительное
| Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее капитального ремонта, такого как замена рабочих органов основных агрегатов
| 85―90
| Непригодное к применению или лом
| Бывшее в эксплуатации оборудование, в отношении которого нет разумных перспектив, кроме как на продажу по стоимости основных материалов, которые можно из него извлечь
| 95―100
|
Таблица 6
Шкала экспертных оценок для определения коэффициента износа при обследовании технического состояния машин и оборудования[5]
Характеристика технического состояния оборудования
| Износ, %
| Новое оборудование, в отличном состоянии, возможны лишь приработочные отказы
| до 5
| Безотказно работающее оборудование, после недолгой эксплуатации, без выявленных дефектов и неисправностей
| 5―20
| Оборудование с небольшими дефектами эксплуатации, которые не ограничивают его работоспособность, оборудование после капремонта, в хорошем состоянии
| 20―35
| Оборудование в удовлетворительном состоянии, могут быть некоторые ограничения в выборе режимов работы, устраняемые при межремонтном обслуживании или текущем ремонте
| 35―50
| При работе оборудования наблюдаются отказы, для ликвидации которых требуются внеплановые ремонты, есть ограничения на выбор режимов работы и максимальные нагрузки
| 50―75
| Оборудование, работающее с частыми отказами, требующее капитального ремонта основных узлов, в плохом состоянии
| 75―90
| Оборудование, негодное к применению по основному назначению
| свыше 90
|
Таблица 7
Шкала экспертных оценок и технического состояния износа для основного энергетического оборудования (ОЭО)[6]
Описание состояния
| Характеристика состояния оборудования
| Износ, %
| Новое
| Новое, установленное и еще не эксплуатировавшееся оборудование в отличном состоянии
| 0-5%
| Очень хорошее
| Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в отличном состоянии
| 5-17%
| Хорошее
| Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в хорошем состоянии
| 17-33%
| Удовлетворительное
| Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее некоторого ремонта или замены отдельных мелких частей, таких как подшипники, вкладыши и др.
| 33-50%
| Условно пригодное
| Бывшее в эксплуатации оборудование в состоянии, пригодном для дальнейшей работы, но требующее значительного ремонта или замены главных частей, таких как двигатель, других ответственных узлов
| 50-67%
| Неудовлетворительное
| Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее капитального ремонта, такого как замена рабочих органов основных агрегатов
| 67-83
| Непригодное к применению
| Бывшее в эксплуатации оборудование, непригодное к дальнейшему использованию
| 83-95
| Лом
| Оборудование, в отношении которого нет разумных перспектив на продажу, кроме как по стоимости основных материалов, которые можно из него извлечь
| >95
|
Таблица 8
Параметры и характеристики технического состояния АМТС[7]
Оценка состояния
| Физическая характеристика состояния АМТС
| Износ, %
| Новое
| Новое, не зарегистрированное в органах ГИБДД автомототранспортное средство в отличном состоянии, после выполнения предпродажной подготовки, без признаков эксплуатации
| 0 - 10
| Очень хорошее
| Практически новое АМТС на гарантийном периоде эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания и не требующее ремонта или замены каких-либо частей
| 10 - 20
| Хорошее
| АМТС на послегарантийном периоде эксплуатации, с выполненными объемами технического обслуживания, не требующее текущего ремонта или замены каких-либо частей. АМТС после капитального ремонта
| 20 - 40
| Удовлетворительное
| Бывшее в эксплуатации АМТС, с выполненными объемами технического обслуживания, требующее текущего ремонта или замены некоторых деталей, имеющее незначительные повреждения лакокрасочного покрытия
| 40 - 60
| Условно-пригодное
| Бывшее в эксплуатации АМТС, в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации после выполнения работ текущего ремонта (замены) агрегатов, ремонта (наружной окраски) кузова (кабины)
| 60 - 75
| Неудовлетворительное
| Бывшее в эксплуатации АМТС, требующее капитального ремонта или замены номерных агрегатов (двигателя, кузова, рамы), полной окраски
| до 80
| Предельное
| Бывшее в эксплуатации АМТС, требующее ремонта в объеме, превышающем экономическую целесообразность его выполнения; отсутствие технической возможности осуществления такового; непригодное к эксплуатации и ремонту
| 80 и более
| Таблица 9
Шкала экспертных оценок для определения коэффициента износа при обследовании технического состояния машин и оборудования[8]
Оценка состояния
| Описание состояния
| Износ, %
| Новое
| Новая, установленная и неиспользовавшаяся единица в отличном состоянии
| 0-5
| Очень хорошее
| Как новая, только немного использовавшаяся и не требующая замены никаких частей или ремонта
| 10-15
| Хорошее
| Использовавшаяся собственность, но отремонтированная или обновленная в отличном состоянии
| 20-35
| Удовлетворительное
| Использовавшаяся собственность, которая требует некоторого ремонта или замены некоторых частей
| 40-60
| Пригодное к использованию
| Использовавшаяся собственность в рабочем состоянии, требующая значительного ремонта или замены некоторых частей, таких как моторы или необходимые детали
| 65-80
| Плохое
| Использовавшаяся собственность, требующая серьезного ремонта, например, замены движущихся частей или основных структурных элементов
| 85-90
| Не подлежащее продаже или металлолом
| Нет реальной перспективы быть проданной, за исключением на металлолом, т. е. стоимость утилизации основного содержания металла
| 97,5-100
|
Таблица 10
Шкала экспертных оценок для определения коэффициента износа при обследовании технического состояния машин и оборудования[9]
Описание состояния
| Характеристика функционального состояния
| Износ, %
| Новое
| Новое, установленное и еще не эксплуатировавшееся оборудование в отличном состоянии
|
| Очень хорошее
| Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в отличном состоянии
|
| Хорошее
| Бывшее в эксплуатации оборудование, полностью отремонтированное или реконструированное, в хорошем состоянии
|
| Удовлетворительное
| Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее некоторого ремонта или замены отдельных мелких частей, таких как подшипники, вкладыши и др.
|
| Условно пригодное
| Бывшее в эксплуатации оборудование в состоянии, пригодном для дальнейшей эксплуатации, но требующее значительного ремонта или замены главных частей, таких как двигатель, и других ответственных узлов требующее некоторого ремонта или замены отдельных мелких частей, таких, как подшипники, вкладыши и др.
|
| Неудовлетворительное
| Бывшее в эксплуатации оборудование, требующее капитального ремонта, такого как замена рабочих органов основных агрегатов
|
| Непригодное к применению или лом
| Оборудование, в отношении которого нет разумных перспектив на продажу, кроме как по стоимости основных материалов, которые можно из него извлечь
|
| Если к работе по определению износа привлекается несколько специалистов, то Оценщик может получить результирующую величину неустранимого физического износа, как средневзвешенное значение из наблюдений всех этих экспертов (или их части).
[1]данные из методических материалов МИПК РЭА им. Г.В.Плеханова
[2] «Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств» под редакцией А.П. Ковалев, А.А. Кушель, В.С., Москва, 2003
[3] А.П. Ковалев. «Оценка стоимости активной части основных фондов, учебно-методическое пособие», Москва, Финстатинформ, 1997, стр.99, Таблица 13
[4] данные компаний BIG4
[5] А.П. Ковалев и др. «Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств», Москва, "Интерреклама", 2003, стр.76, Таблица 3.2.1
[6] Deloitte&Touche , http://www.teider.ru/files/ru/articles/Article24.pdf
[7] РД 37.009.015-98 (с изм. №1)
[8] «Оценивая машины и оборудование» под ред. Дж. Алико, перевод избранных глав (гл.2, 4-9, 13), подготовлен ИЭРВБ при содействии РОО, 1995, статья "Теория износа", стр. 4, таблица 7.1.
[9] Методология и руководство по проведению оценки бизнеса и /или активов ОАО РАО "ЕЭС России" и ДЗО ОАО РАО "ЕЭС России", 05.04.2005, стр.13, таблица 4-2, компания «Делойт и Туш».
|