Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экспертная профилактика



Экспертная профилактика

Наиболее часто экспертная инициатива проявляется в профилактических предложениях эксперта, и здесь возникает проблема более общего характера – законодательной регламентации профилактичес­кой деятельности судебного эксперта.Эта область экспертной деятельности вообще обойдена молчанием в действующем законе. Между тем, в литературе по общей теории су­дебной экспертизы и по проблемам экспертной профилактики вопрос о законодательной регламентации этой области экспертной деятель­ности обсуждается уже не один год, по законодатель упорно не реаги­рует на высказываемые при этом предложения.

«Экспертная профилактика, — пишет И.Л. Алиев (Алиев И.А. Проблемы экспертной профилактики. Баку, 1991 с. 4-5), сформулировавший специальную теорию экспертной профилактики, – сложное сис­темное образование. Основу его составляет деятельность экспертов, которые на базе своих специальных познаний выявляют обстоятельст­ва, фигурирующие в качестве условий, а иногда и причин совершения преступлений. Выявление подобных обстоятельств может осущест­вляться как в процессе производства экспертизы, так и в ходе обобще­ния экспертной практики по мере ее накопления. По всех указанных случаях выявленные в условиях применения специальных экспертных познании обстоятельства служат основой для разработки экспертами рекомендаций профилактического характера, направленных на устра­нение этих обстоятельств в будущем. Элементами или компонентами экспертной профилактической деятельности являются: субъекты дея­тельности, их функционирование, методы деятельности, ее эффектив­ность, структура, нормативное обеспечение, организационные и мето­дические связи и отношения между субъектами, наполняющие эту де­ятельность реальным материальным содержанием» (Алиев).

Профилактические предложения эксперта, содержащиеся в заклю­чении, могут иметь своим источником само экспертное задание, когда соответствующие вопросы об условиях или обстоятельствах, способст­вовавших совершению преступлений, ставятся перед экспертом орга­ном, назначившим экспертизу. Они могут быть следствием проявлен­ной экспертом инициативы, выходя за рамки экспертной задачи. И в том и в другом случае они адресуются исключительно органу, назна­чившему экспертизу, и их реализация отдается на усмотрение этого органа, что нельзя признать правильным, учитывая социальное значе­ние профилактических мер вообще. При этом орган, назначивший экс­пертизу, в реализации таких предложений фактически бесконтролен, он не обязан уведомлять эксперта о судьбе его профилактических предложений. Практически профилактические предложения эксперта могут быть отражены в представлении следователя или определении суда, что вовсе не служит гарантией их действительной реализации.

В сущности, похожая ситуация складывается и тогда, когда по ре­зультатам экспертной практики соответствующие обобщения направ­ляются судебно-экспертпым учреждением в адрес руководителей ве­домств пли отдельных предприятий или учреждений. Ничто, кроме доброй воли, не обязывает последних реализовать эти предложения с целью устранения условий или обстоятельств, способствовавших со­вершению тех пли иных видов преступлений. Нередко следствием таких обобщении служит пустая отписка руководителя предприятия, учреждения о принятых мерах по реализации профилактических пред­ложений, тогда как никаких реальных мер не принимается.

Рассматриваемый вопрос о реализации профилактических предложений эксперта имеет еще один аспект: реализация этих предложений в экстремальных ситуациях, когда ее промедление чревато тяжкими последствиями. Речь идет о выявлении в процессе производства экс­пертизы таких обстоятельств, которые требуют немедленного устране­ния, поскольку они свидетельствуют о существующей угрозе жизни и здоровью людей, причинении значительного материального ущерби и т.п.

Профилактическая деятельность сотрудников судебно-экспертных учреждений имеет нормативную осно­ву в виде уголовно-процессуального закона и ведом­ственных подзаконных актов. В частности, профилак­тическая деятельность сотрудников экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел регламентируется Наставлением по работе экспертно-криминалистических подразделений органов внутрен­них дел (Приказ МВД России № 261 от 1.06.1993 г. "О повышении эффективности экспертно-криминалистического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации") и Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (Приказ МВД России № 511 от 29.06. 2005 г.).

В ст. 204 УПК указывается, что в случае выявления экспертом в процессе производства экспертизы обсто­ятельств, в отношении которых ему не были поставле­ны вопросы, но которые имеют значение для дела, эк­сперт вправе указать на них в своем заключении. К таким обстоятельствам относятся и условия, способ­ствовавшие совершению преступления.

В п. 1.3.9 Наставления по работе экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел сре­ди основных функций экспертно-криминалистических подразделений указывается выявление условий, способ­ствовавших совершению преступлений, а также разработ­ка предложений, направленных на их устранение.

Согласно Инструкции по организации производства судебных экспертиз в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации (п.п. 31; 32) эксперт по собственной инициативе может выявлять существенные обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, и отражать результаты этих исследований в своем заключении. 

Основными принципами организации профилакти­ческой деятельности экспертно-криминалистических подразделений являются:

· плановость; 

· обеспечение контроля за осуществлением профи­лактических мероприятий;

· налаживание взаимодействия экспертно-кримина­листических подразделений со следственными и опе­ративными службами при осуществлении профилакти­ческой деятельности;

· целесообразность и приемлемость (прежде всего, с экономической точки зрения) профилактических ре­комендаций и предложений.

Профилактическая деятельность сотрудников экс­пертно-криминалистических подразделений осуществ­ляется в процессуальной и не процессуальной формах.

В процессуальной форме эксперт выполняет свою профилактическую функцию в двух направлениях: во-первых, участвуя в следственных действиях в качестве специалиста; во-вторых, при производстве экспертиз. В первом направлении эта функция реализуется в ходе таких следственных действий, как осмотр мес­та происшествия и следственный эксперимент. Выпол­няя работу в качестве специалиста эксперт выявляет в ходе осмотра, например, что способствовало проник­новению преступника в помещение с целью кражи (конструкция замка, запирающих устройств и др.).

При расследовании однородных преступлений, по которым эксперт выполняет функцию специалиста, он может выявить, анализируя результаты осмотра, ти­пичные обстоятельства, способствовавшие или обеспе­чивавшие совершение преступления.

При проведении экспертиз эксперт может выявить такие обстоятельства как по заданию следователя, так и по собственной инициативе на основании ст. 57 УПК. В последнем случае он информирует об этом сле­дователя, который может ему представить дополни­тельные материалы или внести в постановление новые вопросы. Выявленные в ходе экспертного исследования при­чины и условия, способствовавшие совершению пре­ступления, эксперт должен изложить в своем заклю­чении.

Для не процессуальной формы экспертной профилак­тики характерны следующие виды:

· справочно-консультационная деятельность;

· обобщение и анализ экспертной практики;

· изучение и обобщение практики применения кри­миналистических средств и методов;

· участие в правовой пропаганде;

· проведение теоретических и экспериментальных исследований;

· участие в профилактических мероприятиях;

· проведение занятий с должностными лицами со­ответствующих министерств, ведомств с целью обуче­ния способам распознавания противоправных фактов;

· выявление обстоятельств, способствовавших совер­шению преступлений;

· разработка и основание профилактических пред­ложений;

· внедрение разработанных предложений;

· выяснение хода реализации профилактических предложений.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.