Список основной и дополнительной литературы
Темы
| Вопросы
| Возрастная психология
| Предмет, цели, задачи и функции предмета «Психологические аспекты конституций и соматической патологии у детей»
Значение психосоматических расстройств в детской практике.
Понятие детства.
Периоды детского возраста.
Психологические особенности детей различного возраста. Виды деятельности. Роль игры в формировании поведения у детей. Влияние отношений в семье на формирование психологических особенностей у детей. Детский нигилизм. Психологическая готовность ребенка к школе.
| Особенности медико-психо логического исследования ребенка
| Группы здоровья детей.
Роль психолога в диспансеризации детей.
Стратегии, методы и схема организации исследования в психологии развития и возрастной психологии.
|
Психосоматика у детей
| Определение психосоматики как раздела клинической психологии.
Основные вопросы, которые решает современная психосоматическая медицина.
Ф. Александер и его роль в формировании психосоматического направления в психологии.
Эволюция представлений о взаимосвязи соматических заболеваний и психических процессов.
Причины и механизм развития психосоматических заболеваний (начальный и поздний этап формирования болезни).
Классификация психосоматических заболеваний и их основная характеристика.
Основные концепции формирования психосоматических отклонений у детей.
| Факторы риска психо-соматических расстройств у детей.
| Предпосылки психосоматических расстройств, их клинические проявления, способы и методы их диагностики и лечения.
Роль стресса, отношений в семье и школе и соматического здоровья ребенка в фор-мировании психосоматической болезни.
Нейродинамические механизмы соматических проявлений эмоциональной нестабильности. Кора мозга и вегетативная нервная система. Механизмы взаимосвязи коры и вегетативных нервных центров.
Классификация типов нервной системы в зависимости от качества реакций.
Классификация причин психосоматических заболеваний.
Факторы возникновения психосоматических заболеваний (возрастной, производственный, сезонный и др.)
|
| Влияние болезни на психику ребенка. Внутренняя картина болезни. Типы реакции детей на болезнь.
Медико-психологическая классификация реакции личности на болезнь Якубов Б.А., 1982).
Социально-психологическая классификация реакции личности на болезнь.
Возрастные особенности внутренней картины болезни у детей.
Функциональные изменения сердечно-сосудистой системы при воздействии стрессовых факторов.
Функциональные показатели работы кардиореспираторной системы и гемодинамики.
Особенности клинических проявлений легкой вегетативной дистонии у детей школьного возраста.
Синдром вегетативной дисфункции у детей.
| Роль наследственных предрасположенностей (конституциональных типов) в формировании психосоматической патологии у детей.
| Определение конституциональных типов и их аномалий (диатезов) у детей.
Рабочая группировка типов диатезов Ю.Е. Вельтищева.
Современные представления о конституциональных типах: морфологические, функциональные, психологические аспекты конституции.
Конституция и реактивность (острая и хроническая заболеваемость).
Фенотипические и морфофункциональные особенности детей с атопическим диатезом.
Фенотипические и морфофункциональные особенности детей с лимфатическим диатезом.
Фенотипические и морфофункциональные особенности детей с нейро-артритическим (мочекислым) диатезом.
Поведенческие особенности детей различных конституциональных типов.
Характеристика физического и нервно-психического развития детей различных конституциональнрых типов.
Особенности течения заболеваний у детей с атопической аномалией конституции.
Особенности течения заболеваний у детей с лимфатической аномалией конституции.
Особенности течения заболеваний у детей с мочекислым диатезом.
Профилактика манифестных проявлений диатезов у детей.
Клинические методы диагностики аномалий конституции (диатезов) у детей
Роль наследственных предрасположенностей в формировании психосоматической патологии.
Типы психосоматической конституции у подростков с бронхиальной астмой
Особенности течения острых заболеваний органов дыхания у детей с различными типами психосоматической конституции.
Особенности вегетативной регуляции детей с разными типами психической конституции.
Особенности течения острых заболеваний у детей различных конституциональных типов.
Особенности клинического течения заболеваний верхних отделов желудочно-кишечного тракта у детей различных конституциональных типов.
|
1.8. Список основной и дополнительной литературы
Основная литература:
1. Карвасарский Б.Д. (ред.) Клиническая психология: Учебник. – СПб: Питер, 2009. – 960 С. [karvasarskij_klinicheskaja_psihologia.rar]
2. Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие. Хрестоматия (Составители: О.В. Защиринская, И.В.Добряков). СПб.: Речь, 2007.
3. Старшенбаум Г.В. Как стать семейным психологом: Интерактивный учебник. Тесты, упражнения, игры. М., 2007.
4. Сулейманова Г.П. Клиническая психология: Методическое пособие. - Волгоград, ВолГУ, 2009. - 97 С. [METODICHKA_VolGU_KP_PSIHOLOGI_pechat.doc].
Дополнительная литература:
1. Александер Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. М., 2002.
2. Антропов Ю.Ф., Шевченко Ю.С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб., 2002.
3. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Новейший справочник. М.- СПб., 2003.
4. Простомолотов В.Ф. Комплексная психотерапия соматоформных
5. Рапопорт И. К. Динамика функциональных отклонений у учащихся в процессе обучения в начальной школе Текст. / И. К. Рапопорт // Сборник материалов XVI съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». — М., 2009. — С. 326.
6. Панасюк Т. В. Конституциональные особенности раннего моторного развития детей Текст. / Т. В. Панасюк, Е. Н. Комиссарова // Сборник материалов XVI съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». — М., 2009. —С. 299.
7. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: Учебник для ВУЗов. - М.: Геотар Медицина, 2008. – 864 С. [sidorov_parnyakov.rar]
8. Стрыгина М.Н. Роль психологического сопровождения как элемент урочно-внеурочной проектной деятельности младшего школьника Текст. / М. Н. Стрыгина // Школа здоровья. — 2008. — № 3. — с. 14—22.
Интернет-источники:
1. http://www.gumer.info
2. http://psylib.kiev.ua/
3. http://psybooks.narod.ru/index.htm
4. http://www.ebdb.ru/
5. http://www.koob.ru/
|