Оборудование: модель рыбы, учебник (п. 30 - фиолетовый, 31 - зеленый)
Лабораторная работа.
“Внешнее строение и особенности передвижения рыбы”
Цель. Изучить (на примере костистой рыбы) особенности внешнего строения и способы передвижения рыбы.
Оборудование: модель рыбы, учебник (п. 30 - фиолетовый, 31 - зеленый)
Ход работы.
1. Рассмотрите рыбу, определите форму ее тела. Объясните, какое значение она имеет для жизни рыбы в воде?
2. Рассмотрите расположение чешуи. Какое значение имеет такое расположение чешуи для жизни в воде?
3. Рассмотрите окраску тела рыбы на брюшной и спинной сторонах. Если она различна, то объясните это различие.
4. Найдите отделы тела рыбы: голову, туловище, хвост. Установите их границы. Объясните, какое значение имеют плавные переходы отделов для жизни рыбы в воде.
5. Найдите у рыбы ноздри, глаза, боковую линию. Какое значение имеют эти органы в жизни рыбы? Определите, в чем особенность строения глаз.
6. Рассмотрите у рыбы плавники. Определите, какие из них парные, а какие непарные. Понаблюдайте за работой плавников при движении рыбы в воде.
7. Исходя из собственных наблюдений и текста учебника заполните таблицу.
Таблица
Признаки
| Особенности строения
| Значение
| Форма тела
|
|
| Покров тела
|
|
| Отделы тела
|
|
| Органы, расположенные на голове
|
|
| Органы, расположенные на туловище
|
|
| 8. Зарисуйте внешний вид рыбы. Обозначьте части тела.
9. Сделайте вывод по работе, отметив черты приспособленности рыб к водной среде обитания.
Таблица
Признаки
| Особенности строения
| Значение
| Форма тела
| Обтекаемая, сжатая с боков. Тело рыб большей частью покрыто твердыми и плотными чешуями, которые сидят в складках кожи (как у нас ногти), а свободными концами налегают друг на друга, точно черепица на крыше. Чешуйки разрастаются вместе с ростом рыбы, и на просвете мы можем увидеть концентрические линии, напоминающие годичные кольца на срезах дерева. По наростам концентрических полос можно определить возраст чешуи, а вместе с тем и возраст самой рыбы. Дополнительно чешуя покрыта слизью. та слизистая пленка способствует уменьшению трения при плавании, и благодаря своим бактерицидным свойствам, препятствует проникновению в кожу бактерий, т.к. кожа рыб проницаема для воды и некоторых растворенных в ней веществ
| Снижение трения воды
| Покровы:
| Кожа, чешуя, слизь
| Защита, снижение трения воды
| Окраска
| Спинка темная (сливается с дном), брюшко светлое (незаметно на фоне светлого неба) У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба или солнечного блика при рассмотрении снизу. Придонные рыбы и рыбы травянистых и коралловых зарослей часто имеют яркую пятнистую окраску или полосатую (так называемую “расчленяющую” расцветку маскирующую контуры головы). Рыбы могут менять свою окраску в зависимости от цвета субстрата. Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.
| Защитная, маскировка.
| Отделы тела:
| Голова плавно переходит в туловище и хвост. Голова у рыбы сразу переходит в туловище, а за тем в хвост. Шеи у рыбы нет. С гибкой вихляющей шеей тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который должен легко пробивать себе дорогу в толще воды.
| Снижение трения воды
| Органы чувств
|
|
| Зрения
| Глаза. Рыбы могут видеть только на расстоянии до 1 м, хотя некоторые представители могут видеть на расстоянии 10 – 12 м. Зрение рыб зависит от освещенности и от прозрачности воды. Век у рыб нет. Зрение играет важную роль при поисках пищи, уходе от опасности и при внутривидовом общении (контакте в стае, поиск партнера, поведение между молодью и родителями). У живущих в условиях плохой освещенности глаза либо очень крупные (как телескопы), либо наоборот, очень малы или вообще скрыты под кожей. Положение глаз также изменчиво. Цветное зрение у костных рыб.
| Хорошо видят на близком расстоянии
| Обоняния
| Ноздри - органы обоняния. Каждая ноздря поделена складочкой кожи на два отверстия: через одно вода входит, через другое – выходит. Рыба воспринимает запахи веществ, растворенных в воде. Очень хорошо обоняние развито у акул достаточно несколько капель крови, что бы привлечь хищника за несколько сот метров.
| Восприятие запахов растворенных в воде
| Боковой линии
| Каналы лежащие под чешуей с помощью нее рыбы ориентируются в потоках воды, воспринимают приближение и удаление добычи, хищника или партнера по стае, избегают столкновений с подводными препятствиями.
| Позволяет чувствовать потоки воды, различать предметы, воспринимать электромагнитные поля.
| Слуха
| Орган слуха – внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела, что вызывает раздражение слухового нерва, возбуждение передается по слуховым нервам к внутреннему уху. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.
| Восприятие звуковых волн
| Органы передвижения:
| Плавники
Для продвижения вперед рыба отталкивается от воды, волнообразно изгибаясь всем телом и одновременно работая плавниками, которые являются регуляторами и стабилизаторами необходимыми для управления движения и балансировки.
| Устойчивость при движении.
Движение вперед.
| Вывод: Приспособленность рыбы к жизни в воде проявляется в обтекаемой форме тела, покровительственной окраске, плавно переходящих органах тела, особенностях покровов (чешуя, слизь), органов чувств (органы боковой линии), органов передвижения (плавников).
|