Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экзаменационные билеты и ответы по обществознанию



Экзаменационные билеты и ответы по обществознанию

Билет № 1

3. Согласны ли вы с утверждением французского писателя Ф.Р. Шатобриана: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположным предвидению»? Аргументируйте свой ответ. Чем объяснить, что результат не всегда совпадает с намеченной целью?

С утверждением Ф. Р. Шатобриана можно согласиться. Политика, по своей сути, является целеполагающей деятельностью. Это означает, что она возникает и осуществляется ради определенных целей. Цель, средства и результат — основные компоненты политической и любой другой деятельности. Цель представляет собой выработанный человеческим мышлением идеальный результат, ради которого осуществляется деятельность и который служит ее внутренним побудительным мотивом. В политической деятельности она выполняет организующую и мотивационную функции. Средства политики — это инструменты, орудия практического осуществления целей, превращения идеальных мотивов в реальные действия.
Вопрос о влиянии целей и средств на результаты и нравственную оценку политики издавна является предметом споров. Среди различных воззрений на этот счет можно выделить три основных:
1) нравственный характер политики определяется ее целью;
2) приоритетное влияние на нравственную значимость политики оказывают используемые средства;
3) как цель, так и средства одинаково важны для придания политике гуманного характера, и они должны быть соизмеримы друг с другом и с конкретной ситуацией.
Между целями и средствами (в том числе и методами, характеризующими использование средств) существует взаимовлияние.
С одной стороны, цель и условия ее реализации во многом предопределяют используемые средства, с другой — средства, непосредственно влияя на достигнутый результат, определяют реалистичность или утопичность цели, ее изменение или вообще отказ от цели. Причем причиной несовпадения целей и результатов политики может быть как утопическая цель, так и неадекватные ей и обстоятельствам средства. В целом же именно средства, будучи выбранными для реализации цели, оказывают непосредственное влияние на результаты политики.

Билет № 2

3. Ниже приводятся черты, характеризующую семью. Определите, какие из них присущи семье как малой группе, а какие характеризуют ее как социальный институт:

Совместное проживание, эмоциональная связь, воспроизводство населения, первичная социализация детей, совместное ведение хозяйства, взаимная моральная поддержка, обеспечение преемственности поколений.

Билет № 3

3. По мнению социологов, государственных и общественных деятелей, существует два пути численного увеличения населения страны: увеличение рождаемости и расширение иммиграции. Какой из этих путей вы считаете более реальным сегодня для России? Аргументируйте свою точку зрения.

По официальным данным, ежегодно в нашей стране население сокращается на 700 тыс. чел., а согласно демографическому прогнозу с 2006—2007 гг. убыль населения только в трудоспособном возрасте достигнет 1 млн чел. в год, а начиная с 2015 г. — 1,5 млн. Государство заинтересовано в изменении сложившейся ситуации. Президент РФ В. В. Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в 2006 г. отметил, что «для решения этой проблемы необходимо следующее. Первое — снижение смертности.       Второе — эффективная миграционная политика. И третье — повышение рождаемости». Таким образом, универсального средства решения сложной демографической ситуации в России нет, необходим комплексный подход.
  Стимулируя рост рождаемости, государство постоянно увеличивает размер ежемесячного пособия на ребенка, вводит новые льготы для молодых матерей. С 1 января 2007 г. женщины, родившие или усыновившие ребенка, который стал как минимум вторым ребенком в семье, получают право на материнский капитал.

На рост населения России, безусловно, может оказать серьезное воздействие и расширение иммиграции, хотя, как отмечает в своих выступлениях Президент РФ В. В. Путин: «Иммиграционный приток сегодня уже не компенсирует естественную убыль населения,

Билет № 4

3. Известно, что впервые в истории вопросы, каким должно быть справедливое государство, как наилучшим образом управлять им, обсуждались в Древней Греции. В ходе обсуждения было определено, что важнейшим правом и обязанностью гражданина, независимо от того, богат он или беден, знатен или незнатен, является участие в управлении государством. Какую форму правления характеризует, во-первых, сам факт широкого обсуждения этого вопроса и, во-вторых, содержание принятого решения. Приведите примеры из истории, которые бы характеризовали данную форму правления.

Сам факт широкого обсуждения данного вопроса, как и содержание принятого решения очевидно характеризуют демократический политический режим. политический режим утвердился в XX в. в большинстве стран Западной Европы. В ст. 1 Конституции РФ наше государство характеризуется как демократическое. Статья 3 (ч. 1) Конституции гласит: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Билет № 5

3. Укажите, что из предложенного ниже списка, на ваш взгляд, характеризует демократию:

• свобода высказывания мнений; +

• свобода мысли и свобода выбора; +

• равенство людей перед законом; +

• справедливые, хорошие отношения между людьми;

• участие в управлении, в осуществлении власти всего народа; +

• отсутствие бюрократизма;

• гласность. +

Свой выбор обоснуйте. Какие другие существенные проявления демократии вы могли бы указать?

Поскольку под демократией понимают политико-правовой режим, основанный на признании народа источником и субъектом власти, очевидно, что из предложенного списка демократию характеризуют: свобода высказывания мнений, свобода мысли и свобода выбора. Эти свободы относятся к фундаментальным правам и свободам человека, без их признания, гарантированности и защиты со стороны государства невозможно существование политического режима, основанного на признании воли народа источником власти и воплощении этой воли в жизнь. Участие в управлении, в осуществлении власти всего народа — главная черта демократии. Власть народа опирается на конституцию страны и законы. С их помощью разрешаются все конфликты и противоречия, независимо от того, кто предстал перед судом. Таким образом, равенство всех перед законом — неотъемлемое свойство демократического режима. Гласность, т. е. максимальная открытость в деятельности государственных и общественных организаций, необходима для функционирования власти, основанной на воле народа.
К числу других существенных проявлений демократии следует отнести:
1) принятие важнейших государственных решений по принципу большинства;
2) право меньшинства на оппозицию, при подчи- | нении решениям большинства;
3) политический плюрализм;
4) систему разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно Независимы  и уравновешивают друг друга, а также препятствуют установлению диктатуры;
5) выборность основных органов государственной к плети на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;
6) развитую систему органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решениях местных проблем.

Билет № 6

3. У. Дуглас, член Верховного суда США, писал: «Мы много болтаем о Законе и Порядке, особенно когда говорим о мошенничестве, уличных преступлениях, грабежах и тому подобном. Но в глубине души у нас заложено презрение к закону, поскольку закон, ограничивая одних, попустительствует другим». Можно ли считать такие законы правовыми и соответственно говорить о правовом государстве? Обоснуйте свою точку зрения.

Речь идет о законах, которые закрепляют фактическое неравенство граждан, предоставляя отдельным категориям населения преимущества, льготы и привилегии перед другими. Разумеется, что подобные законы не могут считаться правовыми и не соответствуют идеологии правового государства, исходящей из принципов формального равенства, единого масштаба и равной меры свободы для участников общественных отношений, всеобщей справедливости. Правовое государство основывается на принципе верховенства права, «связанности» государства правом. В свою очередь законы в таком государстве должны быть правовыми, т. е. максимально соответствовать представлениям общества о справедливости; приниматься компетентными органами, уполномоченными на то народом, и в соответствии с законно установленной процедурой; соответствовать определенной иерархии, не противоречить ни конституции, ни друг другу. Все иные нормативно-правовые подзаконные акты должны издаваться в полном соответствии с законами, не изменяя и не ограничивая их. Необходимо различать право как объективный регулятор общественных отношений и закон как форму выражения права: законы не всегда адекватно выражают право, в связи с чем от правовых необходимо отличать неправовые законы, которые законодателем не должны приниматься, а судами — применяться.
Основанием для правового уравнивания различных людей является свобода индивида в общественных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме его правоспособности. В этом состоит специфика правового равенства и права вообще. Правовое равенство -  это равенство свободных и независимых друг от друга субъектов права по общей норме. Там лее, где люди делятся  на свободных и несвободных, последние относятся не к субъектам, а к объектам права, и на них принципы правового равенства не распространяются.

Билет № 7

3. «Экономическая жизнь испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни и в свою очередь влияет на них». Раскройте данное утверждение с помощью конкретных примеров и социальных ситуаций.

   . Экономическая сфера является важнейшей из них, она играет значительную роль в существовании общества: обеспечивает саму возможность жизни людей (производство необходимых благ), возможность «нехозяйственной» деятельности человека (научной, культурной и др.), участие так или иначе каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домашнем хозяйстве, потребление продуктов производства и т. п.). Как заметил один современный философ: Согласно марксистскому учению, изменения в производстве, отношениях собственности влекут за собой крупные социальные сдвиги.

. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной) в свою очередь также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Например, экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (так, экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.). В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.). Большое влияние экономическая сфера общества оказывает на право, поскольку оно закрепляет экономические достижения общества и становится гарантом дальнейшего экономического развития. Задачи хозяйственного развития общества зачастую являются побудительным мотивом для изменения правовых основ общества.

Однако и другие сферы общественной жизни воздействуют на экономику. Так, с точки зрения немецкого социолога М. Вебера, исключительную роль в становлении экономики капиталистического общества сыграли религиозные ценности протестантизма. По его мнению, именно протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, открыл возможность для широкого развития предпринимательской деятельности — «мотора» новой экономики.

Билет № 8

3. Сравните индустриальное и традиционное общество. Заполните таблицу.

Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику двух типов общества.

Приведем заполненный вариант таблицы.

Линии сравнения Индустриальное общество Традиционное общество
1. Определяющие сферы хозяйственной жизни Индустриальное производство Сельское хозяйство
2. Основной элемент социальной структуры Классы промышленников и рабочих Сословия
3. Главные социальные институты в духовно-культурной сфере Школа (система образования) Церковь

Билет № 9.

3. Поддерживаете вы или нет вывод об «упадке семьи»? Обоснуйте свою позицию.

Семья представляет собой сложное социальное образование. Семья — это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, которые связаны узами супружества, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи. Специфические функции семьи вытекают из ее сущности. К ним относят рождение, содержание и социализацию детей. Неспецифическими называют те функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах. Эти функции связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления и т. п.
В современном обществе изменяются роль и место семьи в традиционном ее понимании. Уходит в прошлое патриархальная модель семьи с главенствующей ролью отца, растет число неполных семей, все большее количество детей рождается вне брака, легализуются однополые союзы, которые не в состоянии реализовать функцию репродукции. Конечно, неполная семья не может обеспечить должный уровень социализации детей, а следовательно, ограничена в выполнении одной из основных функций семьи. Для правильной социализации ребенка в семье действительно необходимы любящие друг друга и самого ребенка мужчина и женщина, и их союз должен быть устойчивым и долговременным. С ростом доступности информации, с все возрастающей информатизацией общественной жизни значение семьи в социализации подрастающего поколения сокращается, уступая место СМИ, Интернету и т. д.     Отсутствие необходимости в совместной деятельности родителей и детей, переход от семьи производящей к семье потребляющей приводят к ослаблению родственных связей.
Однако все это свидетельствует не о кризисе семьи как таковой, а об упадке традиционной семьи (расширенной, т. е. состоящей из трех и более поколений, официально зарегистрированно.

Билет № 10

3. Противоречат ли друг другу следующие утверждения о природе человека?

А) Аристотель, древний философ, ученый-энциклопедист писал: «Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по своей природе рабы, быть рабами и полезно, и справедливо».

Б) Ученый Антифонт, современник Аристотеля: «По природе все люди во всех отношениях равны. Мы все одинаково дышим воздухом – через рот и нос, и едим мы все одинаково при помощи рук».

Подумайте: если бы Аристотель и Антифонт дожили до создания теории естественного происхождения прав человека, как бы они, на ваш взгляд, к этой теории отнеслись? Обоснуйте свое мнение.

  Приведенные выше утверждения противоречат друг другу. Так, если Аристотель исходил из естественности социального неравенства, оправдывая существование рабства, то Антифонт, напротив, утверждал идею природного равенства всех людей, независимо от их социального статуса. Рабство для Аристотеля — то, без чего вообще не мыслим никакой строй социально-экономической и государственной жизни. Антифонт же известен как один из самых непримиримых противников рабства. Очевидно, что его взгляды гораздо ближе к постулатам естественно-правовой концепции прав человека, чем позиции Аристотеля.
Согласно естественно-правовой теории, права человека — это права, присущие самой его природе, без которых он не может существовать как биосоциодуховное существо. Права человека принадлежат ему от рождения, в силу законов природы, не зависят от признания их государством. Их нельзя передать, отобрать или ликвидировать. Государство может лишь закрепить, гарантировать их или ограничить.
  Эта теория основана на безоговорочном признании за человеком права на достоинство и права на свободу. Под достоинством в ней понимается признание обществом социальной ценности и уникальности конкретного человека, значимости каждой личности  как частицы человеческого сообщества.
  Сторонники позитивистской концепции прав человека, оппонирующие естественно-правовой теории, напротив, полагают, что права и свободы установлены волей государства и производны от него. Именно государство, по их мнению, определяет перечень, содержание прав, которые оно дарует своим гражданам.

Билет № 11

3. «Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится скромным. Он уже не гордится своей просвещенностью, он не считает себя выше других», – говорил К. Гельвеций. Опираясь на данное высказывание, раскройте взаимозависимость самопознания и развития личности.

Варианты ответов:

-  Не согласен с этим изречением, по крайней мере, оно должно выглядеть так! Тот, кто глубоко исследует свою душу, так часто ловит себя на ошибках, что поневоле становится мудрым! На мой взгляд, развитие - это воспитание Личности; а самопознание - раскрытие непознаного (потенциал, например).

- Развитие личности начинается с самопознания, когда человек познает себя и находит ошибки, то естественно в фундамент его личности "ничего не вкладывается"
именно поэтому человек становится скромным и тихим, а вообще тот, кто действительно духовно развит, тот никогда об этом не скажет.

- Самопознание и есть путь развитие личности и это высказывание как раз эту мысль и поддерживает.

- В принципе вопрос уже содержит ответ и логику умозаключений... Гордиться своей просвещённостью, нагнетать нелепый пафос на простых смертных означает лицемерить, ставить себя выше - значит низвергать себя, т. к недостатки есть у каждого, показывая же их мы принижаем себя. Следовательно, пытаясь исправить себя, мы пытаемся развивать свою личность.

Билет № 12.

3.     Перечислите любые три психологические причины вхождения индивида в малую социальную группу и каждую из них проиллюстрируйте конкретным примером.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов.. Что заставляет человека входить в них? В формальные группы (например, в школьный класс) индивид вступает вне прямой связи с потребностями и желаниями объединиться именно в рамках данной конкретной группы, под влиянием внешних факторов (необходимость получения образования, работы и т. д.). В неформальные группы люди объединяются на основе потребностей' индивидов в общении, участии, привлекательности совместной деятельности. Например, шахматный клуб, клуб филателистов или общество защиты животных. Особый случай представляет создание семьи (социология рассматривает ее как малую группу): для многих людей семья является средством эмоциональной стабилизации личности.

Билет № 13.

3. Социологи выделяют пять главных общественных институтов: материальное производство, семья, государство, образование, религия. Соотнесите эти институты со сферами общественной жизни.

Социальный институт — это исторически сло­жившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функ­ции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.

Главные институты общества Сферы общественной жизни Функции институтов
Производство Экономическая сфера Добывание пищи, одежды, жилья
Семья Социальная (семейно-брачные отношения) Забота, воспитание детей
Государство Политическая сфера Поддержание законов, правил и стандартов
Образование Духовная сфера Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам
Религия Духовная сфера Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры

Билет № 14

3. Сформулируйте линии сопоставления чувственного и рационального познания и заполните соответствующую графу таблицы. Опираясь на данные таблицы, дайте развернутую характеристику различных видов общественного познания.

Линии сопоставления Чувственное познание Рациональное познание
1. Ощущение. Восприятие. Представление Понятие. Суждение. Умозаключение
2. Наглядный образ предмета Понятие о предмете
3. Степень обобщения невелика Степень обобщения высокая

Приведем заполненный вариант таблицы.

Линии сопоставления Чувственное познание Рациональное познание
1. Формы познания Ощущение. Восприятие. Представление Понятие. Суждение. Умозаключение
2. Результат познания Наглядный образ предмета Понятие о предмете
3. Степень обобщения результатов познания Степень обобщения невелика Степень обобщения высокая

Билет № 15.

3. Широко известно одно из самых гуманных нравственных правил: «Оставь землю богаче и лучше, чем ты получил ее от своих отцов». Какой смысл вложен в него? Что подразумевается в данном случае под словом «богаче»?

Данное высказывание подчеркивает преемственность поколений, их непосредственную связь. Речь идет о непрекращающемся процессе смены поколений и о проблеме сохранения и передачи культурного наследства потомкам. В природе человека заложен принцип развития личности от поколения к поколению, это выражается в накапливании бесценного жизненного опыта, знаний и т. д. Но не всегда молодое поколение бывает более совершенным, часто оно остается на прежнем уровне развития, что и старое, а порой и на более низком. Поэтому особую роль здесь играет отношение к потомкам, чувство ответственности перед ними.

Мы живем в XXI в. и сталкиваемся с множеством проблем, как глобального, так и местного характера. Это и серьезные экологические угрозы, связанные с небывалым промышленным бумом второй половины XX столетия, и высокая смертность в некоторых регионах планеты, и многое другое. Сегодня человечество пришло к мысли о том, что необходимо признать за собой ответственность за судьбы будущих поколений, ответственность, которую ни на кого нельзя переложить. С целью документально закрепить такую позицию в 1997 г. в Париже в рамках ЮНЕСКО была принята Декларация об ответственности нынешних поколений перед будущими. В  настоящий исторический момент угрозе подвергается само существование человечества и окружающей его среды,  защита потребностей и интересов будущих поколений представляет собой одно из важнейших направлений деятельности ООН. Желание «оставить землю богаче и лучше» объединяет все цивилизованные страны. Причем слово «богаче» не стоит понимать буквально. Следует признать, что одного богатства для счастья мало, поэтому необходимо создавать такие условия, при которых потребности и интересы последующих поколений не будут отягощены бременем прошлого, а также оставить в наследство будущим поколениям более совершенный мир. Для выполнения этой задачи люди должны  полностью осознавать свою ответственность перед будущими поколениями, признавая, что защита потребностей и интересов последних является важнейшей целью не только в рамках этической миссии ЮНЕСКО, но и всего цивилизованного сообщества.

Билет № 16.

3. Как ты понимаешь высказывание А.Вознесенского «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

Человечество всегда двигается вперед, исчезают старые государства, открываются новые земли, совершенствуются орудия труда, делаются новые открытия. Любое новое открытие в науке порождает новые открытия, и этот процесс бесконечен. Меняются люди, образ мысли, то, что казалось невероятным одному поколению, становится обыденным для

следующих. И возникает вопрос, не уничтожит ли человечество себя своим же прогрессом. Всегда, во все эпохи были люди, которые боялись прогресса, в новых знаниях, понятиях всегда видится угроза спокойствию, власти. Всегда люди видевшие мир иначе, чем другие, подвергались в лучшем случае непониманию, обывателям в массе своей всегда спокойнее верить в то, что очевидно, правители же видели в любых изменениях угрозу спокойствию своего существования. Но что такое прогресс Ответ на это вопрос настолько очевиден, насколько непрост. Слово прогресс происходит от латинского progressus, что значит движение вперед. Но что заставляет человечество двигаться вперед, совершенствовать орудия труда и убийства Я считаю что, прежде всего, одна из главных причин, заставляющая людей созидать нечто новое, это вечная конкуренция людей между собой и природой. Большое количество людей на ограниченной площади послужило причиной для развития инструментов, а с ними и ремсел, а затем и науки.

Я считаю, что прогресс технологий без изменения человека, приведёт к катаст­рофе, причём не так важно, будет ли эта катастрофа быстрой или медленной. Наверное, именно это хотел сказать Вознесенский в своих словах.

Я считаю, что прогресс технологий без изменения человека, приведет к катастрофе, причм не так важно, будет ли эта катастрофа быстрой или медленной. Наверное, именно это хотел сказать Вознесенский в своих словах.

Билет № 17.…

3. «Необходимо немалое мужество, чтобы научиться смотреть в глаза самому себе, оставаться самим собой, не избегая самого себя» - Т.И.Озерман. Почему для того, чтобы «смотреть в глаза самому себе», необходимо немалое мужество?

  Потому что каждый человек считает себя идеальным. сложно посмотреть на себя со стороны, когда не замечаешь в себе порока. проще осуждать других, а самого себя избегать и думать. что делаешь все правильно.

  Можно высказать согласие и несогласие с мнением автора:

Согласие:

- многие выдающиеся личности добились успеха благодаря работе над собственным самосовершенствованием (например, А.В. Суворов )

- человек сегодняшний не похож на человека прошлого века- он больше знает, умеет, развит более физически;

- из двух близнецов, становится развитее и успешнее, тот, кто больше работает над собой

Несогласие:

- человек не может менять ничего в себе- на то есть воля высших сил

-результат самосовершенствования – воля случая и и удачи

- способность к самосовершенствованию редкое качество и дано не всем людям

  В ответе может быть сказано, что:

-смотреть в глаза самому себе- это значит видеть и признавать свои достоинства и недостатки; признание своих недостатков – дело трудное. требует мужества;

-люди часто не умеют признавать свои недостатки; выработка этого умения требует настойчивости, сил;

- смотреть в глаза самому себе - значит быть честным перед собой, признаться самому себе в ошибках.

Могут быть приведены другие обоснования.

Билет № 18.

3. Немецкий философ Гегель утверждал: «Нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается» Приведите примеры.

Например, отстаивания своих прав в толпе, законом это не запрещено. А толпа, если не согласно с вашим мнением, то будет осуждать - вот выскочка, проныра и т.д.

Проблема соблюдения моральных принципов при осуществлении эвтаназии. Одни считают, что моральный долг врача — гуманное прекращение страданий, другие — что аморально вмешательство иных лиц в вопросы жизни и смерти. Сторонники и противники эвтаназии есть и в странах, где она официально разрешена (право дозволяет, мораль осуждает), и в странах, где она официально запрещена (право запрещает, мораль дозволяет).

  Так же неоднозначно оцениваются правом и моралью, например, клонирование животных и человека, супружеская неверность или, скажем, многоразовое заключение и расторжение брака одним и тем же лицом. Кроме того, история знает жестокие, бесчеловечные законы, не укладывающиеся в рамки морали.

Недопустима с моральной точки зрения смертная казнь. Тем не менее, во многих странах мира она существует, и с этим в силу необходимости приходится считаться. Более того, по данным многочисленных социологических опросов, многие жители России выступают за ее сохранение по наиболее тяжким видам преступлений. Таково пока правосознание большинства людей нашей страны. Хотя в основе права лежит мораль, это вовсе не значит, что право механически закрепляет все веления морали, независимо от сути и принадлежности.

  Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируются применительно к отдельным видам неправомерного обмана.

Билет № 19.

3. Из приведенных суждений выберите близкие по смыслу. В чем, по-вашему, проявляется эта близость? Чем суждения отличаются друг от друга?

А) «Образование не дает ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины» (Протагор).

Б) «Человек, обученный основательно, есть дерево, имеющее свой собственный корень, питающее себя собственным соком и поэтому постоянно (сильнее и сильнее со дня на день) растущее, зеленеющее, цветущее, приносящее плоды» (Я.А. Коменский).

В) «Только тот постигал истину, кто внимательно изучал природу, людей и самого себя» (Н.И. Пирогов).

   По смыслу из приведенных высказываний близки друг другу суждения А и Б. В них речь идет о роли образования в формировании личности, подчеркивается необходимость прочного и глубокого овладения знаниями. При этом следует отметить, что образование связано с формированием духовного облика людей путем передачи сложившейся в обществе системы знаний и ценностей, умений и навыков, необходимых в их жизнедеятельности. Только образование, которое продолжается всю жизнь, формирует динамичную и творческую личность, способную гибко и адекватно реагировать на вызовы времени.
  В высказывании В речь идет о процессе человеческого познания, итогом которого и является постижение истины, а также о необходимости не только целенаправленного изучения природы и общества, но и самопознания. Безусловно, получение знаний в процессе образования приближает нас к пониманию сущности процессов и явлений (и в этом смысле суждения А и Б не противостоят суждению В), но познавательная деятельность человека не ограничивается приобщением к знанию о мире в рамках школы и вуза. Наоборот, получение некоторой суммы знаний зачастую не приближает нас к пониманию истины, не меняет качественно образ мышления: речь при этом, скорее, идет об обученности, чем об образованности. Познание окружающего мира возможно только при активном и творческом отношении самого познающего субъекта к своей деятельности.

Билет № 20.

3. О. де Бальзак писал, что воля «может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитая природная склонность, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Почему Бальзак считал волю предметом гордости? Разделяете ли вы его мнение? Аргументируйте свой ответ, опираясь на факты социальной жизни и личный опыт.

Воля — это желание и способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние и внешние препятствия. Она выражается в способности активно противодействовать объективным препятствиям, возникающим на пути к достижению целей. Кроме этого, сила воли традиционно понимается как способность личности противостоять также и собственным, стихийно складывающимся импульсивным побуждениям, носящим деструктивный характер. Именно фактом наличия воли объясняется потенциал устойчивости людей по отношению к неблагоприятным внешним обстоятельствам их жизни и личной судьбы. В преодолении себя, своих слабостей и заключается смысл жизни, это то, что делает из человека Личность, помогает ему твердо стоять на ногах в этом мире. Заслуга таких людей состоит в том, что, встретившись с преградами на своем жизненном пути, они не остановились, не перестали стремитыи к высокой цели, но преодолели их, стали силыкт и увереннее в себе.
  Наличие таланта, «развитой природной склонное ти», еще не является залогом успеха. Талант как драгоценный камень дорог и редок, но чтобы он стал цениться гораздо больше, его нужно обработать, придать ему форму, а для этого необходимо много трудиться, проявляя волю к успеху.

Билет № 21.

3. «Видеть и все же не верить – первая добродетель познающего, видимость -величайший его искуситель».  

Человеку свойственно обманываться и обманывать других. Неосознанно, как минимум. Верить на самом деле никому нельзя. Нужно видеть или хотя бы стремиться к этому. Надо добиваться завершения дел, результата познания, проверять его несколько раз, действовать эмпирическим путем (ставить опыты). Эта мысль Фридриха Ницше входит в разряд «злых мыслей». Сомнения в истине могут далеко завести… Но и аналитический подход необходим.

Билет № 22.

3. Изучая вопрос, почему люди объединяются в группы, а не работают каждый сам по себе, ученые отмечают, что группы помогают удовлетворению таких универ



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.