Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





самостоятельно смотри типы уроков по ФГОС, их этапы и виды (урок открытия новых знаний, урок-рефлексия, урок систематизации, урок развивающего контроля)



 

На ответ 3-5 мин.

Критерии оценки ответа:

- даются научные формулировки педагогических понятий вопроса с указанием автора (Ф.И.О.)

- грамотное использование педагогических понятий и терминов при ответе

- полнота ответа

- логичность изложения

 

Основная литература для подготовки:

  1. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям. – М.: AcademiA, 2007. – 492 с. – (Высшее профессиональное образование).

2. Введение в педагогическую деятельность [Текст]: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М. : AcademiA, 2007. - 219 с.

3. Голованова Н. Ф. Педагогика [Текст]: учеб. для студ. вузов / Н. Ф. Голованова. - М. : Академия, 2011. - 240 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат). - Библиогр.: с. 239.

  1. Латышина Д.И. История педагогики и образования: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Д. И. Латышина. - М.: Гардарики, 2008.
  2. Педагогика: Учеб. для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 8-е изд., стер. – М.: AcademiA, 2008. – 567 с.

6. Педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /под.ред.А.П. Тряпицыной.– СПб.: Питер, 2013.

  1. Подласый И.П. Педагогика [Текст] : учеб. для бакалавров / И. П. Подласый. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2012. - 574 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ЭБС:

1. Беликова Е.В. Теория и методика воспитания [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е.В. Беликова, О.И. Битаева, Л.В. Елисеева. — Электрон.текстовые данные. — Саратов: Научная книга, 2012. — 159 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6346.html ЭБС «IPRbooks»

2. Белицкая Е.В. Становление системы школьного образования и педагогической мысли в России и за рубежом. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Белицкая Е.В., Волик Г.А., Фомина О.И.— Электрон.текстовые данные.— М.: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Планета, 2015.— 88 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/40762. —ЭБС «IPRbooks»

3. Джуринский А.Н. Теория и методология истории педагогики и сравнительной педагогики. Актуальные проблемы [Электронный ресурс]/ Джуринский А.Н.— Электрон.текстовые данные.— М.: Прометей, 2014.— 130 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/30415

4. Емельянова, И. Н. Теории воспитания [Электронный ресурс]: учебное пособие / И. Н. Емельянова ; Тюменский гос. ун-т, Ин-т дистанционного образования, Ин-т психологии и педагогики. - Тюмень :ТюмГУ, 2016. - 144 с. - Библиогр.: с. 142-143. - Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/6464/read.php. – МЭБ.

5. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли [Электронный ресурс] : учеб.для студ. вузов / В. Г. Торосян. - М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015. – 471 с. http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_02000013791/ НЭБ.

Федеральные образовательные порталы и сайты:

1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.mon.gov.ru

2. Федеральные государственные образовательные стандарты. standart.edu.ru

3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/

4. Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/

Российские и региональные образовательные порталы и сетевые сообщества:

1. Российский общеобразовательный портал. -www. school.edu

2. Научная электронная библиотека eLibrary.ru - https://elibrary.ru/

3. ЭБС «IPRbooks»

 

1. Особенности педагогики, психологии, методики преподавания как гуманитарных дисциплин. Их взаимосвязь, психолого-педагогические знания в деятельности педагога.

Слово «педагогика» др.-греч. παιδαγωγική «искусство воспитания» от παῖς «ребёнок» → παιδος «подросток» + ἄγω «веду».

Педагогика рассматривается как наука и как искусство.

Рассмотрим особенности педагогики как искусства. Определение искусства многоаспектно. "Искусство - знание дела. Само дело, требующее такого умения, мастерства" Педагогическая деятельность каждого конкретного педагога, каждого конкретного педагогического коллектива является искусством в той мере, в которой в эту деятельность вкладывается творческий потенциал. Наука и искусство принципиально отличаются способами распространения. Науку нужно изучать, и иначе ее не постигнешь. А искусство можно перенять; миллионы людей воспитывают своих детей, достигая прекрасных результатов, не изучая науку, а перенимая искусство растить детей у своих родителей и близких. Как считает Исааак Яковлевич Лернер, педагогику можно назвать наукой о развитии таланта к воспитанию детей: «педагогика - единственная наука, которая признает тайну, интуицию, судьбу, оставаясь при этом строгой наукой».

Педагогика как наука характеризуется:

объектом – те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика,

предметом изучения - целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях её воспитания, обучения и образования,

имеет свой понятийно-терминологический аппарат – язык педагогики (см. определение понятий педагогики - воспитание, обучение, образование, развитие, педагогический процесс),

методологию познания реальной действительности – подходы и методы исследования. Например, …..

Педагогика является гуманитарной дисциплиной, т.к. предмет её изучения связан с человеком, с его жизнедеятельностью в обществе.

Существует много наук, связанных с образованием, с жизнедеятельностью человека. Например, акмеология, социология, физиология и др.. В этом же списке находиться психология. Применяя психологические знания педагогика выявляет закономерности развития человека в образовании, занимается поиском инструментов развития человека в педагогическом процессе.

2. Образовательный процесс в современной школе: сущность, структура, принципы, закономерности. Системно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса в школе.

Термин «образовательный процесс» широко используется в теории и практике образования. В Законе «Об образовании в РФ» образование рассматривается как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государственных образовательных уровней - цензов.

Образовательный процесс – это совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Педагоги выделяют следующие закономерности образовательного процесса:

1) Социальная обусловленность целей, содержания и методов педагогического процесса.

2) Взаимообусловленность обучения, воспитания, развития и деятельности учащихся.

3) Зависимость содержания, методов, форм педагогического процесса от его целей и задач.

4) Закономерность динамики педагогического процесса. Величина всех последующих изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе. Это значит, чем выше промежуточные движения, тем весомее конечный результат: ученик, имеющий более высокие промежуточные результаты, имеет и более высокие общие достижения.

5) Закономерность развития личности в педагогическом процессе. Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от: наследственности; воспитательной и учебной среды; применяемых средств и способов педагогического воздействия и взаимодействия

6) Закономерность единства чувственного, логического и практики в педагогическом процессе.

7) Закономерность стимулирования. Продуктивность зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) деятельности; интенсивности, характера и своевременности внешних (общественных, моральных, материальных и других) стимулов.

Из выделенных закономерностей вытекают принципы, т.е. те основополагающие требования, соблюдение которых влияет на эффективность этого процесса.

Организуется на основе:

- принципов государственной политики в сфере образования;

- образовательных стандартов;

- достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы;

- педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;

- культурных традиций и ценностей народа, достижений мировой культуры;

- современных образовательных и информационных технологий.

Образовательный процесс развивается в разных направлениях и характеризуется следующими свойствами: гуманизации, гуманитаризации, дифференциации, диверсификации, многовариантности, многоуровневости, компьютеризации, информатизации, индивидуализации, непрерывности.

Важной характеристикой образовательного процесса является его цикличность. Цикл – совокупность определенных актов образовательного процесса. Основные показатели каждого цикла: цели (глобальные и предметные), средства и результат (связан с уровнем освоения учебного материала, степенью воспитанности учащихся).

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

Сущность системно-деятельностного подхода проявляется в формировании личности ученика и продвижении его в развитии не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Основной результат обучения – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.

Системно-деятельностный подход предполагает:

· воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

· ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

· учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

· обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

· разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. В программе ОУ в соответствии с ФГОС планируется формирование УУД в нач.школе.

· Личностные

· Регулятивные

· Познавательные

· Коммуникативные

Дидактические принципы системно-деятельностного подхода:

Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:

· представить цели образования в виде ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности;

· на основание построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи;

· выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

По мнению ряда Санкт-Петербургских ученых (О.В. Акулова, С.А. Писарева, Е.В. Пискунова, А.П. Тряпицына) основные изменения современного образовательного процесса на основе реализации системно-деятельностного подхода связаны со следующим:

- с изменением направленности педагогических целей на самореализацию личности школьника;

- с изменением содержания образования путем включения в учебный материал практико-ориентированных задач, предполагающих использование информации, представленной в различных источниках, а также путем включения надпредметных программ;

- с изменением характера взаимодействия учителя и школьников, ориентированного на организацию учителем самостоятельной работы школьников, развитие готовности учителя к изменениям процесса обучения;

- с изменением используемых в образовательном процессе технологий обучения — ориентация на использование информационных технологий в сочетании с технологиями развития критического мышления, проектными, исследовательскими технологиями, которые обусловливают овладение учителями новыми профессиональными ролями (организатора, координатора, помощника, консультанта) и предполагают командную работу преподавателей;

- с изменением оценки достижений школьников на основе взаимодополнения количественной (успеваемость) и качественной характеристики образовательных результатов (портфолио, профиль умений, дневник достижений).

Изменения в образовательном процессе современной школы существенно меняют деятельность учителя: появляются новые функции, определяемые системой отношений, в которые вступает учитель при реализации профессионально-педагогической работы в современной школе. Ведущей функциейучителя является содействие образованию школьника, которое состоит в создании средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащегося в образовательном процессе и формирования у него мотивации непрерывного образования.

3. Теории обучения в психологии, педагогике обучения.

Теория обучения - дидактика (от греч. didaktikos - поучающий, относящийся к обучению) - отрасль педагогики. Термин «дидактика» появился у немецкого педагога В. Ратке, назвавшего свой курс лекций «дидактикой» или «искусством преподавания».

Дидактику как систему научных знаний впервые разработал Я.А. Коменский, дав последовательное изложение принципов и правил обучения детей «Великая дидактика», 1657).

Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения.

Научно-теоретическая функция дидактики заключается в изучении реальных процессов обучения, в установлении фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, в раскрытии их сущности, выявлении тенденций и перспектив развития.

Конструктивно-техническая функцию дидактики заключается в решении проблемы отбора содержания образования, установлении принципов обучения, применения форм, методов и средств обучения.

Ведущими понятиями теории обучения являются: обучение, процесс обучения, учение, преподавание (дать определение из словарей).

«Процесс обученияпредставляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели — вооруже­нию обучающихся знаниями, умениями, навыками, к их развитию и вос­питанию» (Г. И. Щукина). Целостный процесс обучения выполняет образовательную, развивающую и воспитывающую функции. Некоторые учёные выделяют дополнительные функции – побудительную и организующую, т.е. процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям обучаемых, организовывал их на познание нового.

Различают общую и частную дидактики. Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, со­держание, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета). Общая дидактика исследует процесс обучения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных це­лен и задач.

В общей дидактике выделяют различные дидактические концепции (система принципов, взглядов на организацию обучения), среди которых 3 считаются основными: традиционная – главную роль в ней играет преподавание и деятельность учителя (Я.А. Коменский, И.Ф. Гербарт, А. Дистерверг и И.Г. Песталоцци); прагматическая – главная роль отводится учению и деятельности учеников (Д. Дьюи, Л. Толстой, В. Лай); современная – главная роль взаимодействию преподавания и учения, деятельности учителя и учащихся (Занков, Давыдов, Эльконин, Ильин).

Также известны другие концепции обучения, которые отражают разные аспекты 3-х основных концепций:

Концепция дидактического энциклопедизма. Сторонники данного направления (Я. А. Коменский, Дж. Мильтон, И. Б. Баседов) считали, что основная цель образования состоит в передаче обучающимся предельно большого объема научных знаний и опыта жизнедеятельности.

Концепция дидактического формализма. Данное направление характеризуется переоценкой субъективно-процессуальной стороны образования. Его сторонники (Э. Шмидт, А. А. Немейер, И. Песталоцци, А. Дистервег, Я. В. Давид, А. Б. Добровольский) рассматривали обучение как средство развития способностей и познавательных интересов обучающихся. «Многознание уму не научает» (Гераклит) — главный принцип сторонников дидактического формализма.

Концепция дидактического прагматизма (утилитаризма). Представители данного направления (Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер) трактуют обучение как непрерывный процесс «реконструкции опыта» обучающегося. Для того чтобы овладеть социальным наследием, человеку необходимо освоить все виды деятельности, известные современной цивилизации.

Концепция функционального материализма. В основе концепции (В. Оконь) лежит положение об интегральной связи познания с деятельностью.Кибернетическая концепция обучения. Представители данного направления (С. И. Архангельский, Е. И. Машбиц) рассматривают обучение как процесс передачи и переработки информации.

Кроме разнообразных концепций обучения различают дидактические теории. Теория– система объективно истинного знания, существующего в виде логически взаимосвязанных предложений, отражающих общие существенные закономерные и необходимые связи процесса обучения.

Ассоциативная теория обучения. Ее методологические основания были заложены Дж. Локком и Я. А. Коменским. Данная теория базируется на следующих принципах:

- всякое обучение опирается на чувственное познание: наглядные образцы важны постольку, поскольку обеспечивают продвижение сознания к обобщениям;

- основной метод — упражнение.

Основная задача ассоциативного обучения заключается в обогащения сознания обучающегося образами и представлениями.

Слабость ассоциативной теории в том, что ее средствами не обеспечивается формирование творческой деятельности, не закладываются умения самостоятельного поиска новых знаний.

Теория поэтапного формирования умственных действий в процессе обучения. Авторы данной теории (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина) установили, что возможности управления процессом научения значительно повышаются, если учащихся проводить через взаимосвязанные этапы:

- предварительное ознакомление с действием и условиями его выполнения;

- формирование действия с развертыванием всех входящих в него операций;

- формирование действия по внутренней речи;

- переход действия в глубокие свернутые процессы мышления.

В рамках этой теории успешность обучения определяется созданием со стороны учителя и уяснением обучающимся ориентировочной основы новых действий и тщательным ознакомлением с самой процедурой выполнения действий. По мнению специалистов, эта теория дает хорошие результаты, если обучение действительно начинается с материализованных действий. Поэтому она особенно результативна при подготовке спортсменов, операторов, музыкантов, водителей. Однако обучение не всегда начинается с предметного восприятия, поэтому рамки применения этой теории также ограничены.

Управленческая модель обучения. Авторы данного направления (В. А. Якунин и др.) рассматривают обучение в терминах управления. С этих позиций процесс обучения осуществляется на основе соотнесения дальних, средних и ближних целей (стратегических, тактических, оперативных задач). Раскрывая процесс обучения, выделяются этапы его организации как процесса управления:

- формирование целей;

- формирование информационной основы обучения;

- прогнозирование;

- принятие решения;

- организация исполнения;

- коммуникация;

- контроль и оценка результатов;

- коррекция.

В каждой теории существуют модели обучения. Например, объяснительно-иллюстративное обучение, развивающее обучение, проблемное обучение, модульное обучение и др.

4. Содержание образования: сущность, структура. Системно-деятельностный подход к отбору содержания школьного образования.

Традиционно С.О. понимается в педагогики как социальный опыт, т.е. опыт, накопленный человечеством, передаваемый одними людьми и усваиваемый другими людьми в процессе образования.

В истории педагогики известны три теории формирования С.О., т.е. ответа на вопрос: чему учить? – теории формального, материального и утилитарного образования.

Сторонники «формального образования» (Дж. Локк, И. Г. Песталоцци, И. Кант, И. Ф. Гербарт и другие) считали, что у учащихся необходимо развивать мышление, память, другие познавательные процессы, способности к анализу, синтезу, логическому мышлению, так как источником знаний является разум. «Формальное образование — это такое развитие способностей человека, которое делает их пригодным для всякого рода работы» (П. Ф. Каптерев). Поэтому наиболее ценными являются такие учебные предметы, которые не столько обогащают ум сведениями, сколько дают разнообразный материал для всестороннего упражнения ума (математика, древние языки). По мнению сторонников формального образования, знание само по себе, вне отношения к развитию ума, имеет очень малое значение.

Сторонники «материального образования» (Я. А. Коменский, Г. Спенсер и другие) исходили из того, что критерием отбора учебного материала должна быть степень его пригодности, полезности для жизни учащихся, для их непосредственной практической деятельности. В частности, они считали, что обучать необходимо преимущественно естественнонаучным дисциплинам. Сторонники этой точки зрения считали главным сообщение ученикам разнородных и систематических знаний и формирование умений. По их мнению, развитие мышления, способностей, познавательных интересов учеников происходит без специальных усилий в ходе изучения «полезных знаний».

Сторонники утилитарной теории (название происходит от латинского слова utilitas - «польза», «выгода». Основатель - американский психолог и педагог Дж. Дьюи) видели цель образования в формировании практически полезных навыков и умений и недооценивали роль теоретических знаний. Сходных взглядов в Германии придерживался Георг Кершенштейнер.

На основе теорий формирования С.О. разрабатываются подходы к отбору С.О. Основными подходами являются

· Знаниево–ориентированный подход

· Личностно-ориентированный подход

· Современный – Компетентностно-ориентированный подход и как переходный к нему - системно-деятельностный подход к отбору содержания школьного образования, который предполагает освоение школьниками разных видов деятельности, приобретения ими разных видов опыта.

В соответствии с системно-деятельностным подходом в 70-е гг. 20-го века - в состав содержания образования, наряду со знаниями, умениями и навыками включены новые компоненты, обеспечивающие усиление развивающей и воспитывающей функций обучения – это опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу (В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Современное С.О. понимается как педагогически адаптированная система ЗУН, опыта творческой деятельности и эмоциональной ценности отношения к миру, усвоения которой обеспечивает развитие личности.

Структура С.О. включает 4 вида опыта:

1) опыт познавательной деятельности (фиксируется в форме знаний (понятия, термины, факты, научные законы, научные теории, оценочные знания - критерии) о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности)

2) опыт осуществления известных способов деятельности (умения и навыки)

3) опыт творческой деятельности

4) опыт эмоционально-ценностное отношение (ценностные ориентации)

В условиях системно-деятельностного подхода содержание школьного образования задаётся рамочно, т.е. его выбор определяется на основе требований к результатам, к структуре основной образовательной программы образовательного учреждения, к условиям организации образовательного процесса. Все эти требования обозначены во ФГОС.

Содержание учебного предмета обозначено в учебных программах и в учебных материалах (учебники, пособия, рабочие тетради, метод.рекомендации и т.д.)

5. Современные формы организации образовательного процесса, их характеристика, основания выбора. Деятельностный урок в информационно-образовательной среде: типология и этапы.

Форма (от лат. forma – оболочка) дословно переводится как внешнее очертание, способ существования и выражения содержания. Формы организации обучения – это внешнее выражение учебного взаимодействия педагога и учащихся. Они определяют, как в реальных условиях организовать обучение и характеризуются числом участников взаимодействия, местом, временем и порядком его осуществления.

Урок со времён Я.А. Коменского сохраняется и сегодня как основная форма организации образовательного процесса. Урок - это форма, при которой педагог занимается в рамках точно установленного времени с постоянным составом учащихся по твердому расписанию, используя разнообразные методы для достижения целей, определенных учебной программой.

Современный урок можно рассматривать с двух позиций:

  • как единицу учебного процесса, ограниченную временем, функции которой заключаются в достижении частичной и законченной цели обучения;
  • как источник развития духовных сил и творческих способностей учащегося.

 

Этапы урока Традиционный урок Урок современного типа (по ФГОС) – деятельностный урок
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют («открывают») сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться (через ЗУН-ы) Цели урока учителем определяются через образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные) Цели урока должны быть сформулированы так, чтобы конечный результат на уроке определялся в наблюдаемых действиях учащихся, причем таких, которые учитель или другой эксперт могут надежно опознать (диагностичность цели) Обучающиеся должны участвовать в целеполагании, формулировать личностный смысл урока. Наивысший уровень сформированности целеполагания (А.Г.Асмолов) – самостоятельная формулировка целей учащимися через определение границ знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Учитель должен поставить перед учащимися учебную задачу, т.е. создать такую учебную ситуацию на уроке, когда они должны осуществить поиск содержательно обобщенного способа действия во всех возможных для данной ситуации частных и конкретных вариантах условий
Изучение нового учебного материала «Изолированное» изучение учащимися системы научных понятий, составляющее содержание учебного предмета Содержание обучения рассматривается как «субстрат, питающий смысловое развитие учащегося» (смысловая педагогика вариативного развивающего образования). Основной единицей содержания становится проблемная ситуация в единстве предметности и социальности (контекстный подход). В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий (системно-деятельностный подход)
    Урок включает как предметное, так и надпредметное содержание. Предметный контекст по-прежнему важен (особенно включение содержания в контекст решения значимых жизненных задач), но он уже недостаточен. На первом месте стоят задачи формирования УУД (совокупности действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса)
  Трансляция содержания учителем, ученик не задействован в процесс («меня учат») Ориентация в процессе обучения на «среднего» учащегося Реализация содержания связана с выбором технологий обучения учащихся, основанных на уровневой дифференциации обучения, создании учебных ситуаций, реализации проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий обучения Учитель предлагает вариативное содержание, в зависимости от уровня притязаний, возможностей, интересов школьников. Содержание урока сопряжено с внеурочной деятельностью учащихся, что создает условия для освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учитель создает условия для продуктивного применения знаний и УУД в условиях решения творческих или практических задач. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуально или в группах, но решающую роль в достижении цели урока играет учебное сотрудничество)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учитель должен осмысленно разработать содержательные критерии для измерения образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) и заранее предложить их учащимся Учитель применяет разнообразные формы самоконтроля, взаимоконтроля. Учащиеся самостоятельно осуществляют контроль (наивысший уровень сформированности)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учитель создает условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно формулировали затруднения и осуществляли коррекцию (наивысший уровень сформированности)
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учитель ставит перед учащимися задачу оценивания свой деятельности. Учащиеся дают оценку учебной деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Оценивание учителя должно быть дифференцированным с применением различных систем оценивания (5-бальной, многобальной, зачетной, рейтинговой и др.)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили   Проводится рефлексия. Учитель формирует у ученика установку на улучшение результатов своей деятельности, учащиеся анализируют изменения в учебной деятельности на основе сравнения предшествующих и последующих достижений, анализа причин неудач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы в дальнейшем успешное выполнение учебной задачи
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

+ самостоятельно смотри типы уроков по ФГОС, их этапы и виды (урок открытия новых знаний, урок-рефлексия, урок систематизации, урок развивающего контроля)

Кроме уроков существуют также дополнительные формы организации современного образовательного процесса. Например, для классно-урочной системы это учебные экскурсии, секции, конференции, студии, кружки и др.

Совокупность дополняющих друг друга форм организации образовательного процесса представляют собой организационную систему обучения. К организационным системам обучения относятся: линейная, линейная с элементами нелинейной и нелинейная системы обучения. Каждая система обучения характеризуется типичными для неё формами организации, образовательными технологиями и поддержкой учителя в организации деятельности учащихся. Дадим краткую характеристику перечисленных организационных систем.

Линейная система обучения, представлена классно-урочной и лекционно-семинарской формами организации и предполагает, что школьники изучают предметы образовательной программы строго последовательно в установленном объеме в определенные сроки в условиях класса или аудит



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.