Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Виды вопросительных предложений



 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

Тема: «Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические

       признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его комму-

       никативная и экспрессивно-стилистическая роль. Правильное построение

       предложений».

 

План

 

1. Понятие о предложении. Классификация предложений.

2. Предложения простые и сложные.

3. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-

стилистическая роль.

4. Правильное построение предложений.

 

ПОНЯТИЕ О ПРЕДЛОЖЕНИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 

Основной единицей в синтаксической строении языка выступает предложения. Формально-грамматическая структура, семантика, стилистическое использование предложений обозначены самыми разнообразными формами проявления, но можно свести к ограниченному числу типовых моделей, которые выделяются по свойственным им структурным признакам.

Предложение — слово или группа слов, грамматически оформ­ленных и имеющих относительную смысловую и интонационную законченность. Например: Новый год. Утро. Ещё и десяти часов не било, а уж в зале у купца Обрубаева в углу поставлен стол, покры­тый белой скатертью. (Н. Лейкин)

Предложение – это интонационно и грамматически организованная по законам соответствующего языка наименьшая коммуникативная единица, состоящая из одного или нескольких слов и выражает законченную мысль.

Предложение— основная синтаксическая единица, «средство формирования, выражения и сообщения мысли, передачи эмоций и волеизъявлений».

В отличие от слова, являющегося номинативной (назывной) единицей, предложение является единицей коммуникатив­ной (от лат. communicare — сообщать). Важнейшим формальным признаком предложения является его смысловая оформленность и интонационная законченность.

Предложения в русском языке имеют различные классификации.

По цели высказывания они бывают повествовательные, вопросительные и побудительные. Повествовательные предложения просто сообщают нам содержание: Я иду на работу; Мы закончили проект. Вопросительные предложения содержат вопрос, поэтому в конце такого предложения ставится вопросительный знак: Когда будет премия? Ты приедешь? Побудительные предложения содержат побуждение к действию: Встать! Пойдем домой. Поскорее закончите программу. Эта классификация относится и к простым и к сложным предложениям. Все, представленные ниже, классифицируют только простые предложения.

По эмоциональной окраске (или по интонации) предложения делятся на восклицательные и невосклицательные. В конце восклицательных предложений всегда ставится восклицательный знак: Мы победили! Скоро в отпуск!

По наличию второстепенных членов предложения бывают распространённые и нераспространённые. Распространёнными называют предложения, в которых есть второстепенные члены предложения, причём распространённым считается даже предложение, в котором присутствует хотя бы один второстепенный член. Например: Мы пользуемся монопольным правом на размещение рекламы; Он приватизировал квартиру. Нераспространённым считается предложение, состоящее из одной грамматической основы, например: ВВП повысился; Светает; Успеется.

По наличию главных членов предложения делятся на односоставные и двусоставные.

    Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как обязательными компонентами: Девочка улыбнулась. Он был удивлён.

Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один грамматический состав главного члена с зависимыми словами или без них (состав подлежащего или состав сказуемого). Односоставные предложения делятся на:

    1) назывные (номинативные) предложения, в которых главным членом является подлежащее: Поздняя осень; Вечер; Какая ночь! Осинник зябкий (назывные предложения чаще всего употребляются в художественном описании, в них не используется обстоятельство);
    2) предложения, в которых главный член сказуемое; они имеют свою классификацию:

· определённо-личные предложения – те, в которых сказуемое четко указыва-

указывает на действующее лицо. В таких предложениях главный член обычно выражается глаголом в форме 1 или 2 лица единственного или множественного числа настоящего или будущего времени в изъявительном или повелительном наклонении. Такие предложения обычно синонимичны двусоставным с местоимением в роли подлежащего: Заключим прибыльный контракт – Мы заключим прибыльный контракт; Лечу на собеседование – Я лечу на собеседование;

· неопределённо-личные предложения – те, в которых действующее лицо оп-

ределить нельзя. Здесь главный член может выражаться в форме 3 лица изъявительного наклонения, в форме множественного числа прошедшего времени, в форме сослагательного наклонения: Тебя позвали; Успешной называют прибыльную компанию; Продали бы мне собаку;

· обобщенно-личные предложения – те, в которых действие приписывается

обобщённому лицу или может происходить с каждым. Основные представители обобщённо-личных предложений – пословицы, поговорки, афоризмы, нравоучения: Что имеем – не храним, потерявши – плачем; Идёшь, бывало, по полю и радуешься;

· безличные предложения – те, в которых нет никакого указания на действу-

ющее лицо, в них нет, не может быть подлежащего. Главный член в таком случае выражается безличным глаголом, личным глаголом в безличном употреблении, возвратной формой, инфинитивом, словом категории состояния: Смеркается; Затихло; Мне не спиться; Мечтать не стоит; Было холодно; Нам нужно пройти вперёд.

По числу грамматических основ предложения делятся на п р о с т ы е  и сложные.

Предложение, в котором есть только одна грамматическая основа, называется простым. Например: Гонимый бешеным бегом вагонов, воздух  развевает платье и волосы людей, бьёт им в лицо тёплой, душной волной, толкает, вгоняет им в уши тысячи звуков, бросает в глаза мел­кую, едкую пыль, слепит, оглушает протяжным, непрерывно воющим звуком. (М. Горький) Несмотря на то, что это предложение распрост­ранённое, оно является простым, так как состоит из подлежащего и ряда однородных сказуемых. Все второстепенные члены группиру­ются вокруг этих главных. Части такого предложения нельзя рассма­тривать как самостоятельные, законченные предложения.

Сложное предложение имеет две и более грамматические основы. Например: Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне; сквозь серо­ватую мглу чуть видны под горой широкие луга; они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. (М. Горь­кий) Части этого сложного предложения обладают большой само­стоятельностью, но объединены в одно целое по смыслу. В предло­жении Чем глубже мыуходим в лес, тем чаще и непроходимее онстановится (В. Арсеньев) части настолько тесно связаны между собой, что самостоятельно существовать не могут. Они взаимно обусловлены и неразрывны.

           
 
 


ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОСТЫЕ И СЛОЖНЫЕ

 

Простое предложение – это синтаксическая единица, которая воплощает в себе элементарную, однако относительно завершенную информацию коммуникативной стоимости. Содержание простого предложения соотносится с действительностью. Благодаря грамматической и интонационной завершенности простое предложение как синтаксическая единица-конструкция называет событие, определенную ситуацию, выражает мнение, находит конструктивное применение формы слова, сочетания слов и словосочетания.

Любое простое предложение всегда строится по определенной устоявшейся в отдельном языке типичной структурной схеме, оформляется повествовательной, вопросительной, побудительной или восклицательной интонацией в зависимости от цели речи.

Простые предложения (как и сложные), каждый из их разновидностей имеет разветвленное круг функций, которые всегда в большей или меньшей степени специализированные, неповторимы.

Простые предложения имеют один предикативный центр, вокруг которого грамматически и по содержанию группируются второстепенные члены.  

Грамматический центр в простых предложениях бывает или двухкомпонентным (формируется из двух главных членов предложения – с подлежащего и сказуемого), или однокомпонентным (формируется только главным членом).

Сложное предложение состоит из двух и более частей, связанных по смыслу и интонационно. Части сложного предложения однотипны по своей структуре с простыми предложениями.

Сложные предложения в зависимости от средств связи и способов выражения грамматических отношений между их частями делятся на союзныеи бессоюзные предложения.

Бессоюзным сложным предложением называется синтаксическая конструкция, части которой связаны между собой только интонационно. Части бессоюзного предложения почти всегда самостоятельны в грамматическом отношении, но иногда неравноправны по смыслу; союзов и союзных слов в данных предложениях нет: Ночь всё темнела, шелестела ветвями, лес обступал, придвигался ближе к костру. Слышу: стучат в дверь. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Союзные предложения в свою очередь делятся на сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.

В сложносочинённом предложении грамматически равноправные части соединяются при помощи сочинительных союзов и, а, но, да, или, либо, однако, зато, а также сложных сочинительных союзов ни... ни..., то... то..., то ли..., то ли..., не то..., не то... и др.: Мне снился тот берег в июне, и был этот берег в цветах.

Сложноподчинённым является предложение, состоящее из двух или более грамматически неравноправных частей (одна часть зависит от другой), связанных подчинительными союзами или союзными словами: что, чтобы, где, когда, куда, почему, если (ежели), как, пока, хотя, поэтому, какой, который, чей и т.д., а также сложных подчинительных союзов: благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, вместо того чтобы, несмотря на то что, прежде чем, с тех пор как и др. Подчинительный союз и союзное слово – всегда в придаточном предложении: Хлеб оттого-то и дорог, что не даётся спроста.

ПОРЯДОК СЛОВ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ, ЕГО КОММУНИКАТИВНАЯ И ЭКСПРЕССИВНО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ РОЛЬ

 

В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содержания всего высказывания.

Например: На встрече представителей двух государств принятые обязательства были успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства были выполнены на самой встрече. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Обязательства, принятые на встрече представителей двух государств, были успешно выполнены.) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в которой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью логического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой ситуации.

Синтаксическая функция выражается в том, что бывают случаи, кода в зависимости от положения в предложении слово может быть определенным членом предложения.

Сравните: Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). – Дочь (подлежа-щее) любит мать (дополнение); Приехал больной (определение) человек. – Чело-век приехал больной (именная часть составного именного сказуемого), Моя ма-ма (подлежащее) – наша учительница (сказуемое). – Наша учительница (подле-жащее) – моя мама (сказуемое) и т.д.
    Порядок слов в русском языке важен при выражении мысли, так как он выполняет три основные функции.
1. Порядок слов служит для полной передачи смысла сообщения.

Например, в предложениях: Машина обыграла Каспарова и Каспарова обы-грала машина, которые различаются не лексически, а только порядком слов, со-держится два разных по смыслу сообщения: в первом случае речь идет о машине (тема сообщения), а во втором — о Каспарове, то есть именно он является темой высказывания, хотя в обоих случаях машина — подлежащее, а Каспаров — до-полнение. Другой порядок слов приводит к иному актуальному членению пред-ложения.

2. Особый порядок слов может придавать предложению эмоциональную окраску, выполняя при этом стилистическую функцию: Дремлет Красная пло-щадь. Тих прохожего шаг.
3. Порядок слов может различать члены предложения, и тогда он выпол-няет синтаксическую функцию: Грузовик обогнал автомобиль.
    При достаточном свободном порядке слов в русском языке все же выделяя-ются прямой и обратный порядок слов.

Припрямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:

¾ в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: Учительница проверяла наши контрольные работы.

¾ приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.

¾ согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы.

¾ несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек.

¾ обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню.

Обратный порядок слов может быть любой, он используется для

выделения

нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией (лат. «инверсио» — перестановка).

Инверсия позволяет:

1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения;
2) выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи;
3) связать части текста.

    Так, в предложении Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин.) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определения багряный (сравните: прямой порядок: Лес роняет свой багряный убор).

В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев.) Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте.

    Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания на-певности, мелодичности:


                       Над Москвой великой, златоглавою,
                       Над стеной кремлевской, белокаменной
                    Из-за дальних лесов, из-за синих гор,
                     По тесовым кровелькам играючи,
                   Тучки серые разгоняючи,
                   Заря алая подымается.

 (М. Лермонтов.)

Интонациявключает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр речи, логическое ударение. Она используется для выражения различных грамма-тических категорий или для выражения чувств говорящего.

Выделяют различныевиды интонации: вопросительную, восклицатель-ную, перечислительную, выделительную, пояснительную и т.д.

   Интонация— явление сложное. Она состоит из нескольких компонентов.
    1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, кото-рое по смыслу самое важное.
    2. Интонация состоит из повышения и понижения голоса — это мелодика речи.
    3. Речь протекает ускоренно или замедленно — это образует ее темп.
    4. Интонацию характеризует также ее тембр, который зависит от целевой установки и может быть мрачным, веселым, испуганным и т. д.
    5. Паузы также часть интонации. Их очень важно делать в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания:

Как удивили его / слова брата!
Как удивили его слова / брата!

    Интонациявопросительных предложений состоит в повышении тона на слове, на которое падает логическое ударение: Ты написал стихи? Ты написал стихи? Ты написал стихи? В зависимости от места логического ударения инто-нация может быть восходящей, нисходящей или восходяще-нисходящей:

    Особенности интонации восклицательных предложений состоят в том, что наивысший подъем тона, сила звучания падают на выделяемое ударением слово.

    Логическое ударение – это ударение смысловое, оно может падать на лю-бое слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно вы-деляет в предложении самое главное.

    Прочитайте вслух следующие предложения, выделив интонацией отмечен-ные слова:

1) В нашем саду созрел виноград;
2) В нашем саду созрел виноград;
3) В нашем саду созрел виноград.

В первом предложении говорится, что созрел виноград, а не что-нибудь иное; во втором, что виноград созрел, уже готов; в третьем, что виноград созрел у нас, а не у соседей или ещё где-нибудь и т. д. Самое важное в сообщении обычно бывает новым, которое даётся на фоне данного, известного собеседникам.

Выделение голосом тех слов, которые обозначают самое важное в сообще-нии, называют логическим ударением.

    Возьмем, например, предложение Брат учится в техникуме.

    Если выделить более сильным ударением первое слово, то подчеркнем, что в техникуме учится именно брат (а не сестра или кто-нибудь еще). Если выделить второе слово, то подчеркнем, что именно делает брат. Выделив логическим ударе-нием последнее слово, подчеркнем, что брат учится в техникуме (а не в училище, университете и т. п.).

    В зависимости от логического ударения меняется смысл предложения.

    При изменении места логического ударения меняется и интонация: если ло-гическое ударение падает на последнее слово, то интонация всего предложения обычно спокойная и само логическое ударение слабое. А в остальных случаях интонация напряженная, а само логическое ударение сильное.

    Примером того, как важно правильно делать логическое ударение, может служить отрывок из статьи В. Лакшина о пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».
«Удивительна емкость чеховской фразы. Петя Трофимов говорит в пьесе: „Вся Россия наш сад“. Актеры на разных сценах в нашей стране и во всем мире по-разному произносят эти четыре слова.
Сделать ударение на слове „сад“ — отозваться на чеховскую мечту о будущем родины.

На слове „наш“ — подчеркнуть чувство бескорыстной собственности, причастности к тому, что дано совершить твоему поколению.

На слове „Россия“ — значит откликнуться на свою принадлежность ко всему русскому, земле не выбираемой, а дарованной с рождения.

Но вернее всего, быть может, поставить ударение на слове „вся“: „Вся Россия наш сад“. Ибо нет уголка в ней, к заботе и нуждам которого мы вправе остаться глухи, который не хотели бы видеть в цветении „вечной весны“.

А вернейший путь к этому, по Чехову, совершить для начала хотя бы один безусловно бескорыстный добрый поступок. Написать хотя бы одну вдохновенную, честную страницу. Посадить хотя бы одно дерево».

Таким образом, самое важное в сообщении можно выделить и порядком слов, и логическим ударением.

Порядок словсредство устной и письменной речи, а логическое уда-рение — только устной речи.

Логическое ударение обязательно, если порядок слов не выделяет самого важного в сообщении.

Умение выделять наиболее значимое в предложении — необходимое условие выразительной устной речи.


ПРАВИЛЬНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

 

Предложение строится из слов или словосочетаний, связанных друг с другом с помощью согласования, управления или примыкания. Эти типы подчинительной связи хорошо известны нам, однако в речи мы не всегда умеем ими пользоваться. Вспомните, как грибоедовский Скалозуб строит фразу: Мне совестно, как честный офицер. Следовало бы сказать: Мне, как честному офицеру, совестно, — однако говорящий нарушил согласование членов предложения. Подобные ошибки называются смещением синтаксической конструкции: начало предложения дается в одном плане, а конец — в другом. У поэтов смещение конструкции иногда передает взволнованную речь, которая как бы не укладывается в строгие грамматические нормы. Например:

Когда с угрозами, и слезы на глазах,

Мой проклиная век,

утраченный в пирах,

Она меня гнала... (П.)

Однако в прозе смещение конструкции нас удивит. Так, в автобиографии В. Маяковского читаем: Я поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Люблю ли я, или я азартный, о красотах кавказской природы также только если это отстоялось словом. Это писал о себе человек, не боявшийся шокировать читателя и даже демонстрировавший свое пренебрежение к некоторым традициям... Нам это непозволительно.

Ошибки в строе предложения возникают также из-за неправильного употребления деепричастного оборота, который должен всегда указывать на дополнительное действие субъекта (подлежащего). Об этом порой забывают, строя фразы так: Теряется драгоценное время в работе, слушая глупые разговоры; Безделие это понятие относительное, а уж сидя дома, его не бывает; У вас не заболела голова, пытаясь понять всю эту абракадабру?

Недопустимо нарушение порядка слов при употреблении причастного оборота, который может стоять и перед определяемым словом, и после него, но никогда не включает его в свой состав. Неправильно построены фразы: Приведенные факты в докладе свидетельствуют о больших успехах выпускников; Приехавшие делегаты на съезд приглашаются в зал. Подобные ошибки могут исказить смысл высказывания, например: Принятая программа на конференции успешно выполнена (программа, принятая на конференции).

Значительные трудности возникают при неумелом использовании конструкции с предлогами кроме, помимо, вместо, наряду с, которые всегда должны зависеть от сказуемого. Разрыв этой грамматической связи приводит к тому, что оборот, введенный названными предлогами, «повисает в воздухе»: Вместо улиц Лациса и Свободы автобусы направились по вновь построенному участку Планерной улицы; Мы, помимо кур, намерены заняться и выращиванием индюшат. Устранение подобных ошибок обычно требует значительной переработки предложений; Автобусы направились не по улицам Лациса и Свободы, а по новому маршруту, открытому на улице Планерной; Мы намерены выращивать не только кур, но еще и индюшат.

Встречаются ошибки в употреблении союзов и предлогов при однородных членах предложения: В городе построены не только новые школа, больница, а также драмтеатр и библиотека (следовало написать: Не только школа... но и театр); Необходимо обратить внимание не только на знания учеников, но и их практические навыки (следовало: но и на их практические навыки, предлог нужно повторить). При таких союзах особенно важен порядок слов при употреблении однородных членов предложения. Например, он нарушен в таком случае: В новом помещении можно будет проводить не только цирковые представления, но и устраивать большие концерты, спортивные соревнования... (правильно: не только представления, но и соревнования или: не только проводить, но и устраивать). Союз не только, но и связывает сопоставляемые предметы или действия, а следовательно, и соответствующие части речи: существительное — с существительным, глагол — с глаголом.

Противительные союзы (а, но, однако) соединяют, как правило, одинаковые члены предложения. Это правило нарушено в такой конструкции: Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным (соединены обстоятельство [деепричастный оборот] и сказуемое). В качестве однородных членов предложения могут употребляться слова, обозначающие лишь сопоставимые предметы; нельзя сказать: Поздравляю вас от всей души и лично от себя.

В состав однородных членов не должны входить видовые и родовые наименования: Наш сквер любимое место отдыха жителей деревни, молодежи и детей.

Распространенная ошибка — несочетаемость одного из однородных членов (или нескольких) с тем словом в предложении, с которым связаны все остальные однородные члены. Иллюстрируем это примерами (в правой колонке исправленные варианты предложений):

1. Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, мечты о покорении космоса. 1. Чтение фантастических романов воспитывало в юноше любовь к путешествиям, рождало мечты о покорении космоса.
2. Особенную помощь и личное участие в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома. 2. Большую помощь в проведении Спартакиады оказали начальник депо и председатель профкома, которые сами участвовали в соревнованиях.
3. Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, огнестрельное оружие. 3. Полиция обрушила на молодежь дубинки, гранаты со слезоточивым газом, применила огнестрельное оружие.

Как видим, для исправления таких ошибок приходится вводить в текст новые слова, устраняя лексическую несочетаемость; иногда требуется коренная переработка предложения, отказ от употребления однородных членов (как во втором примере).

При употреблении однородных членов предложения встречаются и ошибки на управление, если объединенные в сочиненном ряду слова управляют разными формами: Преподаватели научат ребят разбираться и привьют им любовь к живописи, литературе, музыке (следовало: разбираться в живописи, литературе, музыке и привьют любовь к этим видам искусства).

Можно избежать многих ошибок при употреблении однородных членов, если строже относиться к выбору падежных форм существительных в сочиненном ряду слов. Так, нуждается в стилистической правке предложение: В соответствии с программой учащиеся должны научиться выполнять такие операции, как выпиливание лобзиком изделий из фанеры, сверление, сборку и отделку деталей. Все однородные существительные должны стоять в форме именительного падежа (такие, как... сверление, сборка, отделка). Недопустимо употребление в разных падежных формах обобщающих слов и однородных членов: Режиссер сказал: «Мы работаем сейчас над двумя постановками: «Вишневый сад» Чехова и пьесой Володина «С любимыми не расставайтесь» (название первого спектакля следовало употребить также в творительном падеже).

Грубой ошибкой является грамматически разнотипное выражение однородных членов предложения, например:

Помощник руководителя группы обязан помогать руководителю в обучении и воспитании слушателей:

— точно знать количество слушателей в группе;

— своевременно докладывать руководителю группы о запросах и пожеланиях слушателей;

— помощь руководителю группы в работе со слабоуспевающими слушателями.

В последней рубрике следовало написать: организовать помощь... в работе со слабоуспевающими слушателями.

Нарушается структура предложения и при сочетании одного из его членов и придаточной части. В один ряд нельзя ставить, например, дополнение и придаточное предложение: Премьер говорил о снижении инфляции и что задержки зарплаты больше не будет. Неправомерно и соединение причастного оборота и придаточного определительного: Снисхождения заслуживают люди, признающие критику и которые исправляют свои ошибки. Следует заменить придаточное предложение причастным оборотом (исправляющие свои ошибки) или вместо причастного оборота употребить придаточное предложение (которые признают...).

В строе сложного предложения встречается немало трудностей. Иногда не оправдано употребление рядом двух однозначных союзов: Ваши рекомендации заслуживают внимания, но однако реализовать этот проект пока невозможно; Он утверждает, что будто бы самолет был заправлен некондиционным горючим. Встречается и неправильный выбор союза: Ваше предположение подтвердится лишь тогда, если будет доказано... (вместо если нужен союз когда, соотносительный со словом тогда в главном предложении). Портит сложное предложение неуместное повторение частицы бы, в придаточной части (Если бы эти меры были бы приняты, все закончилось бы благополучно). Повторение союзов или союзных слов при последовательном подчинении придаточных придает фразе тяжеловесность.

Рассмотрим примеры стилистической правки таких предложений.

1. Вдали виднелись вершины гор, которые были покрыты снегом, который сверкал на солнце. 1. Вдали виднелись вершины гор, покрытые снегом, который сверкал на солнце.
2. Эта проблема составляет предмет математической логики, которая развилась в точную науку, которая применяет математические методы исследования. 2. Эта проблема составляет предмет математической логики, развившейся в точную науку, применяющую математические методы исследования.

В первом примере замена придаточной части сложного предложения причастным оборотом не только упростила конструкцию, но и уточнила определяемое слово (не горы, а вершины), во втором — прояснила грамматические связи (первое определение относится к слову логика, второе — к слову наука). Избавившись от повторения союзных слов и нанизывания одинаковых придаточных частей, редактор преобразовал сложное предложение в простое.

Вспомним шутливые строчки С.Я. Маршака, который перевел английское стихотворение:

Вот пес без хвоста,

который за шиворот треплет кота,

который пугает и ловит синицу,

которая ловко ворует пшеницу...

Конечно, автор с умыслом нарушил правило построения сложного предложения, чтобы придать речи юмористическую окраску. В иных случаях это становится серьезным недостатком стиля.

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

 

1.    Спишите, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Охарактеризуйте простые предложения.

Счастлив охотник ист...ый ценитель природы ненароком попавший в этот край. Забыв о ружье броше…ом в лодке он (в)продолжени... многих часов будет любоват...ей ра...крывш...мся перед ним миром. Его не соблазнит возможность настрелять (по)болыне птицы в этом полном (не)разгада...ых чудес уголке не трат...шь времени (по)пустому.

Это была глухая сторона (мало)посещаемая людьми и здесь(то) и было раздолье для зверей и птиц. Это кто(ж) такие и что им надобно чудит...ся вопрос. Частенько увид...шь здесь (тяжело) дыш...щего лося на глазах у изумленного и оч...рова...ого путешестве...ка переплывающего реку. В эту минуту начинаешь пон...мать что этот (не)пуга...ый зверь подл...ый властелин тайги. (Не)слишком большой редкостью считается встреча и с кровожадным леопардом ежегодно посещающ...м пр...брежные трос.ники. В зар...слях камышей таятся бе (сч, щ)исле...ые стаи шакалов вой которых донос...т...ся то (с)прав..., то (с)лев... А в лесах налом... нающих (не)проходимые леса тропиков роет норы ночной зверь дик...образ по поверью местных жителей обладающ...й способностью стрелять в охотника своими дли…ыми иглами(стрелами).

Если(же) уйти (в)глубь леса то вряд(ли) уда...ся избежать встречи и с обитателем лесных трущ...б тигром. Этот гость (по)страшнее.

 

 


 

   
 

 

     
 

 


Правила Примеры

ВИДЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ

Повествовательные предложения сообщают об утверждаемом или отрицаемом факте, явле-нии, собы­тии действительности. Для них ха-рактерна повествова­тельная интонация:   Выткался на озере алый цвет за­ри (С. Е.).
Вопросительные предложенияслужат для выра­жения вопроса, обращённого к собесед-нику. С помо­щью вопроса говорящий стре-мится получить новые све­дения о предметах, фактах, отношениях действитель­ности. Грам-матическими средствами оформления вопро-сительных предложений являются: 1) вопросительная интонация, для которой харак­терно повышение тона голоса к концу предложения или на слове, с которым связан вопрос:     Барон! Чай пил? (М. Г.)  
2) вопросительные слова: частицы (ли, разве, неуже­ли и др.), местоимения (кто, что и др.), наречия (когда, откуда и др.): Где же спесь твоя, Москва? (М.Ц.); Колокольчик ли? Дальнее эхо ли? (С. Е.) О чём звенит песок? (С. Е.)
 3) порядок слов (слово, с которым связан вопрос, ставится в начало предложения): Видишь общее смяте­нье? Слышишь шёпот? (Н. Г.)

Виды вопросительных предложений

Собствен­но-вопро­сительные заключают вопрос, требующий ответа: Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (А.П.)
Вопро­сительно-побудительные служат для выражения побуждения: Будем пить чай?
Вопросительно-риторические не предполага-ют и не требу ют ответа, содержат утвержде-ние: Памятью деревни я ль не дорожу? (С. Е.)
Вопросительно-отрицательные содержат сообщение о невозможности действия, состояния: Все мы бездомники, много ли нужно нам?     (С. Е.)
Вопросительно-утвердительные содержат частицу НЕ, которая не выражает отрицания: Не правда ль, больше никогда мы не расстанемся? (И. А.)
Побудительные предложения выражают во-леизъ­явление, побуждение к действию разной степени кате­горичности (мольба, просьба, призыв, приказ и др.). Способы выражения побуждения:   1) глагол-сказуемое в форме повелитель-ного накл


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.