![]()
|
|||
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ (МЕТОДИКА ИЛЬИНА)ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОЙСТВ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ПО ПСИХОМОТОРНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ (МЕТОДИКА ИЛЬИНА) Цель: Определение силы нервной системы школьников при помощи теппинг-теста Методика опубликована: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева.- СПб.: “Питер”, 2000. – 560 с.
Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Данная методика основана на определении динамики максимального темпа движений рук. Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов: - выпуклый тип: темп нарастает до максимального в первые 10 - 15 с работы; в последующем, к 25-30 с, он может снизиться ниже исходного уровня (т.е. наблюдавшегося в первые 5 с работы). Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы; - ровный тип: максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Данный тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы; - нисходящий тип: максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работ Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого; - промежуточный тип: темп работы снижается после первых 10 - 15 с. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой сипай нервной системы - средне-слабая нервная система; - вогнутый тип: первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся также к группе лиц со средне-слабой нервной системой. Оснащение. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203 х 283 мм), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных квадрата. Секундомер. Карандаш. Испытуемый садится за рабочий стол. Экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию. Инструкция испытуемому: “По моему сигналу вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 с) вы должны поставить в нем как можно больше точек. Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка”. Экспериментатор подает сигнал: “Начали!”, а затем через каждые 5 сдает команду: “Перейти в другой квадрат”. По истечении 5 с работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: “Стоп”. Обработка результатов 1. Подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести результаты в протокол. 2. Построить график работоспособности, для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени и на оси ординат - количество точек в каждом квадрате.
На основании анализа формы кривой диагностируйте силу нервной системы согласно критериям, приведенным в вводной части задания
|
|||
|