Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сказка о лягушке



 

Запоминаем словарные слова с помощью мнемонических приёмов

 

12.02.2020

Самым важным показателем интеллектуального уровня человека, его культуры и общего развития является грамотная устная и письменная речь. Основы этой грамотности закладываются в младшем школьном возрасте.
На I ступени общего среднего образования учебной программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. И таких слов немало. Народная мудрость гласит: «Грамотными не рождаются – грамотными становятся». Научить ребёнка правильному, безошибочному написанию словарных слов – одна из проблем, стоящих перед учителем начальных классов, ведь количество таких слов возрастает из класса в класс.

Словарные слова встречаются не только на страницах учебника по русскому языку, но и по другим школьным дисциплинам. Некоторым детям довольно трудно даётся запоминание таких слов, многие испытывают тревожность перед написанием словарных диктантов. Очень хочется, чтобы учащиеся задумывались над правописанием слов не только в работах по русскому языку, но и грамотно оформляли задачи по математике, тестовые задания по учебному предмету «Человек и мир», где также довольно часто встречаются слова, правописание которых проверить невозможно. Словарные слова, как и таблицу умножения, необходимо выучить наизусть. Но как этот процесс сделать более лёгким для младших школьников? Как создать условия, чтобы учащимся хотелось учиться и добиваться результатов?

Вооружить ребёнка приёмами, которые способствовали бы более лёгкому запоминанию словарных слов, помочь в преодолении трудностей русского языка – одна из важнейших задач начальной школы. И здесь на помощь приходит мнемотехника – совокупность различных приёмов, которые позволяют легче запоминать. Их правильное использование помогает прочному запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами.

Пассивная роль при запоминании словарных слов утомляет младших школьников, не вызывает интереса к изучению русского языка. Применение различных мнемонических приёмов и запоминалок при изучении словарных слов развивает познавательный интерес к обучению. Чтобы процесс запоминания не был скучным занятием, стараюсь представлять новый материал в интересной и занимательной форме.

К.Д.Ушинский писал, что дети мыслят образами. Со своих школьных лет хорошо помню некоторые хитрости при запоминании определённых тем: биссектриса – это крыса, бегающая по углам и делящая угол пополам, медиана – это обезьяна, лазающая по сторонам и делящая стороны пополам. Дошкольники без труда рисуют радугу, используя известное выражение «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Все эти хитрости и есть мнемонические приёмы.

Ярким примером использования мнемотехники с древнейших времён является славянская азбука, название кирилличных букв которой придумано с мнемонической целью: А (аз), Б (буки), В (веди) – я буквы знаю; Г (глагол), Д (добро), Е (есть) – письменность есть добро; Р (рцы), С (слово), Т (твёрдо) – произноси слово твёрдо.

В своей работе применяю различные мнемонические приёмы для запоминания словарных слов, предусмотренных учебной программой. При этом придерживаюсь некоторых обязательных условий: у учащихся должна быть мотивация и заинтересованность, изложение материала должно быть эмоциональным и образным.

Метод зрительных (графических) ассоциаций пользуется наибольшей популярностью среди моих воспитанников. Буква, которую нужно запомнить, оживляется, обыгрывается с помощью определённого рисунка или образа. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова. В нём должна быть чётко выражена запоминаемая буква.

Вначале работы со словарными словами предлагаю детям готовые ассоциации. Постепенно учащиеся придумывают свои образы. Для фиксации придуманных или увиденных ассоциаций дети ведут индивидуальные весёлые словарики. Младшие школьники с удовольствием рисуют, что позволяет не только запомнить словарные слова, но и развить воображение. Чем забавнее и необычнее ассоциация, тем больший успех в запоминании она приносит. Эти картинки хорошо запоминаются и легко вспоминаются.

Ребёнок, задумываясь над написанием слова, сначала вспоминает образ, созданный к этому словарному слову, определяет в нём зашифрованную букву, а затем записывает слово правильно. Постепенно эти мыслительные действия сокращаются и словарное слово автоматически записывается безошибочно. Можно обратить внимание учащихся на признак, который относится к изучаемому слову, и попробовать соединить этот признак с орфограммой. Такой приём также очень эффективен. Например, при изучении слова медведь учащиеся сразу вспоминают, что медведи любят мёд, а малина состоит из маленьких частичек. Эти слова-ассоциации используются как проверочные, хоть и не являются однокоренными.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов: гАзета – бумАга; кАрман – дырА; дИректОр – крИк, рОт; кОнцерт – нОта, дО, хОр; зАвод – трубА; кОрабль – вОлны, бОцман, кОк; инЕй – бЕлый, снЕг; лАдонь – лАпа; кАпуста – зАяц; кАрандаш – грАнь, бумАга.

Метод звуковых (фонетических) ассоциаций предусматривает подбор ассоциаций по схожести звучания. Он может эффективно использоваться только в том случае, когда ассоциация (фраза) подобрана к запоминаемому слову удачно. Дети могут подкрепить этот образ фантастическим рисунком, схемой. К словарному слову подбираются такие созвучные слова, в которых присутствует опасное место, требующее запоминания. Обязательное условие – в придуманных словах эта часть не должна вызывать никаких затруднений в написании. Из созвучных слов составляется предложение. Например: пАССАжир – пассажир берёт билет в кассе (кАССА); уЛИЦа – на улице встречаю знакомые ЛИЦа; заПАД – на западе солнце ПАДает; стАдИон – стАдо дИких зверей на стадионе; РЕБята – ребята отгадывают РЕБус; УЧЕник – УЧЕние для уЧЕника муЧЕние; ДЕревня – ДЕдушка в деревне; СОрока – СОрок СОрок воровали горох; СОбака – КОсть для СОбаки сОска; ПЕтух – ПЕтя-ПЕтушок лучше всех умеет ПЕть; КРАпива – обожжёшься КРАпивой – будешь в КРАпинку; ПАльто – ПАпе купили ПАльто; РЮКзак – повесил на кРЮК РЮКзак; КОСтя пришёл в КОСтюме; МебЕЛь из ЕЛи.

Хорошо запоминаются необычные, шуточные сюжеты. Из недостатков: при подборе созвучий к словам с двумя и более непроверяемыми буквами получается нагромождение фраз, в которых легко запутаться. В этом случае можно воспользоваться комбинированным методом.

Комбинированный метод предполагает использование при запоминании словарного слова графических и фонетических ассоциаций одновременно, если в нём содержится несколько непроверяемых букв. Психологи утверждают, что информация, подкреплённая эмоциями, фиксируется в памяти лучше. И чем больше учащиеся при придумывании сюжета картинок используют опыт, подкреплённый яркими воспоминаниями, тем лучше будет результат.

Метод группировки заключается в том, что запоминание происходит легче, если дети мысленно представляют предметы, явления или действия, которые обозначают слова. Кроме того, объединённые в группы предметы должны оживать, двигаться. Рекомендуется записывать не более 5 – 6 слов, поскольку за один раз человек способен воспринять от 5 до 9 элементов. Например: работа, сапоги, пальто, машина, завод (папа собрался на работу, надел сапоги, пальто, сел в машину и поехал на завод); рисунок, сирень, улица (художник на улице рисовал рисунок сирени с натуры); класс, суббота, белорусский (в нашем классе в субботу проходило внеклассное мероприятие, посвящённое белорусскому языку).

Мнемонические рифмовки и сказки-ассоциации способствуют быстрому и прочному запоминанию материала. Рифмовки придают упражнениям привлекательный характер, обладают огромным мнемоническим потенциалом. Сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определённые ассоциации, помогает запомнить написание слова. Сначала такие сказки рассказываю сама, а затем дети начинают придумывать свои. Учащиеся охотно сочиняют и оформляют свои работы. Словарные слова в них мелькают и запоминаются быстрее и легче.

Трудные учить слова

Помогает нам игра.

Петуха назвали Петей –

Петь он любит на рассвете.

А медведь, наоборот.

Петь не любит, любит мёд.

 

Шёл на дачу в выходной Я с лопатой надувной – Хоть до дачи далеко,

С ней шагается легко.

Но копать ей трудновато:

Раз! – и лопнула лопата!

 

«Кап, кап, кап, - шепчет капуста.

– Без дождя мне очень скучно!»

В планах у меня на лето –

Плавать на другой планете.

Сказка о лягушке

Жила – была Гушка. Она очень любила сидеть в болоте и распевать песни.

«Ля – ля – ля», - пела Гушка,

Она так гордилась, что умеет петь, что любой ответ на вопрос начинала со своего знаменитого «ля».

Однажды её спросили: «Как тебя зовут?» И Гушка ответила: «Ля Гушка». Своё «ля» она произнесла по привычке, но её так и стали называть – лягушка.

Словарная работа на уроках русского языка состоит из нескольких этапов: предъявление слова (загадки, ребусы и др.); объяснение значения слова; работа над слуховым образом слова, постановка орфографической задачи; запись слова с окошком; орфографическая работа над словом (постановка ударения, подчёркивание карандашом трудной буквы; звукобуквенный анализ слова; деление слова на слоги и для переноса); заучивание правописания данного слова с привлечением мнемонических приёмов, работа в индивидуальных весёлых словариках.

Приёмы обучения, используемые в работе со словарными словами, дают положительные результаты. У большинства учащихся к 4 классу наблюдается хорошая динамика в написании контрольных словарных диктантов. Дети пишут грамотнее, осознаннее и быстрее. При написании контрольных работ и диктантов по русскому языку учащиеся видят словарные слова в контексте, пишут их безошибочно. Положительная динамика видна не только в работе над словарными словами, но и в повышении уровня орфографической грамотности учащихся в целом. Чем больше слов усвоят учащиеся, тем богаче их речь, глубже и прочнее знания по всем предметам.

Лариса СИМАШЕНКО,

учитель начальных классов средней школы № 8 Пинска.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Создание ассоциаций по смежности и сходству на букву о

Варианты картинок-ассоциаций

Примеры индивидуальных весёлых словариков учащихся

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.