|
|||
Занятие 7. . Тема: Выдающиеся современники об Юзовке. А.Куприн « В огне». Теоретическая частьЗанятие 7. Тема: Выдающиеся современники об Юзовке. А.Куприн « В огне» Задачи: - Характеризовать положение рабочих в Юзовке на основе литературных источников - анализировать в какой степени можно рассматривать литературные источники как исторические источники - критически анализировать источники и давать собственную оценку интерпретации событий в литературных источниках.
Теоретическая часть 1. Изучите информацию Биография Александра Ивановича настолько ярка и насыщенна разнообразными событиями, что может служить сюжетом для отдельного литературного произведения. Куприн много путешествовал, попробовал множество профессий, что дало ему богатую основу для литературных произведений. Он был и боксером, и военным, и цирковым борцом, и землемером, и учителем, и актером, и рекламным агентом, и рыбаком, и воздухоплавателем, и шарманщиком. Александр Иванович, конечно, не мог обойти своим вниманием Донбасс, который в конце XIX-XX вв. был «промышленным сердцем» Российской империи. Писатель несколько месяцев пробыл в Донбассе, собирая материал для своих будущих произведений. Он спускался в шахту, знакомился с условиями труда и досуга здешних рабочих, посещал Юзовский завод, Енакиевский металлургический завод, Дружковский рельсопрокатный завод. В течение нескольких месяцев работал заведующим учетом кузницы и столярной мастерской на Енакиевском заводе. Впечатления о пребывании в шахтерском крае воплотились в повести «Молох», очерках «Рельсопрокатный завод», «Юзовский завод», «В огне», «В главной шахте», в рассказе «В недрах земли». В повести «Молох» Куприн сравнивает ненасытный мир капитала, который пожирает тысячи живых людей, требует все больше и больше «теплой человеческой крови» с Молохом — финикийским богом солнца, огня и войны, которому приносили человеческие жертвы. Персонаж повести инженер Бобров называет завод мифологическим именем Молоха: «Вот он – Молох, требующий теплой человеческой крови!» Объекты производства воспринимались писателем как нечто враждебное: «это чудовищное громадное царство огня и железа, волшебный и в то же время страшный апофеоз человеческого ума, труда и знания». Сильное впечатление на писателя произвел спуск в шахту: «Нет, положительно всех ипохондриков, меланхоликов, неврастеников, всех больных детей XIX столетия я советую докторам отправлять на полчаса в глубокие шахты. Поднявшись наверх, эти бедняги, наверно, горячо обрадуются кусочку зеленой травки, освещенной солнцем». 2. Ознакомиться с материалами, приведенными по ссылке http://kuprin-lit.ru/kuprin/biografiya/berkov-kuprin/glava-tretya.htm
Практическое задание Прочитайте одно из произведений писателя, приведенного выше. На основании прочитанного теоритического материала и произведений писателя, охарактеризуйте положение рабочих в Юзовке в 19 – 20 вв. Дайте ответ на вопрос: «Можно ли считать произведения писателя достоверными историческими источниками о жизни рабочих Юзовки? Почему Вы так считаете?»
Работу выполняйте в тетради по факультативу, последний срок сдачи – 5 марта
|
|||
|