Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Источником активности людей являются потребности!



 

1.5. Деятельность человека

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, характерный только для людей. Изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет

· Субъект, кто осуществляет деятельность

· Объект, на что направлена деятельность

· Цель – осознанный образ того, что может быть в результате деятельности

· Результат – продукт деятельности

 

Классификация деятельности

Основная классификация Виды деятельности
Характер отношения человека к окружающему миру Практическая (материальная) Духовная (создание идей, художественных образов, наука)
Сферы общественной жизни Экономическая, социальная, политическая

Прогрессивная – движение вперед, реакционная – движение назад

Созидательная – разрушительная

Законная – незаконная

Моральная – аморальная

Индивидуальная – коллективная – массовая

Шаблонная, рутинная – изобретательная, инновационная

Источником активности людей являются потребности!

Потребность – надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения

Особенности:

Ø Связаны с чувством неудовлетворённости

Ø Фиксируют внимание человека

Ø Сопровождаются эмоциями: по мере усиления потребности

Ø Формируется иерархия потребностей[1].

Биологические (естественные, органические, материальные) Социальные Духовные (идеальные, познавательные)
Стремление человека поддерживать свое существования (воздух, еда, сон, жилище, санитарно-гигиеническое благополучие) Стремление человека к общению, популярности, господству над другими людьми Стремление человека к познанию окружающего мира и самого себя, смысла жизни

Отличие деятельности человека от активности животного

Линия сравнения Деятельность человека Активность животного
Цель Задается не только инстинктом, но и становится самим человеком Задается инстинктом
Взаимодействие с окружающими Приспособление и преобразование природных и социальных условий Приспособление к окружающей среде
Характер Целесообразный, целеполагающий, способность ставить цели и задачи Целесообразный

 

Виды деятельности

Труд Форма деятельности, которая направленна на достижение практического полезного результата Ø Отличается целесообразностью, достижение результатов Ø Требует наличие мастерства, умений, знаний Ø Практическая полезность, преобразование мира Ø Развитие личности
Игра Особая форма деятельности, целью которой является развлечения, отдых Ø Направлена не на результат, а на процесс Ø Направлена на удовлетворение интереса её участников Ø Воссоздание ситуации, для опыта
Учение Форма деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний и умений Ø Направлена на достижение результата, который представляет перспективную ценность Ø Является компонентом обучения

Способности – индивидуальные особенности и свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения кого-то вида деятельности

Ø  Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма, составляющие предпосылки развития способностей

Ø Склонности – первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности

Ø Одаренность – сочетание различных развитых способностей, обусловливающее особенно успешную деятельность человека в определенной области или в нескольких областях

o Талант – сочетание выдающихся способностей

o Гениальность – высшая степень таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений

1.6. Человек и его ближнее окружение Межличностные отношения. Общение.

Малая группа – группа из двух и более человек, объединенных одной целью, сходными интересами и потребностями в общении и совместной деятельности, находящихся в непосредственном контакте друг с другом (класс, спортивная команда)

o Взаимодействие членов группы напрямую, их личное знакомство между собой

o Общая цель и деятельность

o От 2-3 до 20-25 человек, класс в общеобразовательной школе

o Особые ценности, эмоции

Основа классификации Виды малых групп
Совместная деятельность Производственные, учебные, спортивные, семейные
Длительность существования Постоянные, временные
Характер отношений Формальные, неформальные

 

Статус – положение человека в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии

Роль – это способ поведения, определяемый статусом человека

Лидер в группе – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т.е. наиболее авторитетная личность, реальная играющая центральную роль в организации совместной деятельности

Групповые нормы – совокупность правил и требований, вырабатываемых каждой реально функционирующей общностью и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения данной группы, характера их взаимоотношений.

Условия, влияющие на положения человека:

o Роль и позиции человека в группе, интересы, ценности, групповые санкции


[1] Иерархия – «служебная лестница», ряд должностей, званий, в порядке подчинения и перехода от низшего к высшему.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.