возраст
| социальная ситуация
| ведущий вид деятельности
| кризис
| психологические
новообразования
|
Новорожденность
| Единство и слитность со взрослым. Максимальная социальность при минимальных средствах общения
| Эмоциональное общение со взрослым
| Кризис рождения (потеря веса)
| Комплекс оживлеия
|
Младенческий возраст (2 мес – 1 год)
| Эмоциональное единство ребенка и взрослого
| Непосредственно-эмоциональное общение (по Д.Б.Эльконину), Ситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной)
| Кризис первого года (кризис саморегуляции)
| Ходьба, автономная речь и первые слова, произвольные действия с предметами
|
Ранний возраст (1-3 года)
| Ребенок – предмет – взрослый, первичная автоматизация от взрослого
| Предметно-манипулятивная, или орудийно-предметная деятельность
| Кризис трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм)
| Отделение себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми, «САМОСТЬ»
|
Дошкольный возраст (3-7 лет)
| Ребенок – взрослый (обобщенный, общественный)
| Сюжетная, сюжетно-ролевая игра, далее игра с правилами
| Кризис семи лет (потеря детской непосредственности, манерничание, симптом «горькой конфеты»)
| Комплекс готовности к школьному обучению, практическое освоение речью, произвольность поведения, познавательных процессов, наглядно-образное мышление, начало понятийного мышления
|
Младший школьный возраст (7-11 лет)
| Ребенок – взрослый – задача, ребенок – сверстники (одного пола)
| Учебная деятельность
| Кризис отрочества (мотивационный кризис – потеря интереса к учебе, отдельным учителям)
| Словесно-логическое и рассуждающее мышление, интеллектуальная рефлексия, произвольность внимания, восприятия, памяти, самоконтроль
|
Подростковый возраст (10-11 – 14-15 лет)
| Ребенок – сверстники, дистанцирование и отчуждение от взрослых
| Интимно-личностное общение со сверстником
| Подростковый кризис (неустойчивость настроения, физического состояния, самочувствия, противоречивость побуждений, ранимость, депрессивные переживания)
| Чувство взрослости, Я-концепция, развитое самосознание
|
Юношеский возраст (15 лет – 23 года)
| Юноша – общественный взрослый (учитель, мастер, наставник). Социально-психологическая адаптация к новым коллективам, освобождение от контроля и опеки родителей
| Учебно-профессиональная деятельность
| Кризис юности – экзистенциальный кризис, кризис смысла жизни
| Личностное и профессиональное самоопределение, ценностная ориентация, собственное мировоззрение, установка на сознательное построение собственной жизни, формирование жизненных планов
|
Молодость (20-23 – 30 лет)
| Включение во все виды социальной активности, полная юридическая и экономическая ответственность
| Профессиональная и общественная деятельность, построение семьи
| Кризис молодости (глубинный самоанализ и критический пересмотр собственной личности, приводящий к переоценке ценностей)
| Освоение профессиональных, общественных, супружеских, родительских ролей.
Формирование ощущения устойчивости своего отношения к миру, своего социального и профессионального Я
|
Зрелость (30-60 лет)
| Практическое сотрудничество мужчины и женщины, старшинство по возрасту среди сотрудников
| Профессиональная, творческая деятельность, воспитание детей, супружеские отношения
| Кризис среднего возраста (подведение предварительных итогов, поиск духовных ориентиров)
| Выработка нового образа Я, переосмысление жизненных целей, внесение изменений во все области привычного существования, приведение личности в соответствие с изменившимися условиями жизни
|
Старение (60-75 лет)
| Снижение участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе
| Продолжение творческой и профессиональной деятельности, анализ и обобщение своего профессионального опыта и передача его следующему поколению
| Кризис старости (переоценка собственного Я в профессиональной сфере, осознание факта ухудшения здоровья и старения тела)
| Покой и уравновешенность, мудрость
|
Старость (старше 75 лет)
| Смена общественной позиции, удаление от активного участия в труде. Отношения с родственниками
| Структуризация и передача опыта, наставничество, стремление «успеть» сделать то, что еще не успел
| Встает ряд вопросов связанных со смертью
| Принятие своей жизни. Жизненная мудрость. Счастливая старость. Интегрированность, цельность
|