|
|||
Зарождение идей - создание культурных замыслов и проектов;
Творческие индустрии — это сектор экономики, создающий продукты на основе творчества и культурных ресурсов. Они включают музыку, изобразительные и исполнительские искусства, кино, моду, ремесла, литературу и издательское дело, рекламу, дизайн, архитектурное проектирование, интернет и мультимедиа. В последние десятилетия многие западные города столкнулись с острыми кризисами. Это было обусловлено двумя процессами: во-первых, перемещением промышленных предприятий в страны с более дешевой рабочей силой; во-вторых, массовой миграцией сельского населения в города. Эффективным способом решения накопившихся проблем стало развитие в городах культурных и творческих индустрий. Эта новая тенденция в развитии городов и отдельных стран была отмечена многими исследователями из самых разных областей в конце 1990-х годов. И она уже не подходила под определение «информационное общество». В частности, многие специалисты отметили, что на развитие городов стали оказывать активное влияние творческие виды деятельности. Возникло понимание, что в ближайшем будущем основой экономики станет творчество. Творческие индустрии сегодня являются одним из ключевых инструментов развития любого города. Творческие индустрии на сегодняшний день - это новый вид предпринимательской активности, и одновременно один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Развитие творческих индустрий способствует регенерации городской среды. Творческие индустрии включают в себя музыку, изобразительные и исполнительские искусства, кино, моду, ремесла, литературу и издательское дело, рекламу, дизайн, архитектурное проектирование, интернет и мультимедиа. Опасность духовно-нравственной деградации общества, утраты культурной самобытности, уникальности отдельных культур (национальных, региональных), вызывает к жизни новые идеалы в воспитании молодежи. Современным идеалом становится «человек культуры», то есть личность, способная к освоению, сохранению и созиданию культуры. Необходимо внедрять в развитие культуры города различные массовые мероприятия, направленные на воспитание личности. Носителями культуры являются люди. Регулирование культурной деятельности зависит от политического и экономического уклада государства и принятой им государственной политики в области культуры. В последнее десятилетие ХХ - начала ХХI в. культура России функционировала в условиях формирующегося демократического правового государства. Творческие индустрии соединяют бизнес-навыки, техническое изобретательство и культурные практики, основой которых является творческая, интеллектуально насыщенная деятельность. Актуальность изучения развития творческих индустрий подразумевается развитием всех процессов постиндустриального общества, но, вместе с тем, сопряжена с рядом трудностей: закрытость некоторых производств, рассосредоточенность, медленное развитие производства в России, отсутствие необходимой литературы по этой теме. 1. Творческие индустрии: сущность, история развития Началом творческой экономики как теоретически осмысляемого явления принято считать ноябрь 1998 года, когда в документе Департамента культуры, медиа и спорта правительства Великобритании было сформулировано понятие творческих индустрий: «Творческие индустрии - это деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которая несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности». Данное определение явилось результатом переосмысления и расширения понятия «культурные индустрии», дискуссии о котором продолжались еще многое время. Словосочетание «творческие индустрии» неслучайно употребляется во множественном числе. Это не единая отрасль. Отрасли культурных индустрий (архитектура, мода, изобразительное искусство, кинематограф, издательское дело и т. д.) имеют разные возможности зарабатывать деньги, разную экономическую логику и динамику развития. С точки зрения форм бизнеса, творческие индустрии основаны на приоритете малых и средних предприятий, производящих творческие продукты и услуги. В то же время, это местные производства, ориентированные на поиск выхода на глобальные рынки в условиях постиндустриальной экономики. Если охватывать всю историческую перспективу, можно выделить следующие периоды развития творческих индустрий: До второй половины XIX века - доиндустриальное распространение продуктов культуры: копирование художественных образцов, переписывание рукописей, ремесленное воспроизведение предметов прикладного искусства и т.д., в XV веке появилась первая культурная индустрия - книгопечатание. Вторая половина XIX века- 1960-е годы - вторжение в культуру новых технических средств, возникновение новых искусств, индустриализация и массовизация культурного потребления, вызвавшие появление негативного понятия «культурная индустрия» (введенного Максом Хоркхаймером и Теодором Адорно); сближение культуры и коммерции в это время воспринимается интеллектуальной элитой как утрата статуса культуры. Конец 1960-х годов - середина 1990-х годов - тесное взаимопроникновение экономики и культуры на основе демократизации и "омоложения" культуры; перелом в позиции элиты (обозначенный появлением контркультурных молодежных движений, студенческой революцией в Европе 1968 году, Вудстокским фестивалем 1969 года и другими событиями); практическое и теоретическое оформление культурных индустрий; Вторая половина 1990 -х - 2000-е годы - культурные индустрии осмысляются как ядро сектора творческих индустрий, последние признаются приоритетным сектором экономики в развитых странах. Можно сказать, что после 2000 года начался новый период, когда творческие индустрии стали восприниматься как ключевой сектор новой экономики - экономики творчества. В 1970 -е годы понятие «культурные индустрии» вошло в широкий обиход и стало обозначать все отрасли экономики, которые производят и распространяют товары и услуги в сфере культуры, а именно: литературу, книгоиздание, музыку, исполнительство, звукозапись, театр, кино, телевидение и т.д. На рубеже 1970-1980-х годов в Европе делались попытки систематизации сферы культурных индустрий. Здесь особое место занимают работы французского исследователя, профессора коммуникационных наук университета Стендаль - Гренобль Бернара Мьежа. Мьеж классифицировал культурные индустрии в зависимости от того, как они создают меновую стоимость. Он разделял физические объекты, которые несут культурное содержание и продаются отдельным лицам персонально: книги, кассеты, диски и т.д. и производство теле- и радиопрограмм, которые предоставляются пользователям бесплатно и зарабатывают деньги на рекламе и привлечении спонсоров. Для этой группы культурных индустрий характерно значительное вмешательство государства. В некоторых случаях государство изымает эти виды культурных индустрий из независимого бизнес - сектора и делает их общественным сервисом, финансируя за счет налогов. Особняком в этой группе стоят те программы, которые распространяются индивидуальным подписчикам (например, кабельное или спутниковое телевидение). В большинстве стран телевидение и радио, с точки зрения ведения бизнеса, являются смешанным сектором, включающим и государственную, и общественную собственность. В этой классификации газеты и журналы занимают промежуточную позицию - каждый экземпляр оплачивается, но реклама также является источником дохода. В отдельную группу Мьеж выделял формы, связанные с публичным исполнением. Музыка, театр и в особенности кино - успех этих предприятий культурных индустрий напрямую зависит от стоимости входного билета и количества просмотров. Мьеж также начал исследовать различные секторы культурных индустрий в соответствии с видами материалов и инструментов, которые они используют. Первый сектор - это культурные индустрии, которые предполагают большую включенность технологий, высокую технологическую интенсивность и уровень капитализации. Это видеозапись, телевидение, кинематограф и т.д. Создание продукта в этих секторах невозможно без высокотехнологического оборудования. Производители этого высокотехнологического оборудования - быстроразвивающиеся бизнесы, имеющие тенденцию быть подконтрольными нескольким крупным транснациональным корпорациям, таким как Sony, Kodak, Philips и другие. Второй сектор - это продукты, в основе которых лежит ремесленная или художественная база - вклад человека, творческого работника. Для этого сектора характерен низкий уровень капитализации, и эти предприятия, как правило, не связаны с массовым производством. Ценность продуктов этих предприятий заключается в их раритетности. Это, например, изобразительное искусство. В цену продукта изначально заложена его уникальность. Если говорить о роли государства в этих предприятиях, то она присутствует, но в косвенной форме. Государство вовлечено во многие из этих сфер через общественные субсидии художникам и культурным организациям, заказы на образовательные материалы (книги, фильмы, видео и т. д.). В 2000 году в американском журнале Business Week впервые было введено в оборот понятие «творческая экономика». А уже в 2001 году выходит книга британца Джона Хокинса «Творческая экономика», в которой экономический успех связывается с предложением новых идей. В 2001 г. Джон Хокинс отметил, что в центре понятия «креативная экономика» лежат «творческие индустрии» или «креативные индустрии» (creative industries), которые в настоящее время включаются в так называемый четвертичный сектор экономики, специализирующийся на производстве и распространении знаний, информации и экономически успешных продуктов, имеющих определенную культурную ценность. Именно четвертичный сектор сегодня является одним из ключевых в экономике крупнейших мегаполисов мира, в частности, мировых и международных городов. С начала 2000-х годов развитие творческих индустрий в разных странах возрастало. Страны, в которых зарождались творческие индустрии, опирались на определение, сформулированное Департаментом культуры, медиа и спорта правительства Великобритании. В работе Елены Зеленцовой «Креативные индустрии. Зарубежный опыт прикладных исследований», зафиксированы несколько определений творческих индустрий, принятых в разных странах. Так, например, в Гонконге, в понятие творческих индустрий включены азартные игры, образование, спорт, туризм и консалтинговые услуги. Определение, принятое в Финляндии, включает парки аттракционов и рекреационную деятельность. Таким образом, каждом конкретном случае определение творческих индустрий «заточено» под местных политиков и бизнесменов. Также Зеленцова в своей работе обращает особое внимание на разработку методик картирования в других странах на на основе британских технологий. «Картирование территорий - это составление карты культурных и творческих ресурсов территории для оценки потенциала творческого сектора, определения его возможностей и потребностей. На его основе формируются стратегия развития творческих индустрий и культурная политика на данной территории». Картирование может осуществляться как для творческих индустрий в целом, так и для отдельных секторов (например, только музыка и музыкальное продюсирование и т. д.). Целый ряд исследовательских групп и институций Великобритании, Германии и других стран работали над созданием собственных методик картирования. Если анализировать эти подходы в целом, то наиболее показательной является методика, разработанная британским агентством «EUCLID». В данную методику включены четыре стадии: . Зарождение идей - создание культурных замыслов и проектов; - Производство - создание пригодных для коммерческой реализации продуктов; - Распространение - циркуляция продуктов путем трансляций, записей, кинопоказов и т. д.; - Потребление - получение определенного опыта конечным пользователем. На стадии зарождения идей рассматриваются: - материальные (осязаемые) культурные предметы или продукты - чертежи, проекты, песни, рассказы, картины, игры, танцы, сценарии, одежда, украшения и другие рукотворные объекты; - нематериальные (неосязаемые) культурные идеи и концепции - стиль, мода, репутация, брэнд, характер, узор, цветовая гамма, сценарии и т. д. На стадии производства происходит трансформация «сырого» культурного материала в рыночные продукты: - допускающие массовое воспроизводство - фильмы, телепередачи, книги, записи, компакт-диски и т.д.; - создаваемые однократно - картины, театральные представления, дизайнерская одежда и другие предметы, веб-сайты и т. д. 2. Роль в современном мире Творческие индустрии позволяют широко посмотреть на все процессы, происходящие в современном мире. Сектор творческих индустрий обладает множеством характеристик, которые легко вписывается в формирующуюся структуру глобализационных взаимосвязей между странами, регионами и городами. Творческие индустрии адекватно описывают изменения, происходящие в настоящее время в культуре, экономике, городах и интеллектуальных поисках. В современных условиях концепция творческих индустрий распространилась очень широко во всем мире и является сегодня одной из самых популярных инновационных идей, имеющих отношение, как к культуре, так и к экономике. Появление новой, постиндустриальной экономики, «экономики знаний» существенно изменило отношение к творческой деятельности и производству культурных продуктов. То, что раньше считалось затратным, второстепенным, стало мощным производительным ресурсом. Более того, творческие индустрии сегодня — один из приоритетов экономического развития развитых стран Европы и Америки. В ХХI веке программы их развития активно разворачиваются в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Самым доходным бизнесом в этих странах стало производство новых идей. Так, если в 1950-е годы самыми прибыльными компаниями в мире были Ford, Standard Oil и General Electric, в 2000-е годы это AOL Time Warner, Disney, News Corporation, Bertelsmann и Microsoft. Таким образом, творческий подход становится залогом конкурентоспособности в любой деятельности. Принципиально новая теория общественного развития, основанная на понимании творчества как ведущего фактора развития постиндустриальной экономики, способствовала возникновению новых подходов и в управлении городом. В урбанистической политике ее сегодня рассматривают как один из мощных факторов роста, создающих новые рабочие места и способствующих возрождению города, обновлению его индивидуальности. Примеры из опыта Манчестера, Хельсинки, а также и других традиционно-индустриальных городов показывают, что в современном городе они становятся ключевым фактором оздоровления городской экономики. Творческие индустрии, являясь ядром креативной экономики, обладают мультипликативным эффектом — они придают новые импульсы развития как смежным отраслям, так и в целом городской экономике и городской среде. Слияние современных творческих и экспериментальных подходов, типичных для искусства и предпринимательства, порождает инновационные, эффективные идеи в области бизнеса. Способность творческих индустрий создавать стиль и разрабатывать дизайн в сочетании с навыками маркетинга помогает преобразовывать более крупные производства, позволяя им выдержать становящуюся все более глобальной конкуренцию. Именно поэтому взаимосвязь между секторами культуры и производства в XXI веке признана основным источником экономического роста и конкурентоспособности территорий. Как считает В. Н. Княгинин, «креативная деятельность — ключ к инновационной экономике. В нынешних условиях без коммуникации и атмосферы творчества никакие инновации невозможны. В практике пространственного развития это такие же ключевые понятия как демография и экономика» . Следует признать, что сегодняшняя «эйфория» экономизма, расставляющая соответствующие приоритеты развития российских регионов, затрудняет понимание важности культурных ресурсов как основы для политических и экономических решений. Такого рода среда создает благоприятную культурную и социальную атмосферу для человека как основной движущей силы любой инновации, модернизации. В частности, данный вопрос напрямую связан с провинциальной болезнью «утечки» талантливых людей и одаренной молодежи за границу, в столичные города. Между тем, все чаще появляются и утверждения о том, что «в современном мире культура становится важным фактором, определяющим финансовые вложения – инвестиции, а также мощным инструментом политики развития территорий». В современных научных публикациях культура понимается как ключевой ресурс региональной экономики, своеобразный капитал в развитии локальных территорий. Интерпретация сферы культуры как ресурсного потенциала региона способна дать новые приоритеты в осознании ее назначения и возможностей, маркированных не только сохранением культурно-исторического наследия. Культурные ресурсы, как и любой другой вид ресурса, при соблюдении определенных условий, могут приносить «прибыль». Исследователи нередко полагают, что культурные ресурсы – это «сырье, которое приходит сегодня на смену углю, стали и золоту». Подобные теоретические взгляды находятся на стыке исследований об экономике и культуре, и в итоге приводят к обновленному пониманию возможностей сферы культуры в наши дни. В частности, речь идет о креативной экономике, которая основана на интеллектуальной деятельности, на генерации новых знаний, проектном мышлении, креативном воображении и творчестве. Креативный, творческий потенциал становится важнейшим ресурсом производства. Преимуществом креативной экономики, как показывает мировой опыт, является ее способность не только отказаться от сырьевой зависимости, но и обеспечить стабильность развития конкретного региона, повысить инвестиционный климат, создать благоприятные социокультурные условия для общества. Причем ключевым звеном такого рода экономики становится креативный класс — люди, способные к творчеству, к созданию чего-то нового. Известный экономист и философ Ричард Флорида на примерах из опыта многих стран показал, что в процессе развития конкретных территорий и регионов важное место занимает креативная среды как сфера для жизни и процветания креативных людей. Регион является главной организационной матрицей сочетания рабочих мест и людей, и именно регион может привлекать инвестиции через сферу творчества и культурные ресурсы. При этом существуют технологии, раскрывающие подробности данного процесса, в котором участвуют учреждения культуры, местное сообщество, бизнес-элиты, власть и т.д. Формируя креативную среду, профессионалы и особый класс, называемый «креативным», тянут за собой инвестиции, вложения, туристов, своих коллег и многое другое, что в совокупности и обеспечивает постепенный рост небольших территорий. Р. Флорида убедительно показал, что именно креативность, как «способность создавать значимые новые формы», становится движущей силой современной экономики. И для развития конкретного места важно создавать культурные условия, центры творческой активности, которые в итоге становятся благоприятной креативной средой для проживания в этом месте людей особого рода — креативного класса, т.е. людей, способных генерировать изменения. Место с развитым культурно-досуговым сектором, креативным климатом, где люди могут заявить о своих идеях, реализоваться, становится решающим фактором в развития региона. Таким образом, именно через призму культуры надо рассматривать сегодня городское развитие. В этом смысле творческие индустрии являются источником инноваций, они делают как культуру, так и экономику города конкурентоспособными. В их сфере традиционная мощь классической культуры объединяется с «добавленной ценностью», создаваемой предпринимательским умением, и использующим новые знания талантом работы с электронными и иными современными средствами коммуникации. 3. Креативный кластер и развитие творческих индустрий в России. За последние два десятилетия в социокультурном пространстве России произошли масштабные перемены, вызванные целостной трансформацией российского общества. Динамика современности вызывает многочисленные проблемы в сфере культуры, часть из которых напрямую связана с поиском устойчивых векторов, которые бы детерминировали стратегию развития социокультурной среды в российских регионах. Причем речь идет скорее о наработке новых принципов, механизмов и способов культурного развития, о региональной поддержке конструирования новых форм культурных практик. Рыночные тенденции стали серьезным испытанием для сферы культуры, оказавшейся в секторе неприбыльной деятельности. Ситуация осложняется и культурно-политическими проблемами формирования стабильных инструментов финансирования, пересмотра управленческих рычагов в сфере культуры, налаживания законодательной базы. Многоуровневая культурная сфера, представленная и традиционной культурой, и арт-культурой, и молодежной культурной индустрией, а также включающая театры, музеи, выставочные залы, книгоиздание, кинематограф и т.п. выполняет весьма важные социальные функции, связные с образованием, воспитанием, процессами социализации, инкультурации, идентификации и многим другим. Вместе с тем, возможности культурной сферы заключаются не только в обозначенном контексте, они превосходят по своему потенциалу функцию сохранения, трансляции наследия культуры. Мировой опыт свидетельствует о том, что культурный потенциал региона (от архитектурных комплексов до уникальных культурных мест, мифов, преданий, фестивалей) может быть использован не только в целях воспитания и приобщения к духовному наследию. Культура может выступать как мощный региональный ресурс, способный переломить кризисную ситуацию и дать новый импульс провинциальной территории, стать фундаментом ее интенсивного развития. Местом встречи экономики и культуры в наши дни нередко называют креативные индустрии, которые являются частью весьма популярной креативной экономики как экономики знаний, творчества и инноваций. Стоит в данном случае заметить, что креативная экономика предполагает постоянную опору на производство инноваций. При этом инновационность, по мнению М.В. Гнедовского, включает наличие не только наукоемких производств, но и развитие творческих (креативных) индустрий как устойчивых практик взаимодействия творчества и коммерции. Задачей креативных индустрий является создание и реализация творческого продукта: книги, дизайн-проекта, фильма, сувенира и т.д. Иными словами, в результате подобной деятельности происходит коммерциализация идеи, что и приносит определенную прибыль. Креативные индустрии базируются на творческих способностях людей, которые совместно с менеджерами и технологами создают культурные товары и услуги. Кроме того, креативные индустрии, как правило, образуются в виде кластерного пространства, что и способствовало образованию во всем мире креативных (творческих) кластеров. Впервые обосновал концепт кластера Майкл Портер в работе «Международная конкуренция» и определял его как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и дополняющих друг друга. Эффект и преимущество кластера кроется в синергийной деятельности его участников, которые имеют возможность осуществлять свою работу при межотраслевом взаимодействии малых предприятий и форм. Сегодня кластерный подход является неотъемлемым элементом инновационного развития регионов, и потому он был активно воспринят в большинстве стран мира на государственном уровне. Кластер является наиболее оптимальной формой для инновационного развития любой сферы деятельности (от индустрии культурных продуктов до нанотехнологий). Именно кластеризация создает для взаимодействия творчества и коммерции особые условия, предоставляя весьма благоприятные условия развития и одного и второго. Креативный кластер представляет собой объединение производителей продуктов в творческих индустриях. Возникновение креативного кластера имеет своей целью создание результатов творческого труда, а также их последующую реализацию. Важно отметить, что при создании творческих продуктов в кластере существует особый этап работы, связанный с тем, что называется индустрией. В процессе реализации творческого мастерства, таланта появляется произведение как итог творчества, которое доступно либо в момент его исполнения, либо предназначено для небольшой аудиторией. Однако, творения дизайнеров, художников, музыкантов и многих других носителей креативных идей могут быть коммерчески успешными. Возможность выхода за рамки творчества ради творчества рождает эффект креативной индустрии, который возникает в результате маркетинговых стратегий, обработки информации с помощью мультимедиа (что приводит к тиражированию), при налаженном взаимодействия с менеджерами, с партнерами, спонсорами и пр.[8]. Производство и потребление результатов творческого труда становятся звеньями одной цепи, и это открывает новые перспективы как для сферы культуры, так и для экономки. Среди творческих индустрий специалисты отмечают следующие секторы: мода, дизайн, реклама, архитектура, декоративное искусство и ремесла, музеи и культурный туризм, кино- и видеоиндустрия, мультимедиа и компьютерные игры, музыка и звукозапись, исполнительские искусства и сфера развлечений, литература и издательское дело. Соответственно, существуют и различные креативные (творческие) кластеры, образование которых во многом зависит от наличия и особенностей региональных культурных ресурсов. Так, существуют креативные кластеры, которые направлены на поддержку визуального искусства, другие основаны на музейной коммуникации, третьи предполагают акцент на декоративно-прикладных искусствах. Существуют в мире и такие креативные кластеры, которые имеют мультикультурные характеристики. Таким образом, сфера культуры может рассматриваться сквозь призму ее ресурсного потенциала, и этот потенциал может быть положен в основу кластерного развития конкретного российского региона. Причем в сферу культуры, как уже отмечалось, включены не только процессы производства творческих продуктов, но и институты, работающие с культурным наследием, с исторической традицией, а также отрасли, связанные с культурно-досуговой деятельностью. Поэтому креативные кластеры могут создаваться как центры, стягивающие в одно место различные практики, отрасли и звенья культурного процесса. Образование такого творческого кластера может благотворно повлиять как на социокультурную, так и экономическую ситуацию в регионах. Прежде всего, следует сказать об оформлении городской среды путем создания публичного пространства, социокульутрной атмосферы, а попутно и условий для творчества. Как показывает европейский и азиатский опыт, с открытием креативных кластеров, появляются коммуникативные площадки, места, события, связанные с различными направлениями: от дизайна и скульптуры до народного ремесла. Обновляемая и динамичная городская среда является прекрасным дополнением традиционной сфере культурного наследия, что создает условия для развития культурного туризма. Далее, налаженное взаимодействие творчества и коммерции открывают перспективы для модернизации культурных институтов. Сфера культуры нуждается в новых форматах, в новом имидже, чтобы конкурировать с коммерческими проектами, хотя для этого требуется серьезная поддержка со стороны региональных властей. Учреждения культуры переживают период адаптации к условиям рынка, что стимулирует их на поиск инновационных форм реализации собственных ресурсов. Отдельные виды творческой деятельности могут быть коммерчески успешны, а, значит, и стать частью творческого кластера. К этому предрасположены те учреждения, которые работают на рекреацию (например, выставочные залы, КДУ), а также связанные с культурным туризмом (например, музеи). В сфере культуры требуется открыть путь инновации, несмотря на то, что здесь ценится традиция, искать новые формы для реализации творческого потенциала. И, наконец, работа творческого кластера становится стимулом для повышения инновационного потенциала экономики, креативной экономики, которая является серьезной альтернативой сырьевому экономическому развитию. Определяя креативные индустрии приоритетным направлением экономики, правительства зарубежных стран превращают этот сектор в весомый источник доходов. Позитивным следует назвать тот факт, что создавая креативные кластеры, в регионах появляются дополнительные рабочие места, появляется долгосрочная перспектива развития. Все это ведет к общему результату, работающему в целом на регион: развитие инфраструктуры, занятость и рабочие места для молодежи, возможность для реализации творческой инициативы, приток туристов, оформление городской среды, облагораживание территорий, аренда пустующих заводов. Именно в связи с этим в конце 1990-х годов креативные индустрии были признаны ключевым, стратегически важным элементом социального и экономического развития в постиндустриальных городах Европы и США. Позже к ним присоединились и страны Дальнего Востока. В Великобритании, правительство которой взяло курс на постиндустриальное развитие и креативную экономику, творческие индустрии стали своеобразным антикризисным средством как для страны, так и регионов. В ряде неблагополучных промышленных британских городов создание творческих кластеров оказало сильное влияние на их благополучный образ и тем самым были созданы условия для экономического роста. С начала 2000-х годов многие города мира стали двигаться в направлении развития креативных индустрий. При этом абсолютным лидером в производстве творческих продуктов считается США, куда ежегодно уезжает творческая, креативная молодежь. В некоторых американских городах существуют условия для того, чтобы молодые талантливы люди реализовали свои самые смелые креативные идеи в различных сферах творческих индустрий. Стоит отметить, что мировой опыт в данном контексте весьма многообразен, и страны практикуют различные сценарии формирования творческих кластеров. Культурные и национальные особенности накладывают отпечаток на стратегии развития творческих кластеров и их наполнение. Например, в Финляндии сюда включены парки аттракционов и рекреационная деятельность. В Шанхае основной акцент творческих индустрий был сделан на рекламе и творческих продуктах, созданных с помощью мультимедиа и 3D, здесь же было предусмотрено целенаправленное формирование тысяч креативных парков, пространств и особых культурных зон. В Швеции успешно функционирует мультикультурный проект «Subtopia» как подтверждение того, что институты культуры, коллективы, организации могут стать не расходной, а доходной статьей бюджета города. В Вене существует кластер-музей «MuseumQuartier 21», особенность работы которого вновь в синергийной (совместной, объединенной связями) деятельности. В венском культурном центре сообща трудятся талантливые люди в рамках целого ряда отраслей визуального искусства. Среди реализующихся проектов: форум дизайна, фестиваль моды и причесок, презентации музыкальных альбомов, записанных в студии кластера, кулинарный фестиваль и пр. Все это в итоге формирует мультикультурный центр искусства, где можно наблюдать и процесс создания творческого продукта, и присутствовать при его презентации или реализации. В целом же, образование креативных кластеров происходит идентично, с обязательной поддержкой со стороны государственных или региональных властей, которые могут создать благоприятные условия для взаимодействия представителей бизнеса и творческой среды. Креативные кластеры образуются в том случае, если культуре и бизнесу предоставить на льготных условиях невостребованные площади, обеспечить возможность сотрудничества и поддержки на каком-либо уровне. Мировой опыт свидетельствует о различных наполнениях кластеров, о неодинаковых сценариях и формах возникающих социальных и финансовых партнерств. Тогда как местом роста креативных кластеров нередко становятся помещения бывших заводов и фабрик. Например, в Хельсинки фирма «Нокиа» перестала производить кабель, и освободившиеся площади были переданы группе людей, которые напрямую связанны с искусством. Сегодня в творческом кластере «Cablefactory» трудятся и художники-авангардисты и мастера народных промыслов, здесь существуют помещение для проведения массовых мероприятий, для выставок, презентаций, фестивалей, галерея современного искусства и маленькие выставочные залы. На фабрике ежедневно работает около 900 человек. В Российской Федерации о необходимости государственной и муниципальной поддержки творческих индустрий начали говорить в начале 2000-х годов. С 2003 года осуществляется совместная программа Совета Европы, Министерства культуры РФ и Института культурной политики (ИКП). Она называется «План действий для России». Один из двух составляющих эту программу пилотных проектов посвящен развитию творческих индустрий в России. Продвигать эту идею ИКП уже два года помогают британские агентства Euclid и Comedia. В 2004 году при участии Института культурной политики (ИКП), был создан Координационный совет по развитию творческих индустрий. В этом же году в г. Санкт-Петербурге было зарегистрировано в качестве самостоятельного юридического лица Некоммерческое партнерство «Центр развития творческих индустрий». Его создание стало возможным благодаря проекту «Партнерство по развитию творческих индустрий», в котором приняли активное участие правительства городов Санкт-Петербурга, Хельсинки и Манчестера. В г. Москве с 2004 г. работает Агентство «Творческие индустрии». В России создание креативных кластеров может быть связано не только с решением социокультурных или экономических проблем, но и с созданием условий для повышения конкурентоспособности городов и регионов. К сожалению, следует констатировать, что в России только начинают складываться предпосылки по внедрению креативного потенциала в сферу индустрии, несмотря на богатейшие культурные ресурсы регионов. Тенденции развития кластерной культуры наблюдаются, прежде всего, в Москве и Санкт-Петербурге. Подобные кластеры похожи между собой и представляют арт-центры, связанные с деятельностью в области современного искусства. Например, в Москве существует центр Дизайна «Аrtplay», который собрал под своей крышей известных архитекторов, проектировщиков, дизайнеров, художников, инженеров, а также поставщиков и продавцов мебели, отделочных материалов и специального оборудования. Этот центр стал местом для профессиональной деятельности, а также местом для проведения досуга, публичным пространством, неким культурным центром нового типа. В российских городах (Пермь, Красноярск, Петрозаводск) креативные индустрии постепенно находят пути своего развития. Нередко это происходит в результате реализации творческих проектов, грантов, при поддержке различных организаций и структур, а также вследствие проведения соответствующей культурной политики в регионах. В Томске в конце 2011 года было принято решение о создании в городе кластера с реализацией 12 проектов, которые продемонстрировали возможность максимального использования историко-культурные ресурсов (в проекте «Сибирская слобода» предусмотрены музей славянской мифологии, гончарные мастерские, плотницкий центр, а также презентационная площадка ремесел). Одним из интересных вариантов креативного кластера, которые направлены на развитие культурного туризма, следует признать амбиционную кластерную концепцию города Коломна. Здесь был разработан инновационный проект культурно-туристического кластера, направлен
|
|||
|