Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Технологическая карта урока



Технологическая карта урока

Автор: Токмакова Галина Валерьевна, учитель химии

Тема занятия: Сера и ее соединения. Свойства и применение.

Учебный предмет: химия

Класс: 9

Форма организации занятия: урок

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: формирование целостного представления у обучающихся о сере и ее соединениях, свойствах и  применении.

Задачи:

· образовательные – познакомиться с химическим элементом и простым веществом серой, ее соединениями и свойствами, узнать о применении серы в практической деятельности человека.

· развивающие - развить навыки самостоятельной работы, речевые навыки, способности к анализу, делать выводы и обобщения, умения использовать изученный материал для познания нового.

· воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.

Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Методы:

· словесные (объяснение, рассказ, описание, беседа);

· наглядные (использование иллюстративного материала, коллекция минералов, видео);

· практические (самостоятельная работа обучающихся, работа с книгой, записи в тетради, выполнение заданий на карточках и решение практических задач).

Оборудование и реактивы: учебник под ред. Габриелян О.С. "Химия", 9 класс; карточки для выполнения заданий; лист контроля освоения темы; мультимедийная установка; коллекция минералов; презентация.  

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: иметь целостное представление о сере и ее соединениях, свойствах, применении.

Метапредметные: способность анализировать, делать выводы, извлекать информацию из различных источников, участвовать в обсуждении вопросов.

Познавательные УУД: анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, выполнять учебно-познавательные действия, производить расчеты, использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию  в предлагаемом источнике, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, группировать объекты по определенным признакам, осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики, целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности на учебном занятии;

Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение строить монологическое высказывание, высказывание и обоснование собственной точки зрения.

Личностные: осваивать новые виды деятельности, работать в разных формах, уважать мнение других.

Технология: ИКТ- технология, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение.

 

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся УУД
1. Организационный этап (1 минута)   Проверка готовности рабочих мест. Учитель: здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Начинаем урок.     Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.   личностные: внимание, уважение к педагогу и  сверстникам коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками регулятивные: мобилизация сил и энергии  
2. Мотивация к учебной деятельности (1 минута)     Учитель: посмотрите на ряд признаков, написанных на доске, и скажите, каким общим понятием мы можем объединить их. Ряд признаков (Приложение №1): простое и сложное вещество, различные цвета, аллотропия, находятся вверху справа над диагональю от бора до астата. Учитель: каким общим понятием можно объединить всё то, о чём мы сейчас с вами говорили? (неметаллы) Верно. Сегодня мы познакомимся  с еще одним представителем группы неметаллов. Отвечают на вопросы, воспроизводят ранее изученный материал.     коммуникативные:  умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, аргументировать свой ответ познавательные: установление причинно-следственных связей, классификация, анализ материала  
3.Актуализация знаний (2 минуты)   Учитель: послушайте текст и постарайтесь назвать элемент, о котором сегодня пойдет речь на уроке. «В 79 г.н.э. в Италии произошло извержение вулкана Везувия. Вдруг раздались раскаты грома, и от горного пламени покатились вниз черные (серные) шары. Все разбежались. Плиний поднялся и, опираясь на двух рабов, думал тоже уйти; но смертоносный пар окружил его со всех сторон, его колени подогнулись, он снова упал и задохнулся». Так погиб величайший ученый древности Плиний старший. Лава залила соседние города Помпеи, Геркуланум и Стабию и законсервировала их на века. Извержения вулканов происходили и раньше. Уже давно, люди заметили, что кроме удушливых газов, после остывания вулкана, образуются скопления какого-то желтого вещества. Они стали использовать его для изготовления бальзамов при кожных заболеваниях». Учитель: о каком же химическом элементе пойдет речь? Резюмирование ответов детей: сегодня наш урок будет посвящен элементу неметаллу – сере. Слушают учителя. Строят аргументированный ответ.     личностные: осознание своих трудностей и стремление к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
1. 4.Целеполагание (1 минута) Тема нашего урока «Сера и ее соединения. Свойства, получение и применение». Учитель: сформулируем цель урока. Резюмирование ответов детей: сформировать целостное представление о сере и ее соединениях, свойствах, применении.   Учитель: какие задачи мы должны поставить, чтобы достичь цель урока? Резюмирование ответов детей: в процессе урока мы рассмотрим строение атома серы, физические и химические свойства, узнаем какие соединения она образует,  где ее применяют. Также продолжим формировать умение расставлять коэффициенты в химических уравнениях,  работать в разных формах, с различными источниками информации. Чтобы оценить свою работу на уроке мы будем использовать лист контроля, к которому будем обращаться после каждого этапа деятельности (Приложение №2). Если данный вид деятельности был выполнен, материал не вызвал трудности, то отмечаем «+», если были трудности или что-то осталось не понятным, то ставим знак «-». В конце урока подведем итог. Формулируют цель урока, работают в тетрадях, записывают дату и тему урока.   личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом коммуникативные:  умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, аргументировать свой ответ регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками  
5. Этап изучения нового материала (19 минут)     Учитель: обратимся к Периодической системе Д. И. Менделеева. Определим порядковый номер, номер группы и периода, относительную атомную массу, строение атома, степень окисления. Запишем полученную информацию в тетрадь.   (№16, 6 группа, 3 период, Аr=32, степень окисления = -2, +2,+4, +6).  Заполнение листа контроля. Учитель: для серы как элемента неметалла характерны особые физические свойства. Узнать о данных свойствах нам поможет информация учебника на странице 189-190. Прочитайте материал учебника и каждый индивидуально заполните таблицу  «Физические свойства серы» (Приложение №3). Резюмирование ответов детей. Демонстрация серы как простого вещества.  Заполнение листа контроля. Учитель: ребята, сера в природе встречается прежде всего в виде самородных соединений. Рассмотрим коллекцию минералов, включающих в свой состав серу. Что общего вы можете сказать про данные минералы? Резюмирование ответов детей: твердые, имеют желтый или белый цвет, который придает им сера.   Учитель: рассмотрим соединения серы.  Для этого предлагаю вам поработать в группах по 4 человека. Каждой группе  необходимо на основе текстовой информации подготовить  кластер о соединениях серы (Приложение №4). Заполнение листа контроля.     Учитель: рассмотрим химические свойства серы. Для этого поработаем в парах. Расставим коэффициенты в уравнениях реакции с серой и ее соединениями. Выделим вещества, с которыми взаимодействует сера и ее соединения (Приложение №5).    Учитель: Сравним с эталоном (слайд №1 презентации). Проверим правильность выполнения задания.    Hg + S → HgS (реакция демеркуризации) H2 + S → H2S↑ (при t) S + O2 → SO2 2H2S + O2 → 2S + 2H2O 2SO2 + O2→2 SO3 SO3 + 2NaOH→ Na2SO42О Zn + 2H2SO4 = ZnSO4 + SO2 + 2H2O H2S + 2NaOH → Na2S + 2H2O Вывод: сера и ее соединения активно взаимодействуют с металлами, кислородом, щелочью.  Заполнение листа контроля.     Учитель: посмотрим  презентацию о применении серы. Задача – устно назвать области применения серы и ее соединений.   Резюмирование ответов детей. Заполнение листа контроля. Слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют, записывают в тетрадь порядковый номер, номер группы и периода, относительную атомную массу, схему строение атома, степень окисления.   Читают учебник, заполняют таблицу, делают вывод о  физических свойствах серы.   Работают в группах, представляют информацию в виде кластера.   Работают в парах. Исследуют уравнения реакции. Расставляют коэффициенты. Выделяют группы веществ, с которыми возможно взаимодействие серы и ее соединений. Сравнивают с эталоном.     Изучают презентацию. Индивидуально резюмируют полученную информацию, строят устный ответ. коммуникативные: умение сотрудничать, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации познавательные: умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию, производить расчеты личностные: умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других регулятивные: умение извлекать информацию из различных источников, оценивать свою деятельность  
6.Физкультминутка (1 минута)   Учитель: чтобы сохранить работоспособность в дальнейшем, выполним комплекс упражнений и немного отдохнем. Ладоши разотрем до ощущения тепла, потрем мочки ушей, чтобы лучше слышать друг друга и учителя. Руки сложим в замок и потянем их вперед от себя и назад к себе. Руки на уровне плеч, поворачиваем влево и вправо. Молодцы. Повторяют за учителем. Мотивационный настрой на новый вид деятельности. регулятивные: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление  
7.Этап первичного закрепления (9 минут) Учитель: ребята, сегодня мы уже не раз отмечали, что сера имеет огромное практическое значение для человека. В связи с эти, предлагаю решить две практические задачи (Приложение №6). Решение задачи №1. 30*0,2=6 (гр.) содержание серы в первой мази. 25*0,27 =6,75 (гр.) содержание серы во второй мази. Ответ: юноше следует выбрать вторую мазь, так как так содержание серы больше. Решение задачи №2. 7кг -7000 гр. 7000*0,5=3500 гр. 1000/3500=0,29 или 29% Ответ: в данной резине содержание серы будет равно 29%, что указывает на ее твердость. Данную резину автовладельцу покупать не стоит. Заполнение листа контроля. Работают фронтально, предлагают алгоритм решения задачи.   личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в процессе учения познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, производят расчеты регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления  
8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (3 минуты)   Учитель: предлагаю вам поработать индивидуально и вставить пропущенные слова в тексте (Приложение №7).   Заполняют карточку. Проверка: Сера относится к группе неметаллов. Сера чаще всего твердое вещество. Она не растворяется в воде. Сера активно вступает в реакции с металлами, щелочью, водой, кислородом. Серу получают из самородных руд. Применяется для производства спичек, удобрения, резины, в медицине. Работают индивидуально, осуществляют проверку по эталону.   познавательные: осуществляют анализ, устанавливают причинно-следственные связи регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
9. Подведение итогов урока (1 минута) Учитель: для подведения итогов урока, расскажите соседу по парте, что узнали по теме урока в течение 1 минуты.    Ведут диалог, повторяют изученную тему. Подводят итог урока. регулятивные: анализ работы на уроке коммуникативные: формулирование высказываний своего мнения в коммуникации
10. Этап рефлексии учебной деятельности. Домашнее задание (2 минуты) Учитель: предлагаю проанализировать свою деятельность и выставить отметки за урок. Для этого сделайте анализ своей деятельности на уроке о выполнении пунктов плана и усвоении материала. Если Вы выполнили все пункты плана, то можете поставить себе за урок «5», а если 1-2 пункта плана  выполнить не удалось, то «4». Если три и более пунктов плана выполнить не удалось, то не переживайте. Будем работать далее и совершенствовать свою деятельность и устранять пробелы в знаниях.   Домашнее задание: 1.Параграф 26-27 прочитать (для всех). 2.С. 204 №8 письменно (дополнительное задание). Спасибо за работу на уроке. Вы все молодцы. Оценивают свою работу на уроке.   личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности  

 

Источники:

1. Габриелян О.С. Учебник «Химия», 9 класс. М.: Дрофа, 2017. – 319 с.

2. Презентация о применении серы. Электронный ресурс: https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/prezentatsiya-po-himii-na-temu--primenenie-sery . Дата обращения: 17.02.2021г.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.