Технологическая карта урока
Технологическая карта урока
Автор: Токмакова Галина Валерьевна, учитель химии
Тема занятия: Сера и ее соединения. Свойства и применение.
Учебный предмет: химия
Класс: 9
Форма организации занятия: урок
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: формирование целостного представления у обучающихся о сере и ее соединениях, свойствах и применении.
Задачи:
· образовательные – познакомиться с химическим элементом и простым веществом серой, ее соединениями и свойствами, узнать о применении серы в практической деятельности человека.
· развивающие - развить навыки самостоятельной работы, речевые навыки, способности к анализу, делать выводы и обобщения, умения использовать изученный материал для познания нового.
· воспитательные - воспитание самостоятельности, сотрудничества, нравственных качеств - коллективизма, способности к взаимовыручке, адекватной самооценке.
Форма организации работы в классе: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы:
· словесные (объяснение, рассказ, описание, беседа);
· наглядные (использование иллюстративного материала, коллекция минералов, видео);
· практические (самостоятельная работа обучающихся, работа с книгой, записи в тетради, выполнение заданий на карточках и решение практических задач).
Оборудование и реактивы: учебник под ред. Габриелян О.С. "Химия", 9 класс; карточки для выполнения заданий; лист контроля освоения темы; мультимедийная установка; коллекция минералов; презентация.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: иметь целостное представление о сере и ее соединениях, свойствах, применении.
Метапредметные: способность анализировать, делать выводы, извлекать информацию из различных источников, участвовать в обсуждении вопросов.
Познавательные УУД: анализировать учебный материал и выделять необходимую информацию, выполнять учебно-познавательные действия, производить расчеты, использовать полученные знания в практической деятельности, самостоятельно находить нужную информацию в предлагаемом источнике, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
Регулятивные УУД: планировать необходимые действия, контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки, сопоставлять свою работу с образцами, находить информацию, группировать объекты по определенным признакам, осуществлять анализ объектов и выделять их существенные характеристики, целеполагание, планирование, контроль и оценка деятельности на учебном занятии;
Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация собственного мнения, умение договариваться и приходить к общему решению, умение строить монологическое высказывание, высказывание и обоснование собственной точки зрения.
Личностные: осваивать новые виды деятельности, работать в разных формах, уважать мнение других.
Технология: ИКТ- технология, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение.
Ход урока
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность обучающихся
| УУД
| 1. Организационный этап (1 минута)
| Проверка готовности рабочих мест.
Учитель: здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Начинаем урок.
| Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка класса к работе.
| личностные: внимание, уважение к педагогу и сверстникам
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками
регулятивные: мобилизация сил и энергии
| 2. Мотивация к учебной деятельности
(1 минута)
| Учитель: посмотрите на ряд признаков, написанных на доске, и скажите, каким общим понятием мы можем объединить их.
Ряд признаков (Приложение №1): простое и сложное вещество, различные цвета, аллотропия, находятся вверху справа над диагональю от бора до астата.
Учитель: каким общим понятием можно объединить всё то, о чём мы сейчас с вами говорили? (неметаллы)
Верно. Сегодня мы познакомимся с еще одним представителем группы неметаллов.
| Отвечают на вопросы, воспроизводят ранее изученный материал.
| коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, аргументировать свой ответ
познавательные: установление причинно-следственных связей, классификация, анализ материала
| 3.Актуализация знаний
(2 минуты)
| Учитель: послушайте текст и постарайтесь назвать элемент, о котором сегодня пойдет речь на уроке.
«В 79 г.н.э. в Италии произошло извержение вулкана Везувия. Вдруг раздались раскаты грома, и от горного пламени покатились вниз черные (серные) шары. Все разбежались. Плиний поднялся и, опираясь на двух рабов, думал тоже уйти; но смертоносный пар окружил его со всех сторон, его колени подогнулись, он снова упал и задохнулся». Так погиб величайший ученый древности Плиний старший. Лава залила соседние города Помпеи, Геркуланум и Стабию и законсервировала их на века.
Извержения вулканов происходили и раньше. Уже давно, люди заметили, что кроме удушливых газов, после остывания вулкана, образуются скопления какого-то желтого вещества. Они стали использовать его для изготовления бальзамов при кожных заболеваниях».
Учитель: о каком же химическом элементе пойдет речь?
Резюмирование ответов детей: сегодня наш урок будет посвящен элементу неметаллу – сере.
| Слушают учителя. Строят аргументированный ответ.
| личностные: осознание своих трудностей и стремление к их преодолению; способность к самооценке своих действий, поступков
познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы
коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
| 1. 4.Целеполагание (1 минута)
| Тема нашего урока «Сера и ее соединения. Свойства, получение и применение». Учитель: сформулируем цель урока.
Резюмирование ответов детей: сформировать целостное представление о сере и ее соединениях, свойствах, применении.
Учитель: какие задачи мы должны поставить, чтобы достичь цель урока?
Резюмирование ответов детей: в процессе урока мы рассмотрим строение атома серы, физические и химические свойства, узнаем какие соединения она образует, где ее применяют. Также продолжим формировать умение расставлять коэффициенты в химических уравнениях, работать в разных формах, с различными источниками информации. Чтобы оценить свою работу на уроке мы будем использовать лист контроля, к которому будем обращаться после каждого этапа деятельности (Приложение №2). Если данный вид деятельности был выполнен, материал не вызвал трудности, то отмечаем «+», если были трудности или что-то осталось не понятным, то ставим знак «-». В конце урока подведем итог.
| Формулируют цель урока, работают в тетрадях, записывают дату и тему урока.
| личностные: самоопределение, установление связи между целью учения и ее мотивом
коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, аргументировать свой ответ
регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками
| 5. Этап изучения нового материала
(19 минут)
| Учитель: обратимся к Периодической системе Д. И. Менделеева. Определим порядковый номер, номер группы и периода, относительную атомную массу, строение атома, степень окисления. Запишем полученную информацию в тетрадь.
(№16, 6 группа, 3 период, Аr=32, степень окисления = -2, +2,+4, +6).
Заполнение листа контроля.
Учитель: для серы как элемента неметалла характерны особые физические свойства. Узнать о данных свойствах нам поможет информация учебника на странице 189-190. Прочитайте материал учебника и каждый индивидуально заполните таблицу «Физические свойства серы» (Приложение №3).
Резюмирование ответов детей. Демонстрация серы как простого вещества.
Заполнение листа контроля.
Учитель: ребята, сера в природе встречается прежде всего в виде самородных соединений. Рассмотрим коллекцию минералов, включающих в свой состав серу. Что общего вы можете сказать про данные минералы?
Резюмирование ответов детей: твердые, имеют желтый или белый цвет, который придает им сера.
Учитель: рассмотрим соединения серы. Для этого предлагаю вам поработать в группах по 4 человека. Каждой группе необходимо на основе текстовой информации подготовить кластер о соединениях серы (Приложение №4).
Заполнение листа контроля.
Учитель: рассмотрим химические свойства серы. Для этого поработаем в парах. Расставим коэффициенты в уравнениях реакции с серой и ее соединениями. Выделим вещества, с которыми взаимодействует сера и ее соединения (Приложение №5).
Учитель: Сравним с эталоном (слайд №1 презентации). Проверим правильность выполнения задания.
Hg + S → HgS (реакция демеркуризации)
H2 + S → H2S↑ (при t)
S + O2 → SO2
2H2S + O2 → 2S + 2H2O
2SO2 + O2→2 SO3
SO3 + 2NaOH→ Na2SO4+Н2О
Zn + 2H2SO4 = ZnSO4 + SO2 + 2H2O
H2S + 2NaOH → Na2S + 2H2O
Вывод: сера и ее соединения активно взаимодействуют с металлами, кислородом, щелочью.
Заполнение листа контроля.
Учитель: посмотрим презентацию о применении серы. Задача – устно назвать области применения серы и ее соединений.
Резюмирование ответов детей.
Заполнение листа контроля.
| Слушают учителя, отвечают на вопросы, анализируют, записывают в тетрадь порядковый номер, номер группы и периода, относительную атомную массу, схему строение атома, степень окисления.
Читают учебник, заполняют таблицу, делают вывод о физических свойствах серы.
Работают в группах, представляют информацию в виде кластера.
Работают в парах. Исследуют уравнения реакции. Расставляют коэффициенты. Выделяют группы веществ, с которыми возможно взаимодействие серы и ее соединений. Сравнивают с эталоном.
Изучают презентацию. Индивидуально резюмируют полученную информацию, строят устный ответ.
| коммуникативные: умение сотрудничать,
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации
познавательные: умение понимать учебную задачу, отвечать на поставленные вопросы, умение анализировать информацию, производить расчеты
личностные: умение полно и ясно выражать свои мысли, соотносить их с мнениями других
регулятивные: умение извлекать информацию из различных источников, оценивать свою деятельность
| 6.Физкультминутка (1 минута)
| Учитель: чтобы сохранить работоспособность в дальнейшем, выполним комплекс упражнений и немного отдохнем. Ладоши разотрем до ощущения тепла, потрем мочки ушей, чтобы лучше слышать друг друга и учителя. Руки сложим в замок и потянем их вперед от себя и назад к себе. Руки на уровне плеч, поворачиваем влево и вправо. Молодцы.
| Повторяют за учителем. Мотивационный настрой на новый вид деятельности.
| регулятивные: снять эмоциональную усталость, предупредить утомление
| 7.Этап первичного закрепления (9 минут)
| Учитель: ребята, сегодня мы уже не раз отмечали, что сера имеет огромное практическое значение для человека. В связи с эти, предлагаю решить две практические задачи (Приложение №6).
Решение задачи №1.
30*0,2=6 (гр.) содержание серы в первой мази.
25*0,27 =6,75 (гр.) содержание серы во второй мази.
Ответ: юноше следует выбрать вторую мазь, так как так содержание серы больше.
Решение задачи №2.
7кг -7000 гр.
7000*0,5=3500 гр.
1000/3500=0,29 или 29%
Ответ: в данной резине содержание серы будет равно 29%, что указывает на ее твердость. Данную резину автовладельцу покупать не стоит.
Заполнение листа контроля.
| Работают фронтально, предлагают алгоритм решения задачи.
| личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в процессе учения
познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, производят расчеты
регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления
| 8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (3 минуты)
| Учитель: предлагаю вам поработать индивидуально и вставить пропущенные слова в тексте (Приложение №7).
Заполняют карточку.
Проверка: Сера относится к группе неметаллов.
Сера чаще всего твердое вещество.
Она не растворяется в воде. Сера активно вступает в реакции с металлами, щелочью, водой, кислородом.
Серу получают из самородных руд.
Применяется для производства спичек, удобрения, резины, в медицине.
| Работают индивидуально, осуществляют проверку по эталону.
| познавательные: осуществляют анализ, устанавливают причинно-следственные связи
регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану
коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
| 9. Подведение итогов урока (1 минута)
| Учитель: для подведения итогов урока, расскажите соседу по парте, что узнали по теме урока в течение 1 минуты.
| Ведут диалог, повторяют изученную тему.
Подводят итог урока.
| регулятивные: анализ работы на уроке
коммуникативные: формулирование высказываний своего мнения в коммуникации
| 10. Этап рефлексии учебной деятельности. Домашнее задание
(2 минуты)
| Учитель: предлагаю проанализировать свою деятельность и выставить отметки за урок. Для этого сделайте анализ своей деятельности на уроке о выполнении пунктов плана и усвоении материала.
Если Вы выполнили все пункты плана, то можете поставить себе за урок «5», а если 1-2 пункта плана выполнить не удалось, то «4».
Если три и более пунктов плана выполнить не удалось, то не переживайте. Будем работать далее и совершенствовать свою деятельность и устранять пробелы в знаниях.
Домашнее задание:
1.Параграф 26-27 прочитать (для всех).
2.С. 204 №8 письменно (дополнительное задание).
Спасибо за работу на уроке. Вы все молодцы.
| Оценивают свою работу на уроке.
| личностные: формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности
|
Источники:
1. Габриелян О.С. Учебник «Химия», 9 класс. М.: Дрофа, 2017. – 319 с.
2. Презентация о применении серы. Электронный ресурс: https://pedsovet.org/publikatsii/bez-rubriki/prezentatsiya-po-himii-na-temu--primenenie-sery . Дата обращения: 17.02.2021г.
|