|
|||
СЦЕНАРИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ВСТРЕЧИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙСЦЕНАРИЙ "РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ВСТРЕЧИ В ЛИТЕРАТУРНОЙ ГОСТИНОЙ" Чем дальше в будущее входим, Вадим Шафран Светлый праздник Рождества! Нет счастливей торжества! В ночь рождения Христова Над землёй зажглась Звезда. С той поры через столетья Нам она, как солнце светит. Согревает верой души, Чтобы мир стал краше, лучше. Дарит искры волшебства Светлый праздник Рождества! Мир приходит в каждый дом... Поздравляем с Рождеством! (Татьяны Боковой «Рождество»)
Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады приветствовать вас в нашей литературной гостиной. Ребята! Вы, конечно, все любите встречать Новый год, наряжать ёлку, получать подарки и веселиться. Оказывается, первые ёлки в России зажигались в честь светлого праздника Рождества. Рождество – это старинное русское слово, а означает оно «рождение». Кто же родился в этот день? Давным-давно в красивый город Вифлеем пришли добрые люди - Иосиф и Мария. Большой путь прошли они, устали, измучились и захотели отдохнуть. Но в домах ни у кого не оказалось места для ночлега. Тогда они пошли дальше. Дошли до высокой горы, в которой была пещера. В неё пастухи загоняли коров и овец от непогоды. Вот там-то и родился Иисус Христос, тот самый чудесный младенец - сын Божий. Мария положила его в ясли, где обычно лежал корм для скота. Маленький бычок и ослик согревали Иисуса своим дыханием, а мама - Богородица - пела Ему колыбельную песню. Рождество – один из главных христианских церковных праздников, установленный в честь рождения Иисуса Христа, отмечающийся православными верующими 7 января, а остальными верующими - 25 декабря. И было чудо на земле, И было чудо в небесах: Как солнце, вспыхнула в лучах Звезда в полночной мгле. Она плыла над миром слез, И свет ее сиял, И бедным пастырям вещал, Что родился Христос. И в Вифлеем волхвы за ней Дары свои несли, И на соломе там нашли Они Царя Царей. (Г. Галина) Рождество на Руси - один из самых почитаемых и любимых праздников. И это не случайно, поскольку с этой ночи начинается земной путь Спасителя, начинается его земная жизнь, отданная им во искупление грехов человеческих. Само наше летосчисление ведется от Рождества Христова. Рождество Христово - величайший после Пасхи православный праздник. Это праздник прихода Бога в телесном облике в земную жизнь. Младенец родился в полутемном холодном хлеву в пригороде небольшого городка Вифлеема. На место Рождения Христа указывала яркая Вифлеемская звезда, за светом которой следовали три восточных царя (их называют волхвами) Валтасар, Гаспар и Мельхиор. Они принесли в дар Божественному Младенцу золото, ладан и смирну. Ладан - дорогая ароматическая смола особого дерева, которую подносили в знак особого благоговения. Смирной, дорогим благовонным маслом, помазывали умерших. Итак, золото - Царю, ладан - Богу, смирну - Человеку. Сто лет назад простые горожане тщательно готовились к празднованию Рождества: по всем домам шла суетливая, но радостная в предвкушении такого праздника, уборка. Двери мыли, медные ручки дверей начищали мятой бузиной, а потом обматывали тряпочками, чтобы, когда их снимут в Сочельник, они празднично засияли. Выносили на снег диваны и кресла, обметали и чистили их веничком. Особенно тщательно, до блеска, мелом начищали ризы на образах и ставили праздничные — белые с голубым — рождественские лампадки. На окна вешали свежие, словно чистый морозный снег, накрахмаленные шторы, спадающие пышными складками. На изразцовых печах сияли начищенные отдушники. Полы натирали мастикой с медовым воском, застилали их чистыми рогожками (если дом, попроще), а в домах побогаче в гостиной стелили "рождественский" ковер — на белом поле голубые цветы. Белили потолок и стены. Потом устанавливали елку, которую убирали как только можно наряднее: ворохами цепей из разноцветной, золотой и серебряной бумаги, Вяземскими пряничками, крымскими яблоками, бусинками из леденцов, золочеными орехами, хлопушками с сюрпризами внутри, опутывали елку золотой паутиной, вставляли свечи в цветные защипочки. Можно смело сказать, что, начиная с середины XIX века, ни один русский писатель не обошел тему Рождества и рождественской елки: Фёдор Михайлович Достоевский, Николай Васильевич Гоголь, Александр Иванович Куприн, Максим Горький, Александр Блок, Борис Пастернак и многие другие. Звонким колокол ударомБудит зимний воздух.Мы работали недаром,Будет светел отдых.Серебрится легкий инейОколо подъезда.Серебристые на синейЯсной тверди звезды.Как прозрачен, белоснеженБлеск узорных окон!Как пушист и мягко неженЗолотой твой локон!Как тонка ты в красной шубке,С бантиком в косице!Засмеешься — вздрогнут губки,Задрожат ресницы. (Александр Блок «Рождество») А почему же ель была избрана деревом-символом Рождества? У входа в пещеру, где родился Иисус Христос, по преданию, росли три дерева: прекрасная стройная пальма, пахучая маслина и скромная зелёная ёлка. И пальма, и маслина поспешили принести младенцу свои дары: одна осенила его своими листьями, навевая прохладу, а с нежных ветвей другой пролился душистый елей, наполняя пещеру благоуханием. Лишь скромная ель не имела даров и потому не смела приблизиться к Божественному младенцу. Но ангел вознаградил бедную ель за то, что та не роптала. С темного неба, усеянного прекрасными сверкающими звездами, на мохнатые лапы ели стали скатываться одна за другой звездочки. И ель засияла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами звезд. Лишь скромная елка печально стояла: Она не имела даров, И взоры людей не пленял красотою Ее неизменный покров. Увидел то ангел Господень И елке с любовью сказал: «Скромна ты, в печали не ропщешь, За это от Бога награда тебе суждена». Сказал он — и звездочки с неба Скатились на елку одна за другой, И вся засияла, и пальму с маслиной Затмила своей красотой. (Аполлон Коринфский ) Тропарь Рождества Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума, В нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты востока, Господи, слава Тебе! Погляди, мой друг, на небо, не взошла ли та звезда... Та, что ярко-ярко блещет в дни святого Рождества, Возвещая всему свету о рождении Христа. Луч еѐ ко всем доходит: В сѐла, рощи, города. Посмотри скорей на небо, на примету Рождества! Новый год, перенесенный указом Петра I в 1699 году с 1 сентября на 1 января (день, когда церковь чествовала святого Василия), разделил Святки на «Святые вечера» — с 25 декабря (7 января) по 1 (14) января — и «Страшные вечера» — с 1(14) января по 6 (19) января. Святые вечера в народном сознании были связаны с Рождеством Христовым. Вторая неделя (Страшные вечера) шла под знаком разбушевавшейся нечистой силы, активность которой прекращалась в Крещение, когда освящалась в церквях и прорубях вода, на дверях и окнах в домах ставили мелом или углем кресты и окропляли их принесенной из церкви «святой водой». Обход дворов с песнями-колядками совершался за Святки трижды: в Рождественский сочельник — это была «рождественская коляда», под Новый год (в день Василия Великого, или Кесарийского) — «Васильевская коляда» и в Крещенский сочельник — «крещенская коляда». В первый день Рождества, вслед за духовенством, обходившим дворы с молебном, ходили ребятишки с восьмиконечной звездой и «славили Христа» — пели рождественские тропари (молитвенные стихи и песнопения православной церкви), за что им выносили пироги или печенье. Колядующие: Пришла коляда Накануне Рождества. Дайте коровку, Масляну головку! А дай Бог тому, Кто в этом дому. Дай те Господи На поле — прирост, На гумне — примолот. С праздничком! (Одаривание колядовщиков гостинцами) В числе колядовщиков обязательно был «мехоноша», собиравший в особый большой мешок «дары подаяния». Сбор колядовщиками продуктов когда-то был элементом поминальной обрядности: в поминальные дни нужно было накормить «дзядов» (умерших предков), не то — жди беды. Со временем дары утратили поминальный характер и стали «заработанной» добычей колядовщиков, которые делили ее между собой после обхода всех дворов. Зачастую с колядовщиками или отдельно ходили ряженые. Песня "Яркая звёздочка на небе горит" Яркая звёздочка на небе горит. Хочется, хочется в город Вифлеем
До новых встреч!
|
|||
|