|
|||
Вопросы к зачету по дисциплинеВопросы к зачету по дисциплине Методология научных исследований
1. «Народная наука», протонаука и миф как истоки современного научного знания. 2. Междисциплинарные связи и интеграционные процессы в естественных науках. 3. Историческая роль научной и методологической деятельности Галилея. 4. «Тектология» А. Богданова как предвосхищение общей теории систем. 5. «Правила для руководства ума» Р. Декарта и «Правила философских умозаключений» И. Ньютона (анализ общности и различия). 6. Вклад К.Р. Поппера в методологию науки. 7. Сопоставление концепции Т. Куна («научная революция») со взглядами К.Р. Поппера и И. Лакатоса на динамику и рост научного знания. 8. «Ноосфера»: история возникновения термина и современное толкование его смысла. 9. Историческая роль алхимии. 10. История открытия планеты Нептун (почему говорят, что она была открыта «на кончике пера?»). 11. Историческая роль научной и методологической деятельности Р. Декарта. 12. Историческая роль научной и методологической деятельности Ф. Бэкона. 13. Наука как производительная сила: от научной проблемы к открытию и изобретению (Фарадей-Максвелл-Герц-Попов-Маркони). 14. Галилей как критик Аристотеля и непосредственный предшественник Ньютона. 15. Законы генетики Менделя и их повторное открытие Корренсом, де Фризом и Чермаком. 16. История и логика открытия Д.И. Менделеевым периодического закона. 17. История и логика открытия А. Беккерелем «самопроизвольной радиоактивности». 18. История и логика включения в научную терминологию понятия «квант энергии». 19. Первые лауреаты Нобелевской премии в области физики и химии: В.К. Рентген и Я. Вант-Гофф (история открытий и вклад в науку). 20. История и логика утверждения в физике «планетарной модели атома» (вклад Дж.Дж Томсона, Э. Резерфорда и Н. Бора). 21. Горькие уроки лысенковщины. 22. Вклад отечественных лауреатов Нобелевской премии в науку (изложение истории и сути открытия по выбору: Абрикосов и Гинзбург; Алферов; Басов и Прохоров; Канторович; Капица; Ландау; Мечников; Павлов; Семенов; Тамм, Франк и Черенков). 23. Основные вехи истории радиохимии: роль и вклад отечественных ученых в развитие этой области знания. 24. Роль и вклад выпускников Фтф УГТУ-УПИ в развитие отечественной науки и техники. 25. Понятие энтропии: история введения термина в язык термодинамики, эволюция смысла, связь с понятием «информация». 26. Роль эксперимента в развитии естественнонаучного знания. 27. История концепции атамизма в естествознании. 28. Антинаучные тенденции и современное естествознание. 29. Возникновение «общей теории систем» (предтечи и классики: А. Богданов, Л. фон Берталанфи, Н. Винер). 30. Наука и техника как куматоид: междисциплинарные связи и интеграционные процессы в естественных науках.
|
|||
|