Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Теория «инцеста»



 

Тема 5. Происхождение и историческое развитие государства и права.

 

1. Догосударственное общество.

2. Предпосылки происхождения государства и права.

3. Многообразие теорий происхождения государства и права.

4. Современная наука о происхождении государства и права.

6. Основные закономерности развития государства и права.

 

 

1.

Лазарев:

Экономикаэтого общества была основана на общественной собственности. При этом неукоснительно реализовывались два принципа (обычая): рецепроктность (все, что производилось, сдавалось в «общий котел») и редистрибуция (все сданное перераспределялось между всеми, каждый получал определенную долю). На иных основах первобытное общество просто не могло существовать, оно было бы обречено на вымирание.

В течение многих веков и тысячелетий производительность труда была крайне низкой, все, что производилось, потреблялось. Естественно, что в таких условиях не могли возникнуть ни частная собственность, ни эксплуатация. Это было общество экономически равных, но равных в бедности, людей.

Развитие экономики шло по двум связанным между собой направлениям:

– совершенствование орудий труда (грубые каменные орудия, более совершенные каменные орудия, орудия из меди, бронзы, железа и т.д.);

– совершенствование способов, приемов и организации труда (собирательство, рыбная ловля, охота, скотоводство, земледелие и проч., разделение труда, включая крупные общественные разделения труда и т.п.).

 

Структура первобытного общества.Основной единицей общества была родовая община – объединение на основе родственных связей людей, ведущих совместную хозяйственную деятельность.

 

Управление, власть.Все наиболее важные вопросы жизни рода решались общим собранием его членов. Каждый взрослый имел право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса. Для осуществления оперативного управления избирался старейшина – наиболее уважаемый член рода. Должность эта была не только выборной, но и сменяемой: как только появлялся более сильный (на ранних ступенях развития), более умный, опытный человек (на последующих стадиях), он заменял старейшину. Племя управлялось советом старейшин, представлявших соответствующие роды. Совет избирал племенного вождя. Эта должность также на ранних этапах общественного развития была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).

 

Нормативное регулирование. Возникают устойчивые обычаи, которые передаются из поколения в поколение и соблюдаются в подавляющем большинстве добровольно, в силу привычки. В случае же нарушения они поддерживаются всем обществом, в том числе и мерами принуждения, вплоть до смерти или равносильного ей изгнания виновного. Первоначально закрепляется, видимо, система запретов (табу), на основе которых постепенно появляются обычаи, устанавливающие обязанности и права. Изменения в обществе, усложнение социальной жизни приводят к появлению и закреплению новых обычаев, увеличению их числа.

 

Важнейшей ступенью человеческого прогресса явилась неолитическая революция,имевшая место 10–15 тыс. лет тому назад. В этот период появились весьма совершенные, шлифованные каменные орудия, возникли скотоводство и земледелие. Произошло заметное повышение производительности труда: человек наконец-то стал производить больше, чем потреблял, появился избыточный продукт, возможность накопления общественных богатств, создания запасов. Человек стал меньше зависеть от капризов природы, и это привело к значительному росту населения. Но вместе с тем возникла и возможность эксплуатации человека человеком, присвоения накапливаемых богатств.

Именно в этот период, в эпоху неолита, начались разложение первобытно-общинного строя и постепенный переход к государственно организованному обществу.

 

 

Малько:

 

Общество (в широком смысле) есть совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; (в узком смысле) — исторически конкретный тип социальной системы, оп­ределенная форма социальных отношений. Всякое общество пред­ставляет собой своего рода целостный социальный организм (сис­тему), который отличается той или иной степенью организован­ности, урегулированности, упорядоченности общественных отно­шений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регули­рования поведения людей при помощи определенных общих пра­вил (социальных норм).

Как только появляется общество, сразу же возникает потреб­ность в управлении, ибо каждый отдельный член его имел собст­венные интересы.

Для первобытнообщинного строя были характерны следующие черты:

 

наличие лишь примитивных орудий и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем. Но даже работая совместно, коллективно, люди не могли произвести больше, чем потребляли. Поэтому в таком обще­стве не было излишков продуктов, не было частной собственности и, соответственно, бедных и богатых. Экономически все были равны;

экономическое равенство обусловливало и политическое равен­ство. Все взрослое население рода — и мужчины, и женщины — имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

 

Признаки социальной власти, существовавшей в догосударст­венный период, состоят в том, что:

1) она распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях;

2) была непосредственно общественной, строилась на началах
первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект
власти совпадали);

3) органами власти выступали как само общество в целом (родовые собрания, вече), так и его представители (старейшины, вое­начальники, вожди, жрецы и т.п.), которые решали все важней­шие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

 

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали суще­ствование присваивающей экономики и продолжение рода, регу­лировали определенные способы добывания пищи и брачносемейные отношения. Их называли «мононормами», ибо они по большо­му счету выражали главный интерес того общества — выжить.

 

Признаки норм, существовавших в догосударственный период

состоят в следующем:

• они существовали в поведении и в сознании людей, не имея,
как правило, письменной формы выражения;

• обеспечивались в основном силой привычки, а также соот­ветствующими мерами убеждения (внушения) и принужде­ния (изгнание из рода);

• были продиктованы «естественно-природной» основой при­сваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

• выражали интересы всех членов рода и племени;

• отношения в первобытном обществе регулировались глав­ным образом обычаями (т.е. исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате
многократного применения в течение длительного времени);

• ведущим способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно прав и обязанностей;

 2.

 

Малько:

Государство — политическая структура особого рода, возник­шая на определенном этапе общественного развития, представ­ляющая собой центральный институт власти в политической сис­теме конкретного общества.

Разложение первобытного общества с его родовой организацией и процесс образования государственной власти в различных исто­рических условиях имели свои специфические особенности. Фор­мирование государства — длительный процесс, который у различ­ных народов мира шел разными путями.

На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины и управляли ими, т.е. высту­пали организаторами производства.

По другому историческому пути происходило формирование государства в Афинах и Риме, где оно возникло в результате появ­ления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины — это классическая форма возникновения государства, поскольку оно возникает непосредственно из классовых противо­положностей, развивающихся внутри родового строя.

В Риме образование государства ускорилось вследствие борьбы бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).

Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособ­лена.

Ряд ученых придерживается точки зрения, согласно которой Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государствен­ности — закреплением крестьянства и крупной частной собствен­ностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими при­знаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).

 

Лазарев:

Основными причинами появления государства были следующие:

– необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Это усложнение, в свою очередь, было связано с развитием производства, появлением новых отраслей, разделением труда, изменением условий распределения общественного продукта, обособлением социальных структур, их укрупнением, ростом численности населения, проживающего на определенной территории и т.п. Старый аппарат управления не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

– необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей. Это особенно проявлялось в тех регионах, где основой производства было поливное земледелие, которое требовало строительства каналов, водоподъемников, поддержания их в рабочем состоянии и т.п.;

– необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых. Происходившие при разложении первобытного общества процессы с неизбежностью приводили к разделению общества, к появлению богатых и бедных, к возникновению эксплуатации меньшинством большинства, а вместе с тем – к появлению социальных антагонизмов и сопротивления той части общества, которая подвергалась эксплуатации;

– необходимость поддержания в обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен. Это обеспечивалось, в частности, поддержанием правопорядка, применением различных мер, в том числе и принудительных, для того чтобы все члены общества соблюдали нормы зарождающегося права, в том числе и те, которые воспринимались ими как не отвечающие их интересам, несправедливые;

– необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их. В плане подготовки и ведения войн государство обладает значительно большими возможностями, чем первобытное общество. Поэтому появление какого-либо государства неизбежно приводило к тому, что его соседи порабощались или в свою очередь организовывались как государства.

 

3.

Лазарев:

ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли (а она может укладываться в любую из последующих концепций). В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о ее истинности реийется вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума и т.п., т.е. это в конечном итоге вопрос веры.

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ. Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, – это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории (как и из теологической) естественно вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и ее законам. Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно-общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро разрушаются.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы. Представителями этой теории были Блюнчли, Г. Спенсер, Вормс, Прейс и др. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора (борьба с соседями) в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние (оборона, нападение).Некорректность органической теории происхождения государства и права определяется следующим. Все сущее имеет различные уровни проявления, бытия и жизнедеятельности. Развитие каждого уровня определяется свойственными этому уровню законами (квантовой и классической механики, химии, биологии и т.п.). И так же, как нельзя объяснить эволюцию животного мира исходя лишь из законов физики или химии, так невозможно распространять биологические законы на развитие человеческого общества.

ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера: завоеванием одним племенем (союзом племен) другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному. В своих рассуждениях сторонники этой теории опирались на известные исторические факты, когда многие государства появились именно в результате завоевания одним народом другого (раннегерманские, венгерское и другие государства).Оценивая эту теорию, следует отметить следующее. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений и проч.Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия и должны учитываться в первую очередь.

ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА (ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА). В большинство концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др

ИСТОРИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.Историко-материалистическая концепция включает два подхода.

Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.

 

 

Патримониальная теория

Наиболее ярким представителем патримониальной теории яв­ляется А. Галлер. Государство, по его мнению, как и земля, явля­ется частной собственностью правителя, т.е. патримониальная теория объясняет происхождение государства из земельной собст­венности. Подобные правители господствуют в силу своего «искон­ного» права на собственность. В такой ситуации народ представлен в виде арендаторов земли собственника, а чиновники — в виде приказчиков правителей.

В соотношении понятий «власть — собственность» приоритет принадлежит праву собственности. Владение этой собственностью распространяется впоследствии и на владение территорией, что и лежит в основе возникновения государства. Таким образом, право собственности на землю является первоосновой господства над тер­риторией. Однако в период своего возникновения государственные инсти­туты далеко не всегда реально находились в полном распоряжении правителя.

Ирригационная теория

Наиболее ярким представителем ирригационной (гидравличес­кой) теории является Виттфогель. Он связывает процесс возникно­вения государственности с необходимостью строительства иррига­ционных сооружений в восточных аграрных обществах. Это сопро­вождается ростом чиновничества, государевых людей, обеспечи­вавших эффективное использование данных сооружений и экс­плуатирующих остальных граждан, негосподствующие слои.

Однако в рамках данной теории излишне категорично выделе­ны отдельные фрагменты процесса становления государства как главные, основные, базовые. Между тем ирригационные причины были характерны преимущественно только для некоторых регио­нов Востока. Следовательно, представители этой доктрины недо­оценивают социально-экономические, военно-политические, пси­хологические и иные факторы, тоже весьма ощутимо влияющие на ход возникновения государственности.

 

Теория «инцеста»

Клод Леви-Стросс разработал и обосновал идею, согласно которой особенности производства человека (воспроизводство рода), а именно запрет инцеста (кровосмешения), явились исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и возникновении государства. Суть теории состоит в том, что для обеспечения реализации запрета инцеста необходимо было применить весьма суровые, жестокие меры пресечения. Для этого понадобилось создание внутри родовой общины специальных органов, которые как посредством насильственного пресечения кровосмешения внутри рода, так и путем развития связей с иноплеменниками в целях взаимообмена женщинами явились прообразом будущей государственной структуры. Несмотря на внешнюю простоту и привлекательность данной теории, вряд ли возможно в качестве первопричины образования государства рассматривать установление запрета инцеста и создание внутри родового общества структур, обеспечивающих его реализацию. Исторически данный запрет возник задолго до возникновения первых государств, а, следовательно, их появление связано не только с действием названной причины, но и иных фактов.

Экономическая теория происхождения государства. Автором теории считается французский мыслитель 18-19 веков Сен-Симон. Истоки данной теории восходят к Платону, объяснявшему причины появления государства общественным разделением труда. Согласно этой теории государство есть результат исторического прогресса и экономических преобразований, оно возникает при переходе от потребления к производству. Экономическая теория логически стройна, подтверждается многими историческими свидетельствами, однако она недооценивает значение других факторов.

Спортивная теория.Автор спортивной теории происхождения государства испанский ученый Х.Ортега-и-Гасет связывает процесс его возникновения с развитием спорта в человеческом обществе. Согласно концепции Х.Ортега-и-Гасета, развитие производительных сил в обществе и расширение набора необходимых трудовых навыков привели к усложнению воспитания подрастающего поколения, в частности появлению физического воспитания. С помощью последнего осуществлялась подготовка членов племени к труду и военному делу. У многих первобытных народов существовал обряд инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. К этому обряду юношей готовили люди, имевшие большую физическую силу и опыт прохождения подобных испытаний. Для их проведения создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства. Эти органы со временем и перерастали в государство.

В основу спортивной теории X. Ортега-и-Гасет положил факты из истории древнегреческих государств-полисов. Однако Греция была не единственном местом на земном шаре, где возникла государственность. У многих народов обряд инициации существовал, однако далеко не все из них проводили такие масштабные спортивные состязания, как Олимпийские игры в Греции.

Диффузная теория.Автор диффузной теории Гребнер полагал, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Происходит своего рода диффузия (от лат. diffusio - распространение) государственно-правового опыта управления общества в те регионы, населению которых еще неизвестна данная форма организации общественной жизни.

Безусловно, государства возникали у разных народов в разное время, в том числе и в результате заимствования опыта соседей, однако диффузная теория не дает ответа на главные вопросы - когда и почему государство появилось впервые.

Волюнтаристская (Мейтленд-Джонс) – Возникновение независимых государств (в

Африке) связано с волевой деятельностью той или иной «сильной личности».

 

 4.

Как уже указывалось в предыдущей главе, основным недостатком классовой теории является недооценка конкретно-исторических и региональных особенностей, а также иных факторов, влиявших на возникновение государства. Все перечисленные выше теории происхождения государства имеют один общий недостаток - ограниченность. Каждая из рассмотренных концепций представляет собой субъективный взгляд ее представителей на объективный процесс развития социума, выделяя в качестве причины возникновения государства какой-то один фактор. Современные же подходы основываются на признании плюрализма факторов: весьма трудно, если вообще возможно, выделить ведущий фактор, детерминирующий весь процесс возникновения государства. В современной науке существует определенное согласие в характеристике предпосылок образования государства, среди которых выделяются экономические, экологические, демографические, психологические и внешние факторы. Экономические факторы связаны с неолитической революцией, переходом к производящему хозяйству; экологические - с определенными видами хозяйственной деятельности (например, ирригация); психологические - с образом жизни различных наций (например, кочевой - у цыган); внешние - с угрозами обществу, исходящими извне, а также с опытом развития других стран.

 

5.

Лазарев:

Государственность приходит на смену родоплеменному строю, когда первобытное равенство и историческая первичная общественная форма собственности изживают себя и общество разделяется. Как мы выяснили, этому строю были присущи общественная власть и социальные нормы, регулировавшие поведение людей, но при отсутствии власти обособленного и как бы стоящего над обществом особого аппарата для принудительного воздействия. В управлении делами рода участвовали на основе равноправия все его взрослые члены. Все жизненно важные вопросы разрешались на общем собрании рода. Оно являлось и высшей судебной инстанцией.

Постепенно первобытные коллективистские производственные отношения стали видоизменяться и разрушаться. Три крупных общественных разделения труда (выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, обособление слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли), а также постепенное совершенствование орудий труда и накопление опыта привели к такому росту производительности труда, когда начал создаваться значительный прибавочный продукт. С этого времени появилась объективная возможность обеспечить содержание большой группы людей, специализирующейся на выполнении каких-либо общественно значимых функций, группы, которая непосредственного участия в материальном производстве уже не принимает.

Прогрессирующее общественное разделение труда изменяет содержание и формы организации общественной жизни в семейных и родовых общинах, во фратриях, куриях и племенах. Родоплеменная структура усложняется, постепенно начинает развиваться разделение социальных функций.

Переход от первобытно-общинного строя к государственно организованному обществу сопровождался образованием территориальной общины и развитием центров племенной жизни – укрепленных городов. Состав территориальной общины определялся уже не родственными отношениями, а расселением в одной местности, соседством. С этого момента территория стала важным фактором в процессе формирования государственности.

Чем отличается государство от органов управления первобытного общества? Можно указать следующие признаки государства.

1. Наличие отделенной от общества публичной власти. Публичная власть существовала и в первобытном обществе, но она' выражала интересы всего общества и не была отделена от него. В ее осуществлении участвовали все. В любом же государстве власть реально осуществляется государственным аппаратом, который отделен от остального общества. Во-первых, он представляет собой особую группу людей, которая занимается исключительно управлением и не участвует непосредственно в общественном производстве. Во-вторых, этот аппарат чаще всего выражает в первую очередь интересы не всего общества, а определенной его части (класса, социальной группы и т.п.), а нередко и самого себя.

2. Разделение населения на территории. В отличие от первобытного общества, в котором все его члены делились в зависимости от принадлежности к роду, племени, в условиях государства население разделено по признаку проживания на определенной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытно-общинного строя приводит к постоянным перемещениям людей.

Государство возникает как закономерный, объективно обусловленный результат естественного развития первобытного общества. Это развитие включает в себя ряд направлений, и прежде всего совершенствование экономики, связанное с ростом производительности труда и появлением избыточного продукта, укрупнение организационных структур общества, специализация управления, а также изменения в нормативном регулировании, отражающие объективные процессы. Эти направления развития общества взаимосвязаны и взаимообусловлены: экономическое развитие определяет возможность укрупнения общественных структур и специализации управления, а те, в свою очередь, способствуют дальнейшему росту производства. Нормативное же регулирование отражает происходящие изменения и в определенной степени способствует совершенствованию общественных отношений и закреплению тех, которые выгодны для общества или господствующей верхушки.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.