Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





РАССТРОЙСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»



«РАССТРОЙСТВО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ВИД ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА»

Кравченко Юлия Юрьевна, студентка 31-ЕСП группы

Научный руководитель:

ассистент кафедры

педагогики и психологии

Раскалинос Валерия Николаевна

Евпаторийский институт социальных наук

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г.Ялта)

     Постановка проблемы.Актуальность проблемы психического здоровья детей в последние годы значительно возросло. Рост нервно-психических и соматических заболеваний, а также различных функциональных расстройств взаимодействуют с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. По данным различных исследований, количество учащихся, которые не в состоянии освоить общеобразовательные программы начальной школы, составляет 20-30% обучающихся, а приблизительно 70—80% из них нуждаются в специальных формах и методах обучения.

    В современной общей и коррекционной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления отклонений в развитии детей. Установлено, что по характеру поведения, особенностям познавательной деятельности учащиеся с расстройством психологического развития значительно отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют специальных коррекционных воздействий для компенсации нарушений. 

    Анализ литературы. Исследования по проблеме задержки психического развития у школьников проводили такие известные дефектологи как А.Д. Гонеев, С.Ю. Бородулина, Г.М. Коберник, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, Н.А. Никашина, Б.П. Пузанов, В.М. Синёв и С.Г. Шевченко. Ими были разработаны классификации, характеристики детей с расстройством психологического развития, а также рекомендации по работе с таким отклонением. Благодаря этому работа по выявлению и преодолению РПР дает позитивные результаты.

    Цель статьи. Охарактеризовать особенности развития детей с расстройством психологического развития.

    Изложение материала. Расстройство психологического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детского сада или в школе, особенно в возрасте 7-10 лет, так как этот возрастной период обеспечивает большие диагностические возможности.

       Изучение детей этой категории началось сравнительно недавно – в конце 50-х годов XX века. Ряд исследователей того периода выявили среди младших школьников, неуспеваемость и особенности поведения которых часто давали основание считать их умственно отсталыми. Эти учащиеся были объединены в особую категорию. В ходе дальнейших исследований Т.А.Власова и  М.С. Певзнер выделили две наиболее многочисленные группы и охарактеризовали их как детей с психофизическим и психическим инфантилизмом.

    В первую группу вошли дети с нарушенным темпом физического и умственного развития. Эти дети уступают сверстникам в физическом развитии, отличаются инфантилизмом в познавательной деятельности и в волевой сфере, с трудом включаются в трудовую деятельность, быстро утомляются, отличаются низкой трудоспособностью.

    Вторую группу составили учащиеся с функциональными расстройствами психической деятельности (цереброастенические состояния), которые чаще всего являются следствием мозговых травм. Для этих школьников характерна слабость основных нервных процессов, хотя глубоких нарушений познавательной деятельности у них нет и в периоды хорошего состояния они добиваются высоких результатов в учебе.

   На основе проведенных исследований были разработаны рекомендации для учителей по работе с детьми, имеющими подобные отклонения в развитии. Позднее такие учащиеся были выделены в категорию детей с задержкой психического развития [1].

   По мнению А. Д. Гонеева, расстройство психологического развития (РПР) – это особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка [2].

   Б.П.Пузан пишет, что термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка) и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом и тем успешнее, чем раньше создаются специальные условия для обучения и воспитания этих детей [1].

   М.С. Певзнер в группе детей с расстройством психологического развития описывает разные варианты инфантилизма, интеллектуального нарушения при цереброастенических состояниях, дефектах слуха, речи, отклонениях в характере и поведении [3].

       Г.Е.Сухарева выделила следующие формы нарушения интеллектуальной деятельности у детей    с задержанным темпом развития:

     - интеллектуальные нарушения в связи с неблагоприятными условиями среды и воспитания или патологией поведения;

     - интеллектуальные нарушения при длительных астенических состояниях, обусловленных соматическими заболеваниями;

     - нарушения при различных формах инфантилизма;

     - вторичная интеллектуальная недостаточность в связи с поражением слуха, зрения, дефектами речи, чтения, письма;

     - функционально-динамические интеллектуальные нарушения у детей в резидуальной стадии и отдаленном периоде инфекций и травм центральной нервной системы (ЦНС) [1].

     К.С. Лебединской предложена клиническая систематика детей с задержкой психического развития. Ею было выделено четыре варианта РПР:

    1. Расстройство психологического развития конституционального происхождения. Затруднения в обучении, наблюдаемые у этих детей, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности ребенка в целом, наблюдается преобладание игровых интересов. Дети с данным вариантом развития не могут обучаться в массовом классе общеобразовательной школы, им требуется специальное обучение в условиях коррекционного класса.

   2. Расстройство психологического развития соматогенного происхождения. Соматогенный инфантилизм обусловлен рядом невротических наслоений – неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванный режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок. Такие дети редко посещают детский сад, они в основном воспитываются дома, в результате чего их круг общения ограничен, нарушены межличностные отношения. Эти дети требуют санаторных условий, правильного режима питания, отдыха, сна; им необходимо медикаментозное лечение.

   3. Расстройство психологического развития психогенного происхождения. Этот вариант развития связан с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка. Неблагоприятные условия окружающей среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических. В первую очередь страдает эмоциональное развитие ребенка.

   4. Задержка психического развития церебрально-органического происхождения. У детей данного варианта развития имеется органическое поражение ЦНС, но оно носит очаговый характер и не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности, не приводит к умственной отсталости. Этот вариант ЗПР встречается наиболее часто и не редко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности.

    Церебрально-органическая недостаточность накладывает типичный отпечаток на структуру РПР, провоцируя эмоционально-волевую незрелость и определяя характер нарушений познавательной деятельности [3].  

     На основе патогенетического принципа В.В. Ковалев все пограничные формы интеллектуальной недостаточности разделил на четыре группы:

     А) дизонтогенетические формы, при которых недостаточность обусловлена механизмами задержанного или неискаженного развития ребенка;

      Б) энцефалопатические формы, в основе которых лежит органическое повреждение мозговых механизмов на ранних этапах онтогенеза;

    В) интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (слуха, зрения) и обусловленная действием механизмов сенсорной депривации;

     Г) интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства [3].

    Б.П.Пузанов считает, что основной причиной отставания являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном, природовом или в раннем периоде жизни ребенка, а в некоторых случаях и генетически обусловленная недостаточность ЦНС и ее основного отдела – головного мозга; интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т.п., которые ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Неблагоприятные социальные факторы, включая неблагополучные условия воспитания, дефицит информации и т.п., усугубляют отставание в развитии, но не представляют собой единственную или хотя бы основную его причину [1].

О.В. Овчарова выделяет следующие причины задержки психического развития детей:

- минимальные органические повреждения или функциональная недостаточность центральной нервной системы, длительные хронические соматические заболевания, перенесенные в раннем детстве;

- длительная социально - культурная деривация (в частности, пребывание с момента рождения в условиях «дома ребенка» и дошкольного детского дома).

- цереброастенические состояния, а также осложненный (т.е. с признаками органической недостаточности) психофизический и психический инфантилизм.

Эти условия, как и тяжелые соматические заболевания, ведут к возникновению функциональной недостаточности центральной нервной системы [4].

В.М.Синёв пишет, что если у ребенка выявлена задержка психического развития, то его направляют в школу или класс специализированного типа. Это имеет огромное практическое значение: создание адекватных педагогических, лечебных и охранных условий, которые соответствуют состоянию здоровья и развития ребенка, помогает бороться со школьной неуспеваемостью, предотвращает возникновению вторичных осложнений развития, в особенности отрицательных черт характера, которые в полной мере отпечатываются на социальном поведении личности.

Коррекционная работа проводится на каждом уроке. Важным требованием к данной работе является предотвращение возникновения усталости, для чего используют такие педагогические способы и методические приемы, как подача материала небольшими дозами, чередование мыслительных и практических видов деятельности, использование интересного дидактического материала, яркой наглядности, проведение физ. минуток, активизация и формирование познавательных интересов детей, их мыслительной деятельности.

  Огромную роль в коррекционной работе играет то, что педагог хвалит ребенка за небольшие успехи, а также педагогический такт и уважение со стороны учителей и воспитателей, готовность помогать ребенку и формировать у учащихся уверенность в собственных возможностях [5].  

 Выводы.  Выявлено, что расстройство психологического развития – это такое нарушение нормального темпа психического развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Дети с расстройством психологического развития представляют собой количественно самую большую категорию детей с особыми образовательными потребностями. У части детей задержка психического развития преодолевается в условиях обычной школы, однако, большинство из них нуждаются в специально организованном обучении в соответствии с причинами задержки психического развития, особенностями познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что система коррекционной работы предусматривает непрерывность, комплексность, завершенность каждого вида работы, мониторинг результатов, а также совместную деятельность детей и взрослых.

 

Литература:

1. Б.П.Пузанов Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонением в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П.Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н.Шаховская, Ю.А.Костенкова; Под ред. Б.П.Пузанова. – 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 160 с.

2. А.Д.Гонеев Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д.Гонеев, Н.И.Лифинцева, Н.В.Ялпаева; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский цент «Академия», 2004. – 272 с.

3. С.Ю.Бородулина Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 352 с.

4. О.В.Овчарова Практическая психология в начальной школе. -М.:Сфера, 1998. – 177 с.

5. В.М.Синьов, Г.М.Коберник Основы дефектологii: Навч. посiбник. – К.:Вища шк., 1994. –143 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.