Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ  ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ. АНАЛИЗ ЗАКОНА РФ «О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА» от 22.12.1992 г.



ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ  ТРАНСПЛАНТОЛОГИИ. АНАЛИЗ ЗАКОНА РФ «О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА» от 22.12.1992 г.

                                                               Назарова И.А.

                                                               ГБОУ ВПО Казанский ГМУ

Конституция РФ провозглашает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41). Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» это право гарантируется (ст.18,19) и обеспечивается государственной и частной (ст. 84) системами здравоохранения, право граждан на медицинскую помощь при заболеваниях, утрате трудоспособности и в иных случаях гарантировано оказанием первичной (ст.33), скорой (ст.35) и специализированной (ст.34) медицинской помощи, запрещением эвтаназии (ст. 45).[1]

В данной работе речь пойдет о таком методе спасения жизни и здоровья человека как трансплантация органов и тканей.

Сущность трансплантации заключается в пересадке органов или тканей из одного организма другому. Во время этого оперативного вмешательства из организма реципиента удаляется больной орган, который не может нести своей физиологической нагрузки, и ему пересаживается здоровый от другого индивида. Последнему (его здоровью) причиняется определенный вред. Источником трансплантационного материала может быть как живой человек (15% доноров является живыми людьми), так и труп человека. На разных континентах и в разных странах данный вопрос решается специфично, в соответствии как с традициями, так и уровнем и степенью развития общества.

В нашей стране Законом РФ " О трансплантации органов и (или) тканей человека" (введен в действие с 01 мая 1993 года Постановлением Верховного Совета РФ от 22.12.92 года № 4180—1) определены условия и порядок (ст.1), перечень органов и (или) тканей - объектов трансплантации (ст.2), в том числе оговорены условия изъятия органов и (или) тканей от донора — трупа (ст.ст.19).

Из существующей правовой нормы вытекают принципы трансплантации, которые можно коротко выразить в следующих, пунктах [3]:

* взятие органов могут проводить медицинские учреждения, непосредственно установленные министерствами здравоохранения и находящиеся на уровне, который гарантирует, что ресусцитация потенциального донора и констатация смерти, в том числе и так называемой мозговой, будут соответствовать наивысшему профессиональному уровню и выполняться с максимальной степенью ответственности;

* коллектив, лечащий предполагаемого донора и устанавливающий смерть, должен быть изолирован от трансплантационного коллектива;

* момент смерти определяет комиссия, во главе которой стоит руководитель реанимационного отделения и в которую входит несколько специалистов, заранее выбранных для этой цели. Констатация смерти должна быть единогласной.

Главная идея — отделить друг от друга реанимационный коллектив и коллектив, выполняющий трансплантацию, на мой взгляд, оказалась правильной. У обоих коллективов складывается ощущение, что они борются за жизнь - реанимационный коллектив — за жизнь умирающего, а трансплантационный — за возможность вернуть жизнь другому умирающему. Все это подчеркивается здесь потому, что в первоначальных размышлениях фигурировала возможность противоречащих позиций обоих коллективов. Важнейшим положением, допускающим изъятие органов и (или) тканей у трупа, является констатация смерти, то есть когда имеются бесспорные доказательства факта смерти, причем зафиксированные консилиумом врачей-специалистов (ст. 9). В законе имеется нюанс, по - моему мнению, очень важный, на котором следует акцентировать внимание. Это — понятие самой смерти. В общебиологическом плане смерть — это исход жизни, который наступает с последним сокращением сердца, то есть когда прекращается функция основных жизненно важных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной. Между тем, в законе говорится не о такой смерти, а о «смерти головного мозга», то есть о состоянии обреченности организма, о невозможности восстановить функцию головного мозга, о том, что без проведения специальных медицинских мероприятий по искусственному поддержанию функции сердца и легких сохранение жизни невозможно.

При изъятии органов и (или) тканей у трупов важнейшим является положение о презумпции согласия на изъятие органов и (или) тканей (ст. 8). В ней говорится: "Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкий родственник или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту[2]". Однако, приведенное содержание презумпции согласия не может не вызывать вопросов как морального, так и юридического характера.

Во-первых, часто ли в своей жизни человек задумывается о посмертной судьбе своих глаз, кожи, печени и т.п. Как он распорядился бы своими органами, задай ему этот вопрос при жизни? Кто может предсказать этот ответ? Изложенная в законе "презумпция" фигурально говоря, злоупотребляет неведением человека.

Во-вторых, очень неопределенно "звучит" возможное вето на изъятие органов и (или) тканей у погибшего человека со стороны его близких родственников (муж, жена, отец, мать, дети, братья, сестры, дедушка, бабушка, внуки) или законных представителей. Вчитаемся в текст ст. 9: «Изъятие ...не допускается, если при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии...[2]». То, что человек может заявить о своем несогласии только при жизни очевидно. Но из текста закона можно понять, что «несогласие» близких родственников или законного представителя тоже должно быть высказано при жизни умершего. Иначе говоря, после того, как человек умер, родственники и законный представитель теряют право на «несогласие». Тогда остается задуматься: каких случаев это может касаться? Это может быть только тогда, когда человек еще жив, но не имеет возможности из-за собственной недееспособности распоряжаться собой, своими органами и (или) тканями. Но только ли такую ситуацию имеет в виду закон? Может быть, все-таки мнение родственников небезразлично? Прямой ответ на эти вопросы, читая закон, получить нельзя.

В законе имеется еще одно не вполне четкое положение, которое на практике осуществить, по - существу, невозможно. Ст. 13 говорит о том, что: «У живого донора может быть изъят для трансплантации парный орган, часть органа или ткань, отсутствие которых не влечет за собой необратимого расстройства здоровья»[2]. Парным органом, например, являются почки. Обе почки изъять нельзя, так как донор умрет. Поэтому речь должна идти о возможности изъятия лишь одного из двух парных органов. Второе, что почти абсурдно, это возможность изъятия органа (или части органа) без необратимого расстройства здоровья. Изъятый орган и (или) ткань (кроме крови, костного мозга и небольших участков кожи) не восстанавливаются, не вырастают вновь, они необратимо утрачиваются, что влечет за собой необратимое расстройство здоровья. К сожалению, содержание ст. 13 невозможно «прояснить» ни предыдущими, ни последующими статьями закона.

Из сказанного видно, что в данном законе есть не совсем понятные позиции, решить которые, на мой взгляд, необходимо до тех пор, пока метод трансплантации не перешел на новый, более масштабный уровень.

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации

2. Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» от 22.12.1992 г. //     Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993.

2. Трансплантология. Руководство / Под ред. акад. В.И.Шумакова. М., 1995.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.