Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Е.В. Лысенко,. ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ



Е.В. Лысенко,

студентка Белгородского университета кооперации, экономки и права

 

 

ОТДЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТАРИФНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

В статье рассмотрены отдельные аспекты применения нетарифных ограничений в регулировании внешней торговли

 

Внешнеторговая политика Российской Федерации направлена на достижение определенных преимуществ на мировом рынке и предохранение от иностранной экономической конкуренции российского внутреннего рынка. Взаимодействие со странами ближнего и дальнего зарубежья содержит необходимость реализации таможенного менеджмента, который «проявляет влияние на формирование основных промышленных отраслей, приоритетами развития коих есть использование инструментов таможенно-тарифного регуляции для гармонизации конкурентных условий иностранных и российских промышленников на рынке России и экспортной поддержки отечественной промышленной продукции» [9, с. 108].

Эффективное развитие внешнеторговой деятельности с позиции повышения конкурентоспособности национальной экономики предусматривает активное участие Российской Федерации в международном разделении труда. Динамичное развитие экономики страны, нацеленное на повышение ее конкурентоспособности, предусматривает не только эффективную реализацию политики импортозамещения, но и рост экспорта товаров.

Интеграция России в мировую экономику способствует росту оборота ее внешней торговли, увеличению потоков транспорта, интенсификации исполнения таможенных трансакций по таможенному контролю и таможенному декларированию транспортных средств и товаров [5, с. 94].

Повышение конкурентоспособности национальных экономик предусматривает устойчивый рост внутреннего валового продукта на душу населения и повышение качества жизни, которые возможны за счет использования:

− сравнительных преимуществ и выгодного обмена товарами, предусматривающего достижение высоких устойчивых темпов экономического роста;

− конкурентных преимуществ, основанных на использовании инноваций, как при производстве товаров, так и их продвижении на рынки третьих стран, обусловливающих востребованность материально-вещественной продукции в течение планируемого периода ее производства;

− интеграции сравнительных и конкурентных преимуществ, обусловливающей синергетический эффект от обеспечения лидирующего положения товара на мировом рынке в виде устойчивого темпа роста объема его продаж

Резюмируя изложенное выше отмечаем, что наличие экспортного потенциала выступает одним из условий повышения конкурентоспособности национальной экономики, а вторым условием в данном контексте — минимум времени и затрат, связанных с перемещением экспортного товара через таможенную границу в соответствии с государственным регулированием данного процесса [10, с. 517].

Решение стоящих перед экономикой и социальной сферой Российской Федерации задач целесообразно осуществлять в согласовании со странами, входящими в Таможенный союз и Зону свободной торговли Евразийского экономического союза. Таможенный союз – соглашение двух или более государств (форма межгосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, это форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории» и создание единого внешнего таможенного тарифа. Совершение таможенных операций лицами и таможенными органами призвано обеспечить соблюдение таможенного законодательства Таможенного союза, то проведение таможенного контроля только лишь таможенными органами — соблюдение как таможенного законодательства Таможенного союза, так и законодательства государств - членов Таможенного союза. [1, с. 468].

По мнению Мешечкиной Р.П., Алейникова И.А.: «В условиях функционирования ЕАЭС повышается интенсивность внешнеторгового обмена, вследствие чего приобретает особую актуальность и значимость сокращение документооборота, времени на выполнение таможенных операций, ускорение перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС» [6, с. 160].

Согласимся с мнением, что роль таможенных органов при осуществлении таможенного контроля сегодня претерпевает значительные изменения: мобильные и многофункциональные, они обязаны разрешать задания поддержки оптимального и рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, заинтересованностей частных промышленных отраслей, обеспечения равноправных соглашений конкуренции, поступления доходной части бюджета РФ [8, с. 486].

Сегодня в комплексе с тарифными методами регулирования ВЭД различные государства используют активно и нетарифные методы – скрытые, количественные и финансовые – как значимую часть своей протекционистской политики. Нетарифные ограничения – это группа мер запретительно-ограничительного свойства, препятствующих приходу на внутренние рынки товаров иностранного производства. В отличие от тарифов, большая часть нетарифных методов плохо передается количественному анализу и поэтому в статистике выражена слабо. Собственно, эта их черта дает право правительствам стран применить какую-нибудь их комбинацию или некоторые из них для реализации своих целей в сфере торговли на началах протекционистской политики.

Нетарифные ограничения– это одна из форм импортной протекционистской государственной политики; система запретов, преследующая урезание товарного импорта; это всевозможные барьеры, возводимые государством для того, чтобы препятствовать международной торговле. К нетарифным ограничениям принято относить такие:

– качественные стандарты;

– ограничения санитарного свойства;

– претензии к экологическим характеристикам оснащения;

– лицензирование импорта;

– запреты административного плана на продажу в конкретных странах разных видов продукции и т.д.

Общеизвестно, что сегодня в мире работают классификационные официальные схемы нетарифных мер урегулирования ВЭД, разработанные ЮНКТАД, ГАТТ/ВТО, Мировым банком, Международным валютным фондом, Международной торговой палатой (МТП), МБРР и рядом иных влиятельных организаций. Данные схемы классификации используются для создания кодексов, которые регулируют правила употребления некоторых групп ограничений нетарифного плана, для сбора информации, для составления систем национального регулирования ВЭД. 

Называют три принципиальные группы нетарифных ограничений для регулирования международной торговли:

– внешнеторговые запреты (ограничения), созданныедля защиты установленных отраслей производства страны и направленные на прямые запреты импорта. Это меры по контенгированию и лицензированию импорта, компенсационные и антидемпинговые пошлины, необязательные ограничения экспорта.

– административные запреты (ограничения)– это технические нормы и стандарты, ветеринарные и санитарные формы, запросы к маркировке, упаковке и т.д.

– косвенное воздействие на внешнюю торговлю– контингенты (т.е. квоты, лицензии.

Нетарифные ограничения также стоят на страже обороноспособности государства и его экономической безопасности.

«Плюсы» применения нетарифных ограничений заключаются в том, что непомерная зависимость от страны от импорта может повлечь ее в случае появления чрезвычайных ситуаций в опасное положение.

«Минусы» нетарифных ограничений состоят в следующем:

– сложно определить области, нужные для обеспечения безопасности конкретного государства;

– стимулирование производства невозобновляемых стратегических ресурсов с помощью стратегии протекционизма может организовать зависимость нации в будущем от поставок импорта;

– стратегические сферы также можно отстаивать наиболее результативными способами, в частности, путем организации прямых субсидий.

Сегодня ряд политических и экономический событий, которые произошли в РФ и за её пределами, а именно: санкции, падение курса рубля, рост ключевой ставки, падение цен на нефть, снижение кредитного рейтинга России – способствовали ухудшению экономической ситуации в государстве. Торговля как сфера деятельности любого государства является отражением уровня развития национальной экономики [4, с. 97]. Санкции в международном праве представляют собой экономические и политические меры принудительного воздействия, которые используются странами и международными организациями против стран, избегающих ответственности за содеянные ими нарушения.

Сегодня существует великое множество функционирующих санкций, касающихся определенных юридических лиц и государств. Первоначально против Российской Федерации ограничения Евросоюза были оглашены 17 марта 2014 года, другой временной интервал санкций начался 20 марта. Запреты в связи с ситуацией на востоке Украины и в Крыму – это ограничительные экономические и политические действия, определенные по отношению к ряду предприятий и граждан Российской Федерации и Украины, и самой Российской Федерации. Санкции против Российской Федерации в своей основе содержат запрет на въезд установленному кругу лиц в ряде государств, блокировку их банковских счетов, воспрещение коммерческой деятельности с предприятиями, которые относятся к ним.

Необходимо признать, что запреты вместе с утечкой капитала из Российской Федерации – это не фатальное формирование событий, однако они наносят довольно значительный удар по экономике России. Однако у Российской Федерации имеется предостаточный экономический потенциал для одоления экономического кризиса, созданного при участии США, ибо внедрение Евросоюзом запретов считается достижением именно дипломатии Америки.

Стратегией развития таможенной службы в Российской Федерации до 2020 года предусматривается внедрение новейших технико-информационных средств программного обеспечения, усовершенствование уже имеющихся, а также всестороннее использование электронных технологий информационного обмена с остальными органами службы таможни и контролирующими органами [2, c.98].

Современное общество характеризуется высоким уровнем развития информационных технологий, использованием их органами государственной власти, субъектами хозяйствования и гражданами. Главной целью Стратегии развития информационного сообщества в РФ является усовершенствование системы управления государством на базе применения телекоммуникационных и информационных технологий [3, с. 79].

Из-за своего закрытого характера нетарифные ограничения дают правительствам право функционировать практически бесконтрольно. Часто перед руководством появляется альтернатива: какой – нетарифный или тарифный – метод политики ВЭД в конкретной ситуации употребить? Предпочтение часто передается нетарифным методам, так как они слывут политически более допустимыми, поскольку, в отличие от, например, тарифов, не являются для населения добавочным бременем налогов. Также нетарифные методы и в достижении нужного результата более сподручны. В конце концов, нетарифные ограничения международными договорами практически не регулируются, и правительство, в своей торговой политике используя их, чувствует себя намного свободнее, нежели при включении тарифных ограничений, какие регулируются ВТО (Всемирной торговой организацией). Именно поэтому ВТО идет против таких ограничений в ВЭД и за замену их тарификацией, что обеспечивает эквивалентный порог защиты (иначе – тарифные ограничения).

Выработка методов совершенствования применения нетарифных ограничений регулирования внешней торговли поможет повысить ее эффективность в процессе реализации экономической политики страны в условиях глобализации. Однако, несмотря на явные преимущества применения нетарифных ограничений, существует и ряд проблем, требующих своего разрешения, например, проблема реализации торговых связей России и Литвы, Российской Федерации и Евросоюза. Все это подтверждает большое значение применения нетарифных ограничений как со стороны Российской Федерации, так и ограничений, направленных против нее. Временный спад во взаимной торговле стран отнюдь не означает отсутствия у этой торговли перспектив развития. Нетарифные ограничения – часть торговой политики любого государства, который следует использовать рационально с учетом национальных интересов.

Таким образом, внедрение в практику таможенной деятельности предлагаемых направлений совершенствования перемещения товаров станет способствовать основанию более подходящих условий для персон, которые перемещают через границу ЕАЭС свои товары, и органов таможни, которые осуществляют за их перемещением контроль, при условии ненарушения интересов всех участников такого движения [7, с. 401].

 

 

Список литературы

 

1. Гулик А.И. Таможенный контроль в системе повышения конкурентоспособности национальной экономики // Белгородский университет кооперации, экономики и права. - 2016. - № 2. - С. 468.

2. Кретова, В.А., Гниденко, А.В. Развитие электронного декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру / Белгородский университет кооперации, экономики и права // Наука сегодня: Глобальные вызовы и механизмы развития. - Вологда. - 27.04.2016. - С. 98-99.

3. Макарова Г.В., Тиницкая О.В. Электронный документооборот как основа развития таможенных операций // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 1. - С. 79.

4. Матвеева О.П., Мешечкина Р.П. Таможенное дело как инструмент государственного администрирования // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2013. - № 4. - С. 97-104.

5. Мешечкина Р.П., Алейников И.А. Инновационный подход к решению проблем таможенного декларирования товаров и транспортных средств
// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2014. - № 10. - С. 94-98.

6. Мешечкина Р.П., Алейников И.А. Совершенствование таможенного администрирования как фактор развития государственных таможенных услуг // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2015. – №3 (55). – С. 157-161.

7. Мешечкина, Р.П., Антонов, А.Ю. Направления совершенствования таможенного декларирования товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 2-2. – С. 397-401.

8. Пустовой С.И. Таможенный контроль и его роль в углублении международного таможенного сотрудничества // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2015. - № 12. - С. 486.

9. Филиппова С.А., Ивлева Е.С. Совершенствование таможенно-тарифного регулирования ВЭД как инструмент повышения эффективности функционирования ТС ЕАЭС // Наука сегодня: Глобальные вызовы и механизмы развития. - 27.04.2016. - С. 108.

10. Хомутова Н.А. Таможенное декларирование экспорта товаров в контексте повышения конкурентоспособности национальной экономики // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2016. - № 4. - С. 517.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.