Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Я-танцую-вы-повторяете». Анонимная критика может быть страшной и пугающей вещью. Последние 4 года я сконцентрировалась на выступлениях больше, чем на преподавании и была открыта всему –  неважно насколько нанесенная мне рана была глубока, а важно было лиш



 

Статья Лейлы Фарид

 «Я-танцую-вы-повторяете»

 

Недавно я вернулась с английского Джой фестивал, где давала мастер-класс. Через некоторое время  я получила на свой мэйл отклики  о моём преподавании.

 

Анонимная критика может быть страшной и пугающей вещью. Последние 4 года я сконцентрировалась на выступлениях больше, чем на преподавании и была открыта всему –  неважно насколько нанесенная мне рана была глубока, а важно было лишь то, что она помогла мне совершенствоваться как преподавателю.

 

Как бы то ни было, одному из видов критики я дала название «шааби» (спонтанный не профессиональный городской танец в Египте), которая в особенности вводит меня в ступор (и обычно она звучит в адрес египетских педагогов), звучит так: мастер-класс был такой – «я-танцую-вы-повторяете». Будучи ученицей, мне не удавалось схватить суть РШ, пока не приехала в Египет. Как учитель, однако же, я старалась пройти тот же самый путь, которым постигала. Мне интересно, всегда ли полезно ожидать наложения западных стандартов преподавания на восточный танец.

 

Западный танец, так же как балет и модерн, систематичен и методичен в том, как его преподают. Поэтому вполне понятно, что западному человеку, который использует эти танцевальные формы, удобней было бы изучить РШ привычным способом. Однако же, если вы посмотрите на тот, путь, которым восточные люди одинаково преподают и учат РШ сам по себе, то это радикально отличается от западных методов преподавания.

 

Традиционно РШ преподавался почти полностью способом  «я-танцую-вы-повторяете». И только недавно египетские преподаватели начали медленно и с трудом опираться на хореографию и анализ движений и то только для того, чтобы ублажить иностранных студентов, которые платят за занятия с ними. Я припомнила это одному своему египетскому другу, который является профессиональным танцором в Egyptian Opera Dance Company. (Он тоже очень талантливый восточный танцор). Он сказал: у вас не получится изучить восточный танец тем же путем, что и балет. Когда мы были детьми и какой-либо беллидансер появлялся на ТВ, мы вскакивали и пытались повторять их движения. Таким же образом наша мама танцевала на семейных вечерах. И мы стояли рядом с ней и старались копировать её. Танцоры учат шаги путём копирования других танцоров. И после этого они приспосабливают их к своему собственному стилю. Восточный танец – это не балет. Если вы учите восточный танец, считая 1-2-3-4, вы и танцевать будете так «1-2-3-4». (Возможно, именно потому так много танцоров неегипетского происхождения выглядят так чопорно, когда танцуют шарки).

 

Поскольку западные люди интересуются восточными танцевальными формами, мы в праве спросить самих себя: может нам не хватает основных аспектов РШ, потому что мы не открыты восточным методам преподавания?

Любой египетский преподаватель, который был главным образом танцором шарки (в противовес фольклорному исполнителю) будет в общем учить в духе – «я-танцую-вы-повторяете». Многие из тех учителей шарки с обширной ансамблевой фольклорной базой,  будут учить более систематизировано, применяя фольклорные методы преподавания к обучению РШ, основанном на стиле балетного тренинга.

 

Часто бывает так, что преподаватели, слушая музыку со студентами, сразу начинают движение, ожидая, что ученики начнут двигаться вместе с ними. На самом деле, преподаватель всегда скорректирует главные проблемы в технике, но не скорректирует незначительные отличия между своей импровизацией и тем, что делают студенты. Таким образом, ученик постигает материал не только посредством анализа движений, но и репетицией (повторением), давая своему телу возможность преломить движение так, чтобы привести в соответствие с  типом фигуры и личности. Ученик так же понимает, как его учитель совершает быстрые переходы от одного движения к другому.

 

С другой точки зрения урок, следующий заданной хореографии, не даёт никакого проникновения в творческий процесс создания тех же самых шагов. Когда учитель импровизирует или создает хореографию на маленьком пятачке, ученик начинает понимать внутренний творческий процесс учителя в выборе шагов и интерпретации музыки.

Восточная танцовщица, которая уже долгое время работает на сцене, создаёт свой танец из новых движений и комбинаций прямо перед зрителем. Как учитель она так же будет делать это прямо перед студентами, придавая органичности танцевальной форме. Когда ты следуешь за учителем, ты можешь начать понимать тонкости и нюансы танца так же, как и его технические элементы. Результат может быть таким, что тот из танцоров, кто свободен от опоры на хореографию и методологию,  лучше сможет выразить музыку.

 

Я уже видела нескольких достаточно талантливых египетских танцовщиц, которые, тем не менее, были обозначены как плохие преподаватели, потому что они практиковали метод «я-танцую-вы-повторяете». Когда я приехала в Египет, то первый МК, который я посетила, был МК Сугер Заки на Ахляне. Это был очень многолюдный урок, и Сугер Заки на сцене вела занятие так, что она просто танцевала 3 часа под музыку!

 

Я помню, что одна девушка, которая стояла около меня, отошла и села под стеной после 45 мин урока. Она сказала: «Она вообще ничему не учит…» Фактически многие люди ушли с урока и потребовали деньги обратно!

На самом деле Сугэр Заки преподавала, хотя это не были специальные примеры шагов, многослойные комбинации или хореография. Сугер Заки учила присутствию на сцене, распределению энергии во времени, интерпретации музыки, стилю, и это было обучение технике тем способом, которым она сама этому училась. Многие ученики покинули бы МК или сессию, чувствуя разочарование, если бы они успешно не выучили бы новую хореографию или не довели бы до совершенства 10 новых шагов. Это стыдно, т.к. шаги будут бессмысленными, если вы не будете знать, как внедрить их в ваш танец или использовать их, чтобы интерпретировать музыку. Ну и  хореография – это не то, что может быть важным для публики.

 

Существует много инструкторов во всем мире, кто преподает восточный танец, используя программы, методы и форматы, которые предлагают студентам шаги и хореографии с разбивкой по минутам, но исключительно таким обучением ученик рискует сделать свой танец запрограмированным и отформатированным.

 

В следующий раз, когда вы будете учиться в Египте или где-нибудь ещё у египтянина или египетского педагога, откройте свой ум традиционному пути изучения РШ. Вы должны узнать этот откровенный релаксирующий метод инструкций, который может подспудно работать как некая магия свободы, творчества и индивидуальности вашего танца.

 

http://www.gildedserpent.com/art38/LeilaIdanceUfollow.htm

 

Перевели Татьяна Эшта и Невена Богачева.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.