|
|||
Аннотация
Волкова Б.И., МПГУ Возрождение феномена стихотворной публицистики в контексте инновационных тенденций в современной отечественной журналистике Аннотация В данной работе рассматривается ряд тенденций, характеризующих современную российскую журналистику. Автор полагает, что эти тенденции наметились вследствии изменений, происходящих в обществе. В этих условиях журналисты вынуждены искать новые формы, которые будут привлекать внимание и интерес реципиентов. Одним из результатов этих поисков стало возрождение стихотворной публицистики. Автор дает определение этому понятию и подчеркивает, что данное явление в наши дни обрело широкую популярность и в качестве текстов средств массовой информации, и в качестве текстов, используемых в общественно-политических акциях. Ключевые слова: блоги, клиповое сознание, публицистика, стихи, медиа
Современное состояние отечественной журналистики характеризуется интенсивными инновационным процессами в жанрово-формальной области. В первую очередь это обусловлено научными и социологическими причинами: после появления и усовершенствования высоких технологий стало меняться общество. Г.М. Маклюен утверждал, что решающую роль в культуре играют коммуникационные технологии, и господство тех или иных средств связи определяет облик культуры[1]. В наше дни господствующим средством связи стал Интернет. Журналистам, удовлетворяющим информационные потребности аудитории, необходимо искать новые формы творческой деятельности, чтобы оставаться востребованными.
Мы полагаем, что в связи с этим в современной журналистике наметилось несколько главных тенденций, оказывающих влияние на ее формально-содержательную структуру: противопоставление информационной и публицистической журналистики, конкуренция между профессиональными журналистами и пользователями социальных сетей, а также ориентация контента на креативный класс и распространение клипового сознания.
В работе «Язык печати» Н.И. Клушина предлагает разделять публицистический стиль, обслуживающий СМИ, на два подстиля: информационный и публицистический. К первому исследователь относит информационные жанры, ко второму – аналитические, сатирические, художественно-публицистические и рекламные. Эти подстили Н.И. Клушина выделяет, исходя из преобладания стандарта или экспрессии в текстах СМИ. В информационном подстиле преобладает стандарт, а в публицистическом — экспрессия[2].
На наш взгляд, в современной российской журналистике наблюдается явное противопоставление этих двух подстилей, то есть сугубо информационных сообщений и «авторских» материалов (текстов с ярко выраженной авторской позицией). Некоторые журналисты (как практики, так и теоретики) утверждают, что будущее за «чистой информацией». Они полагают, что журналист должен исключительно транслировать информацию, позволяя реципиенту самостоятельно делать выводы (однако отметим, что даже в этих случаях у журналистов остается возможность расставлять желаемые акценты). Другие, как Л.Г. Свитич, полагают, что «самыми популярными в российской аудитории остаются издания и передачи творческие, т.е. несущие нечто новое в аспекте отражения, в форме подачи, в характере отношения... творческий журнализм более адекватен российскому читателю, чем западный информационный ретрансляционный (хотя он повлиял безусловно на теперешнее состояние российского журнализма), который вряд ли станет доминирующим, потому что российский народ изначально характеризуется менталитетом творческого отношения к миру»[3].
Кроме того, в подаче «чистой информации» современные журналисты уступают социальным сетям, которые давно превратились в средство распространения новостей. Ведущие информационные агентства зачастую не только выпускают новостные сообщения позже пользователей социальных сетей, но и пользуются сетями Twitter и Facebook как источниками информации. Нюсмейкерами становятся известные блогеры и очевидцы каких-либо чрезвычайных происшествий. Даже официальные лица зачастую предпочитают сообщать информацию в социальных сетях, а не на пресс-конференциях, что легко объясняется скоростью распространения сообщения. Так, 18 февраля 2013 года уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка П. Астахов написал в своем аккаунте в сети Twitter: «Срочно! В штате Техас приемной матерью убит 3-летний российский ребенок»[4]. Сообщение было немедленно подхваченно информационными агентствами и интернет-порталами. Тенденция распространения новостей через социальные сети была описана в книге Шейна Боумана и Криса Уиллиса «Мы медиа. Как аудитория формирует будущее новостей и информации» (We Media. How audiences are shaping the future of news and information By Shayne Bowman and Chris Willis), которая вышла в 2003 году в США. Эту форму журналистики авторы называют «журналистикой участия» и дают ей следующее определение: «Журналистика участия – это акт гражданина или группы граждан, играющих активную роль в процессе сбора, представления, анализа и распространения новостей и информации. Целью такого участия является предоставление независимой, достоверной, точной, широкой и актуальной информации о том, что требуют простые люди».[5] Авторы добавляют, что благодаря развитию этого явления «почтенная профессия журналистика оказалась в редком моменте в истории, когда впервые поставлено под сомнение ее господство как стража новостей. Ей не просто угрожают новые технологии и конкуренты, но и, возможно, она сама служит зрителем»6. В российских условиях социальные сети служат не только для распространения информации, но и для выражения авторской позиции. Если сеть Twitter чаще всего является источником новостей, то сети LiveJournal и Facebook стали площадками для мнений и дискуссий. Таким образом, тексты популярных блогеров (как информационные, так и публицистические) зачастую распространяются быстрее и являются для реципиентов более авторитетными, чем продукты, созданные профессиональными журналистами и распространяемые посредством СМИ. Еще одной причиной инновационного развития формально-содержательной структуры современной российской журналистики является изменение потребностей аудитории. На наш взгляд, здесь следует выделить два аспекта: развитие так называемых креативного класса и распространение клипового сознания. На каждом из них мы остановимся подробнее. Понятие «креативный класс» предлагает социолог Ричард Флорида в книге «Креативный класс. Люди, которые меняют будущее». С точки зрения автора, этот новый класс «состоит из людей, производящих экономические ценности в процессе творческой деятельности»7. Ключевое отличие между ним и другими классами «заключается в том, за что они получают свои деньги. Представителям рабочего и обслуживающего класса платят, главным образом, за выполнение работы согласно плану, тогда как креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая что-то новое»8. По мнению автора, «в течение XX века креативный класс вырос в десять с лишним раз»9, и его численность превышает тридцать миллионов человек. Р. Флорида добавляет, что ядро «креативного класса» составляют ученые, люди творческих профессий, а также интеллектуальная элита, чьи взгляды формируют общественное мнение и в которую входят, в частности, публицисты и редакторы. Таким образом, люди «креативного класса» влияют на журналистику как «изнутри» (то есть, являясь профессиональными журналистами, создают новые формы), так и «снаружи» (чтобы оставаться востребованными, журналисты вынуждены создавать новаторские продукты для аудитории, в которую входят люди «креативного класса»). На наш взгляд, наиболее ярким следствием влияния «креативного класса» на современную российскую журналистику стал рост аудитории сетевых СМИ. 25 мая 2012 года появилась информация, что аудитория интернет-портала «Яндекс» впервые превысила аудиторию Первого канала10. Несмотря на то, что, согласно опросам11, большинство россиян по-прежнему используют в качестве источника новостей государственные телеканалы, очевидно, что сетевые СМИ в последние годы получили широкую популярность. В Интернет «уходят» реципиенты, не довольные ни форматом, ни содержанием новостных программ государственных СМИ. О проблемах этих СМИ пишет Л.Г. Свитич, называя российскую журналистику «виртуальной» и объясняя это тем, что «она почти не отражает реальных процессов или искажает их настолько, что в них нельзя узнать реальности, и создает информационные фантомы»12. Именно от этой «виртуальной журналистики» так называемый «креативный класс» уходит в сетевые СМИ. Вторым аспектом, оказывающим влияние на развитие жанров журналистики, на наш взгляд, является распространение «клипового сознания». О нем пишут в исследователи Е.В. Митягина и Н.С. Долгополова. Слово «clip» в переводе с английского обозначает «стрижка; быстрота (движения); вырезка (из газеты); отрывок из фильма, «нарезка». Е.В. Митягина и Н.С. Долгополова дают следующее определение этому понятию: «Клиповое сознание» – это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде»13. С точки зрения авторов, распространение данного явления несет в себе и плюсы, и минусы: «С одной стороны, с его помощью все образы воспринимаются чрезвычайно быстро, что позволяет мгновенно обрабатывать потоки информации (…). С другой стороны, «клиповость» позволяет видеть только то, что на поверхности, не проникая в глубину процесса или явления. Человек не успевает перерабатывать поступающую информацию целиком»14. В свою очередь, исследователь И.Н. Мешкова называет клиповое сознание «одной из главных характеристик современной культуры»15. Очевидно, что для того, чтобы оставаться востребованными, журналистам необходимо адаптировать продукты своей профессиональной деятельности под аудиторию с «клиповым сознанием». Особенно это важно для журналистов, работающих на интернет-аудиторию, так как, по мнению исследователей, именно Всемирная сеть в первую очередь повлияла на формирование «клипового сознания», а значит, именно среди пользователей Интернета оно наиболее распространено. Следовательно, в условиях острой конкуренции с социальными сетями, а также в связи с меняющимися потребностями и сознанием реципиентов, журналисты вынуждены искать новые и обновлять уже сложившиеся жанровые формы, которые будут отвечать запросам современной аудитории. На наш взгляд, к ним можно предъявить следующие требования: - легкость восприятия – тексты должны быть адаптированы под реципиента с клиповым сознанием, воспринимающего информацию фрагментарно; - краткость – авторы должны учитывать, что реципиент не может тратить на прочтение текста много времени; - нестандартность – тексты должны привлекать внимание, удивлять читателя. В противном случае реципиент, имеющий возможность получать информацию из разных источников, найдёт иное СМИ и иных авторов; - наличие анализа, выраженной авторской позиции. Необходимо помнить, что в условиях конкуренции СМИ и социальных сетей реципиенты ждут от журналистов аналитики, комментария, а не «чистой информации».
На наш взгляд, данные требования привели к появлению в отечественных СМИ феномена стихотворных журналистских текстов. Многие современные журналисты предпочитают писать сатирические тексты в стихотворной форме. Для российской публицистики это вполне традиционный прием: в XIX веке подобные тексты были популярны, к примеру, в изданиях «Искра» и «Гудок», в начале XX века – в журнале «Сатирикон», после революции – уже в отраслевой газете «Гудок».
В 90-е годы XX века в этом жанре наиболее активно выступал И. Иртеньев. Его тексты являлись рубрикой передачи «Итого», выходившей в 1997-2002 гг. на телеканалах НТВ и ТВ-6, затем передачи «Бесплатный сыр» на телеканале ТВС (выходила в 2002-2003 гг.), а также программе «Плавленый сырок» (выходила на радиостанции «Эхо Москвы» в 2003-2008 гг.). Во всех случаях произведения исполнял автор. В этом же качестве в программах «Бесплатный сыр» и «Плавленый сырок» выходили некоторые тексты В. Жука и С. Плотова, а тексты, написанные ими в соавторстве и исполняемые актерами, завершали каждый выпуск передачи.
Среди других авторов, работающих в этом жанре, следует указать Д. Быкова, Л. Каганова, В. Емелина. Д. Быков с 2009 года ведет рубрику в «Новой газете», причем стихотворные тексты намеренно не разделены на ритмические отрезки. В начале 2011 года он же писал тексты для передачи «Поэт и гражданин» на телеканале «Дождь» (читал эти тексты актёр М. Ефремов). Вскоре программа стала выходить на интернет-портале «F5», сменив название на «Гражданин поэт» (при этом формат и суть остались прежними). Проект имел огромную популярность в интернет-аудитории и завершился в марте 2012 года. В марте 2013 он был возобновлен на телеканале «Дождь» под названием «Гражданин хороший».
Данное явление мы предлагаем называть стихотворной публицистикой. Под этим понятием мы подразумеваем тексты, написанные стихотворным типом организации речи (то есть обладающие размером и, как правило, рифмой), затрагивающие злободневные общественно-политические проблемы и имеющие своей целью донести до реципиента точку зрения автора. Обязательными признаками таких текстов, позволяющих отнести их к медийной сфере, будет наличие информационного повода и открытое выражение авторской позиции.
Заметим особо, что в данном случае под публицистикой мы не обязательно подразумеваем журналистские тексты, транслируемые в средствах массовой информации. Мы пользуемся определением В.В. Ученовой, считающей, что «явление, именуемое публицистикой, может быть определено как совокупность актуальных популярных политических текстов, предназначенных для массового распространения и воздействия на текущие политические процессы»16. С.Г. Корконосеноко также считает, что «публицистика (…) «шире» журналистики» 17. Таким образом, под публицистическими текстами мы подразумеваем не только материалы СМИ, но и тексты, транслирующиеся в свободном доступе в Интернете (например, на ресурсе YouTube). Мы полагаем, что популярность проектов «Поэт и гражданин» и «Гражданин поэт» была обусловлена тем, что в них наиболее полно реализовались указанные нами требования к современным журналистским работам (нестандартность, краткость, легкость восприятия, наличие авторской позиции). Поскольку стихотворные тексты исполнял актер, проект стал синтезом журналистики, литературы и театра, что в современной российской журналистики это явление не имело аналога).
На наш взгляд, популярность проектов Д.Быкова, с одной стороны, и обновление публицистической жанровой системы в современных СМИ, с другой, спровоцировала рост популярности стихотворной публицистики в России. Вскоре после выхода его проектов «Поэт и гражданин» и «Гражданин поэт» в этом жанре, пусть не на регулярной основе, стали работать многие другие авторы. Среди них – профессиональные рок-музыканты («Песня про Ваню» А. Макаревича, «Невольники чести» А. Розембаума) и непрофессиональные музыкальные коллективы («Десант свободы», «Pussy Riot»).
Еще одним популярным автором, работающим в этом жанре, стал Вася Обломов (настоящее имя — Василий Гончаров). Одним из его наиболее знаменитых сатирических публицистических текстов стала песня «Письмо счастья» (клип на песню вышел в ноябре 2011 года), где автор высмеивает российскую власть и ее электорат.
Позже на интернет-телеканале «Дождь» вышло три клипа, в которых песни В. Обломова исполнили сам автор и журналисты К. Собчак и Л. Парфёнов. 29 февраля 2012 вышла песня «Пока, Медвед!», посвященная Д. Медведеву, на тот момент занимавшему пост президента РФ. В мае была исполнена песня «ВВП», посвященная В. Путину (на тот момент уже вновь ставшего главой государства), а в ночь на 1 января 2013 года – «Рэп-молебен» (песня, в которой были описаны и высмеяны российские события 2012 года).
В июне 2012 года министр культуры РФ В. Мединский рекомендовал18 телеканалу НТВ перенести запланированный на 22 июня показ картины «Служу Советскому Союзу» в открытом письме. Тем не менее, показ состоялся. 26 июня интернет-сайт телекомпании НТВ опубликовал19 открытое письмо генерального директора НТВ В. Кулистикова В. Мединскому, написанное в стихах. В нем журналист выразил удивление письмом министра культур: «Хотите, мы программы все прикроем, // Все саги о ментах и о братве? // А, может быть, хотите стать героем // Скандальных спецпроектов НТВ?» В. Мединский прокомментировал это письмо 10 октября, заявив, что впредь «с руководством НТВ планирует общаться исключительно стихами»20. Однако стихотворного ответа от министра культуры так и не последовало. 6 октября 2012 года главный редактор радиостанции «Эхо Москвы» А. Венедиктов опубликовал на сайте радиостанции открытое письмо В. Кулистикову, в котором заявил, что авторы документального фильма НТВ «Анатомия протеста» не вполне корректно указали принадлежность упоминавшихся в фильме журналистов В. Варфоломеева, М. Ганапольского и самого А. Венедиктова к радиостанции. А. Венедиктов попросил исправить это в случае повтора фильма, добавив, что сделать это «можно и в стихах»21 (и таким образом намекнув на недавнюю переписку В. Кулистикова и В. Мединского). В. Кулистиков также предпочел ответить на это письмо в стихотворной форме22, назвав свой текст «Эхо Алексею Венедиктову» (игра слов: автор подразумевал название радиостанции, возглавляемой А. Венедиктовым): «Нельзя ж, однако, не заметить - // Радийный мир угрюм и тесен: // Начнешь на Нобелевку метить, //А угодишь под Машу Гессен». Автор намекает на то, что незадолго до этого радиостанция «Эхо Москвы» была вылдвинута на Нобелевскую премию мира, и сравнивает А. Венедиктова с директором русской службы «Радио Свобода» М. Гессен, которая после своего назначения произвела значительные кадровые перестановки в редакции. Заметим также, что некоторые из упомянутых нами текстов становились информационными поводами для других произведений стихотворной публицистики. Так, «Песня про Ваню» А. Макаревича, «Рэп-молебен» В. Обломова, ряд текстов Д. Быкова и «Молебен в защиту «Pussy Riot» коллектива «Десант свободы» были посвящены так называемому «панк-молебну» (определение авторов) этой группы. Переписку В. Кулистикова и В. Мединского прокомментировал в одном из своих текстов Д. Быков: «Теперь, глядишь, Кулистиков с Мединским // Беседует стихом на полосе, // И этот случай, кстати, не единствен: // В поэзию с годами хлынут все»23. На наш взгляд, подобная переписка напоминает игровую, шуточную переписку поэтов Серебряного века, однако, разумеется, отличается и формами, и целями. Во всех упомянутых нами случаях авторы работают в сатирических жанрах, а их целью является привлечение внимания аудитории и высказывание своей позиции по какому-либо значимому информационному поводу. Тем не менее, на наш взгляд, развитие стихотворной публицистики свидетельствует о еще одной тенденции – сближении журналистики и литературы. Современная российская литература стремится к публицистичности, и многие писатели наших дней являются журналистами (С. Минаев, Д. Быков, В. Шендерович). С другой стороны, в журналистике появляются черты литературы. Такое «взаимопроникновение» можно считать одной из традиций русской литературы. Так, исследователь А.Г. Готовцева пишет: «В России начала XIX века «журналистика как отдельная область профессиональной деятельности литератора… только формировалась, а обсуждение актуальных политических проблем на страницах периодической печати было невозможно в силу цензурных ограничений. Поэтому художественная литература приняла на себя некоторые функции журналистики (…). Можно говорить о журналистской и публицистической направленности большинства произведений отечественной литературы XVIII – 1-й половины XIX в.»24 . В.А. Аграновский в работе «Ради единого слова» выражает уверенность, что «границы между прозой и журналистикой стираются»25. Речь идет о художественной прозе, но, на наш взгляд, в данном случае уместно говорить о литературе в целом. Ю.Н. Тынянов в статье «Литературный факт» пишет: «Сменяются главенствующие течения, главенствующие жанры. Как бы ни были широки и многочисленны ветви литературы, какое бы множество индивидуальных черт ни было присуще отдельным ветвям литературы, история ведет их по определенным руслам: неизбежны моменты, когда казалось бы бесконечно разнообразное течение мелеет и когда ему на смену приходят явления, вначале мелкие, малозаметные»26. На наш взгляд, именно это происходит в современной российской журналистике: популярными становятся формы, которые прежде находились на периферии. Очевидно, что наибольшее развитие получают формы, наиболее востребованные аудиторией в силу своей мобильности (небольшой объем), острой злободневности (сатирический стихотворный комментарий к событиям), игрового характера (неслучаен тот факт, что большинство текстов экранизируются, исполняются как песни и затем в виде роликов выкладываются в Сеть – так происходит реализация клипового мышления). Таким образом, на наш взгляд, стихотворная публицистика, с одной стороны, отвечает традициям российской литературы и журналистики, а с другой – ее современный ренессанс является ответом на изменения, социокультурные происходящие в отечественной журналистике.
Библиографический список: 1. Аграновский В.А. «Ради единого слова», М., 1978. 2. Готовцева А.Г. «Публицистика К.Ф. Рылеева в историко-политическом контексте 1820-х гг». Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.ф.н. М., 2011. 3. Долгополова Н.С., Митягина Е.В. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2009, № 3 (15). С.53-59 4. Клушина Н. Язык печати. // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования/Отв. ред. д.ф.н. проф. Володина М.Н. М., 2003. 5. Корконосеноко С.Г. Основы журналистики. М., 2004. 6. Маклюен Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003 7. Мешкова И.Н. Смысловая эволюция концептов пространства и времени в современной культуре. Дисс. на соискание степени кандидата наук. Ставрополь, 2007. 8. Новостной портал Newsru.com. Электронный ресурс. Код доступа: < http://newsru.com/ > (дата обращения: 25.03.2013). 9. Новостной портал ИТАР-ТАСС. Электронный ресурс. Код доступа: <http://www.itar-tass.com/> (дата обращения: 25.03.2013). 10. Новостной портал Lenta.Ru. Электронный ресурс. Код доступа: <http://lenta.ru/>. Дата обращения: 9.03.2013. 11. Свитич Л.Г. Журнализм в свете современных научных парадигм. М., 2011. 12. Сайт телекомпании НТВ. Электронный ресурс. Код доступа: <http://www.ntv.ru/> (дата обращения: 25.03.2013). 13. Сайт радиостанции «Эхо Москвы». Электронный ресурс. Код доступа: <http://echo.msk.ru/ > (25.03.2013). 14. Сайт газеты «Собеседник». Электронный ресурс. Код доступа: <http://sobesednik.ru/> (дата обращения: 25.03.2013). 15. Социальная сеть Twitter. Электронный ресурс. Код доступа: <https://twitter.com/RFdeti> (дата обращения: 25.03.2013). 16. Тынянов Ю.Н. «Литературный факт»// Поэтика. История литературы. Кино.-М., 1977 // http://philologos.narod.ru/tynyanov/pilk/poet4.htm (дата обращения: 25.03.2013). 17. Флорида Р. «Креативный класс. Люди, которые меняют будущее». 18. We Media. How audiences are shaping the future of news and information. Shayne Bowman, Chris Willis. The American Press Institute, 2003. [1] Маклюен Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М., 2003
[2] См. Клушина Н. Язык печати. // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования/Отв. ред. д.ф.н. проф. Володина М.Н. М., 2003. [3] Свитич Л.Г. Журнализм в свете современных научных парадигм. М., 2011. С.126 [4] Социальная сеть Twitter. Электронный ресурс. Код доступа: <https://twitter.com/RFdeti> (дата обращения: 25.03.2013). [5] «Participatory journalism: The act of a citizen, or group of citizens, playing an active role in the process of collecting, reporting, analyzing and disseminating news and information. The intent of this participation isto provide independent, reliable, accurate, wide-ranging and relevant information that a democracy requires.» We Media. How audiences are shaping the future of news and information. Shayne Bowman, Chris Willis. The American Press Institute, 2003. P.9 6 «The venerable profession of journalism finds itself at a rare moment in history where, for the first time, its hegemony as gatekeeper of the news is threatened by not just new technology and competitors but, potentially, by the audience it serves». We Media. How audiences are shaping the future of news and information. Shayne Bowman, Chris Willis. The American Press Institute, 2003. P.7 7 Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. 8 Р. Флорида "Новый класс", Глава 1, Креативный класс 9 Р. Флорида "Новый класс", Глава 1 10 Новостной портал Lenta.Ru. Электронный ресурс. Код доступа: <http://lenta.ru/news/2012/05/25/overtake/>. Дата обращения: 9.03.2013. 11 Там же. 12 Свитич Л.Г. Журнализм в свете современных научных парадигм. М., 2011. С. 116 13 Митягина Е.В., Н. Долгополова Н.С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2009, № 3 14 Митягина Е.В., Н. Долгополова Н.С. «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки, 2009, № 3 15 Мешкова И.Н. Смысловая эволюция концептов пространства и времени в современной культуре. Дисс. на соискание степени кандидата наук. Ставрополь, 2007. С. 107 16 Ученова В.В. Исторические истоки современной публицистики. М., 1972. С.57. Цит. по: Готовцева А.Г. Публицистика К.Ф. Рылеева в историко-политическом контексте 1820-х гг: Автореф. дисс. д-ра филол. наук. - М., 2011. С. 4. 17 Корконосеноко С.Г. Основы журналистики. М., 2004. С. 6 18 Новостной портал NewsRu.com. Электронный ресурс. Код доступа: <http://www.newsru.com/cinema/19jun2012/medins.html> (дата обращения: 25.03.2013). 19 Сайт телекомпании НТВ. Электронный ресурс. Код доступа: <http://www.ntv.ru/novosti/307124/> (дата обращения: 25.03.2013). 20 Новостной портал ИТАР-ТАСС. Электронный ресурс. Код доступа: <http://www.itar-tass.com/c9/542533.html> (дата обращения: 25.03.2013). 21 Сайт радиостанции «Эхо Москвы». Электронный ресурс. Код доступа: <http://www.echo.msk.ru/blog/aav/937813-echo/> (дата обращения: 25.03.2013). 22 Сайт телекомпании НТВ. Электронный ресурс. Код доступа: <http://www.ntv.ru/novosti/347959/> (дата обращения: 25.03.2013).
23 Сайт газеты «Собеседник». Электронный ресурс. Код доступа: < http://sobesednik.ru/bykov/20120627-dmitrii-bykov-geroi-nedeli-vladimir-kulistikov-i-vladimir-medinskii> (дата обращения: 25.03.2013). 24 Готовцева А.Г. Публицистика К.Ф. Рылеева в историко-политическом контексте 1820-х гг: Автореф. дисс. д-ра филол. наук. - М., 2011. С. 4. 25 Аграновский В.А. «Ради единого слова», М., 1978. С.9 26 Тынянов Ю.Н. «Литературный факт»// Поэтика. История литературы. Кино. - М., 1977.
|
|||
|