Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Путешествие на собачьих упряжках ACE KARJALA



 

 

  Путешествие на собачьих упряжках ACE KARJALA

C 3-12 марта 2012 года состоялось яркое событие в Северной Карелии. 321 километр сложного и красивого маршрута прошли на собачьих упряжках участники путешествия. Впервые в истории Республики на самую высоку точку Карелии — гору Нуорунен - зашли собачьи упряжки Экспедиционного корпуса «Серебро Севера» и «Северного сияния Костромы».

3 марта 2012

Вот оно, утро, когда пора выезжать. Через два дня старт путешествия. Часть команды участников уже на месте.

Встаем, одеваемся, заправляем термоса. Проверяем в который раз все ли взято, прикручено, прикреплено. Бегом бежим в вольер за всей своей хасячьей бандой и погружаемся в машины...

 

Пяозерский. Размещаем собак. В гостевой избе уже поселился товарищеский дух Тольятти и Костромы — земляки-тольяттинцы Артур и Саша Чубаркины, Володя Кулагин, мы — Семеновы: Сергей, Светлана, Илья. И костромичи — Валера Сорокин и Саня Евдокимов. С радостью окунулась в особый дух любимого Поволжья — громкие люди, громкий смех, размеренные движения и широта открытой души.

Первый вечер встречи мы так и проводим — у стола с горячим чаем, традиционными песнями под гитару. Обсуждением чего нам надо от жизни вообще, как с этим жить в дальнейшем, и громких хохотом.

Ночью приезжает Москва — наш замечательный фотограф Андрей Саакян.

Все последние волнения — как будет — улетучиваются вмиг. Надежность. Именно это слово появляется в голове, когда видишь светящиеся, улыбающиеся лица. Лично меня это трогает. Трогает до глубины души, потому что надежных людей становится все меньше и меньше. Они давно превратились в ископаемое. Раритет.

 

 

4 марта 2012

С утра приходят жители поселка. Много людей. Такое неожиданное внимание радует. Собаки светятся от счастья - их непрерывно гладят, чешут, фотографируют, с ними общаются. Они горды!

Артур рассказывает о Таймыре, Северном полюсе, родной Чукотке. Мальчишки слушают. Девушки улыбаются и смотрят на Саш. Саакян фотографирует. Леня Тухкала копошится со снегоходами, подъехали остальные участники — Илья Кругляков, Сергей Доронин и Андрей Перов.

На улице солнце. Оно заливает все уголки поселка, озера и нашей души. На душе хорошо и солнечно.

Вечером всех сложно уговорить спать пораньше. Гитара, чай, смех. А завтра, на минуточку, первые 64 километра.

 

 

5 марта 2012

Сколько суеты!

Едем через поселок к месту старта — Визит-Центру Национального парка Паанаярви. На упряжки выбегают посмотреть все поселковые собаки. Еле сдерживаем порывы своих собак и улыбки — все-таки собачья жизнь — это отдельная песня!

На старт пришло много детей из школ и детских садов. Развиваются флаги. Целуются в нос все собаки, фотографии на память. Желают удачи. Люди готовы делиться добром и теплом. Хорошее чувство.

Мы взяли с собой 8-месячного щенка Глу на обучение — пока старт да дело, он добрался в УАЗике до питания и слопал килограмма 3 мяса в одно лицо. Морда довольная. Не зря парень поехал в экспедицию, ему уже все нравится — и гладят, и обнимают, и еды — во!

 

Стартовали. Трасса хорошо укатанная. Не просто бежим — несемся. Флаги на упряжках развиваются. Очень красиво. У собак настроение приподнятое — как и у людей. Они все чувствую прекрасно. Включаются в работу моментально. Все в гору и в гору. Подъемы затяжные. Виды открывающиеся. Как в кино.

Первая ночь — кордон Национального парка. Бегом ставим палатки, растяжки для собак, делаем костер, горяченького - и спать-спать -спать.

Слышен рык. Костромичи Акай с Виком не поделили место и Вик цапнул Акая за лапу. Нечего бунтовать против вожака — продемонстрировал Вик. Лапу осмотрели с фонарями — чуть выше пясти. Рана не страшная. Забинтовали, прописали ему тапок и изолировали хулигана Акая от собачьего общества, привязав около палаток.

Посидели у костра. Песни под гитару, горяий чай, свежий воздух, — 12С, хороший спальник, собаки поют, луна светит, палатки шуршат. Романтика ..

 

6 марта

Вот он подъем из спальника утром зимой в палатке.

Зажмурить глаза, вдохнуть-выдохнуть и выскочить. За тебя твои дела никто делать не будет.

Дежурные Артур Чубаркин и Володька Кулагин — молодцы. Уже на костре чай и каша с мясом. Быстро поменять прокладки в сапогах (ноу-хау всех наших путешественников), одеть заледеневшие Баффины (хваленая фирма, конечно, но..), нацепить холоднющий анорак и бегом собирать собак. Акай осмотрен — лапа в порядке, просится к своим. Пока осматривали Акая и остальных — остался без присмотра Глу, который будучи уже опытным воришкой нашел и опять сожрал килограмма 2 куриных грудок из собачьих запасов. Акая и Глу — в обоз!

Замечаю внимательные и умные глаза малышки Молли. Самая спокойная и миниатюрная участница путешествия. На самом деле Молли уже 6 лет. Она вожак упряжки Володи Кулагина. Ждет, когда за ней придут поставить в упряжку.

 

Сегодня сложнейший маршрут. Сегодня наивысшая точка Карелии гора Нуорунен и переход по льду озера Паанаярви - самому глубокому из озер сказочной Фенноскандии. До ближайшей ночевки весь маршрут 60 километров.

 

Собаки хорошо взяли старт — у них отличный боевой настрой. Лесотундровая зона. Через несколько километров обнаруживаем, что лапа у Акая прилично кровоточит. Останавливаем всех и прямо на месте — анестезия и шить лапу. Валера и Артур сделали это мгновенно. Акай забинтован и вновь отправлен на нарты снегохода. Сидит важный и довольный. Для него, как мы поняли, главное — это какая-то движуха. Обожравшийся веселый Глу счастливо жмурится на солнышке — жизнь удалась!

 

Через 20 километров - предножие горы. Описать словами сложно, потому что на ум приходит только одно — марсианский пейзаж. Сначала роемся в глубоком снегу, потом все проще. На вершину Нуорунен собаки буквально втащили. Открывшийся вид, когда сотни озер Карелии как на ладони, поразил не только людей. Собаки стояли на вершине как вкопанные и завороженные. И это не страх. Они ощутили энергию и торжественность момента. Умнички. В честь 20-летия Национального парка Паанаряви, вперыве за историю горы Нуорунен, на неё зашли собачьи упряжки Экспедиционного корпуса «Серебро Севера» и «Северного сияния Костромы». Мы поздравили Парк с его юбилеем!

 

С горы — не то слово с ветерком. Притормаживать сложно, тут требуется вся сноровка управления своим телом на нарте. Иначе, первая красиво облепленная снегом сосна со спуска — твоя.

 

Далее пути практически нет. Два снегохода вперед и по их следу лесом до пограничной колючки. Собаки упираются, тащат, к вечеру начинает ощущаться морозец. Смеркается быстро. Зажигаются нартовые фонари, налобные фонари. Собаки бегут размеренной рысью. Издалека в тихом морозном лесу слышится их дыхание. Неожиданно появляются столбы пограничной системы и начинается 7 километров затяжных и резких спусков к озеру Паанаярви. Как американские горки.

 

Последний серьезный спуск — ты выкатываешься на лед... и вновь картина потрясает своей величественностью и тишиной. Полная Луна на небе, которая освещает ледовый путь. Яркие, огромные Юпитер и Венера. Узкое озеро, тонкий розовый край уходящего заката, отвесные скалы и двигающийся туман, который слоями висит возле скал. Ощущение, что туман живой и дышит. Он видит тебя и двигается вместе с тобой. Натуральное фентези.

Пройти по озеру нужно по вешкам. Иначе — вода.

Мчим по льду. Собаки, освободившись от вязкого снега и перегрева, последние 15 километров по озеру бегут отлично, периодически переходя на галоп. В лунном свете поблескивают широкие полосы открытых участков воды. Красивое зрелище, когда в таком нереальном ночном пейзаже издалека видишь свет нартовых фонарей, бьющих в небо, и они движутся в пространстве.

 

Любопытный туман решил изучить явление упряжек на озере и ушел от скал, опустился, приблизился. Все, кто в него попали, тут же обросли инеем на бровях, усах и бородах. Мех на куртках стал седой и колючий. Туман проводил нас до базы Паанаярви, ощупывая до костей и медленно уполз обратно. Буквально.

Наша каюрская изба на Паанаярви - «Сказка». Топится быстро, разместиться можно на двух этажах. Дежурные организовали ужин. Вваливающиеся в избу каюры — бородатые, заиндевевшие, уставшие мужики, напоминали героев из книг и фильмов детства. Их лицами в этот момент можно любоваться бесконечно.

Видно, что собаки в этот день выложились. Но мы рассчитали этот переход и пребывание на Паанаряви в избе так, чтобы следующие утро и день они отдохнули полноценно, а вечером прошли только 24 километра до нашего палаточного лагеря на кордоне по другой дороге.

 

Осмотр и питание собак, сушим амуницию, гитара, песни, банька и горячий ужин. 

День закончился... СПАТЬ.

 

7 марта.

Тихое утро. Потрясающая тишина.

Идешь умываться на пороги реки Оланги.

Господи! Ощущаешь себя, как в музее, когда ты пришел полюбоваться на первозданность природы — как она есть. Перед тобой живая экспозиция. Тихо шепчет вода, кругом белизна снега и чистота. Прозрачность воздуха такая, что ты видишь как в 3D-кинотеатре. Цветовые вариации просто немыслимые — от приглушенных полутонов, до яркого звучания цвета..

Собаки умиротворенно спят. Свернувшись колечками, выкопав себе ямки в снегу. Кто-то потягивается, встряхивается. Пусть отдыхают до вечера! Сегодня им только 24 километра другой дороги до кордона Национального парка Паанаряви к нашему палаточному лагерю.

 

 Днем уезжают на снегоходе Сережка Доронин и Андрей Перов. Андрей из Киева — ему пора добираться до паровоза. Прощаемся. Традиционно убывающий участник экспедиции оставляет свой автограф на флаге.

 Андрея Саакяна и не видно. Для фото-художника Паанаярви — это пропасть. Андрей и пропал. Впрочем, как и все, кто брал с собой фотоаппарат и видеокамеру.

 

Пора. Ставим собак в упряжку. Уходим с избы. Полетели ! Именно полетели — по горам, вниз-вверх. Отдохнувшие собаки рвут так, что снежная пыль из-под тормозов нарт.

 

Добежав до палаточного лагеря, ибо 24 км пролетели на упряжках менее, чем за два часа, все как обычно по плану — размещение собак, костер, достаем спальники. Но сегодня явно ощущается приличный мороз. На градуснике -25С.

 

С одиннадцати ночи яркие всполохи по небу. Северное сияние! Оно плывет, исчезает, появляется. Яркое зелено-салатовое с розовой каймой по краям. То это змея, машущая хвостом, то яркий костер, или развивающийся флаг.

Это явление можно наблюдать бесконечно. Монументальная картина зимней суровой природы, полыхающего северного сияния и спящих на его фоне ездовых собак погружает тебя в иную реальность.

Санька Чубаркин выскакивает прямо в спальнике из палатки и мы любуемся этим зрелищем. Открыв рот от удивления и задрав головы каждый раз сопровождаем новый всплеск сияния детским восторгом: «Ух ты! Ничего себе! Смотри-смотри!». Саакян и Илья Кругляков прыгают с фотоаппаратами. Всебщий восторг и масса ночных эскпериментов с фото и видео съемками.

Чувства? Мы в сказке...

Мороз меж тем -28С. Лезем в спальники, уффф..

 

8 марта

Конечно, наши физиономии, при вылезании утром из спальника, надо было видеть!

В спальник нельзя лезть в одежде, поэтому ныряешь в него в термобелье. Но вот выныривать из него утром при -28-30С..

Горячий чай! И вперед — по коням! Выставляются упряжки, складываются спальники, палатки. Грузимся и стартуем. Сегодня обратный путь до поселка Пяозерский 64 километра. Собаки должны были восстановиться за вчерашний день. Смотрю своих: Амадей призывает к порядку, Шайенн ждет, чтобы погладили перед дорогой, Юма рвется в бой. Хорошо и бодро выглядят, лапы в порядке. Илья Семенов по-богатырски тащит на себе весь груз в нарты, ставит собак. Готовы.

 

Обратный путь легче. Тащить груза поменьше, нет затяжных подъемов, потому что они превратились в спуски, отличная дорога.

 

Уже вечером, в каюрском домике Ильи Круглякова в Пяозерском, бурное обсуждение первых дней, восхождения на гору, подарки на 8 марта и первый фоторепортаж в интернете.

 

9 марта

Дневка. Собакам, перед вторым этапом путешествия, нужен отдых. Полный осмотр состояния показал, что нагрузки предыдущих дней все, без исключения, перенесли отлично.

К нам в домик приходит много гостей, жителей поселка: и взрослые, и ребятня. Вечером Илюха Кругляков приносит огромный брусничный пирог. У Андрея Саакяна день рождения. Он скрыл, но мы вычислили.

К вечеру - штормовое предупреждение, началась пурга. Собаки спят заметенные снегом.

 

10 марта

Утром первым делом на улицу. Снега выпало прилично.

Сегодня будет сложный день. Хорошо, что продумали маршрут с дневками — дать возможность полноценно отдохнуть собакам.

По задаче на этот день мы должны пройти 60 км от Пяозерского до Хирвисалми. Дорога существует на карте, но накатана она местными снегоходами, или нет — неизвестно.

Разведку решили не делать, а пройти неизвестную дорогу так, как будет на данный момент.

Собаки стоят в упряжке, груз увязан, все готовы.

И тут же на старте, при выходе из поселка на озеро через ледяной высокий край и резкий спуск, у Сергея Семенова ломается полоз нарты. Не выдержал нагрузки — собаки галопом перемахнули препятствие, груженая нарта с Сергеем нырнула за ними. При резком перевесе левый полоз тоббогана переломился моментально.

 

Починка нарты заняла час. Отец Ильи Круглякова и Саакян, который оказался не только фото-художником, но и квалифицированным слесарем, решили эту проблему максимально быстро — найдя и поставив металлический уголок на полоз.

 

Выскочили по озеру в лес. На открытых местах снега гораздо выше колена. Два снегохода Тайга и Буран с нартами шли впереди упряжек, чтобы хоть немного облегчить работу собак.Можно смело сказать что на этом участке собаки — гораздо эффективнее любой техники.

Снежики вязли в снегу, их периодически валило с тропы. Мы цепляли-отцепляли нарты, барахтались в снегу, а упряжки подгоняли нас тем, что постоянно дышали в спину. Собаки не спеша, но очень ритмично и верно шли к своей цели. Казалось, выкинь снегоходы вообще, будучи по грудь в снегу упряжки дотащат тебя гораздо быстрее.

Поломка тоббогана и частые остановки снегоходов в снежных дебрях неумолимо приближали сумерки. Мы постоянно теряли по графику минуты. Этот переход был рассчитан на ближайшую ночевку в Хирвисалми, у отшельника Николая Тухкала, к которому мы пробивались. С нами были только спальники и питание. Палатки мы оставили в грузовом транспорте в Пяозерском.

В сумерках съехали с тропы, перепутав поворот. В небольшом овраге снегоходные нарты увязли крепко. До Хирвисалми оставалось по прямой 7 километров, но развилку в темноте еще нужно было найти. Пока мы откапывали и разворачивали снегоходы, вытаскивали нарты и тащили их до поворота тропы, темнота уже была кромешная.

Каюрская группа на упряжках верно продвигалась вперед, а мы еще долго догоняли их на измученных снегоходах. Мокрые, но довольные, что так попахали от души, проезжая короткие участки пути, любовались на звезды. Их высыпало с каждой минутой все больше и больше.

До избы Николая оставалось четыре километра, упряжки уже давно были на месте и собаки стояли на растяжках. А снежные заносы продолжали учить нас, как действовать в такой ситуации — мы эвакуировались из леса на Хирвисалми по одному-двое на снежиках, оставив низкие нарты в лесу с добровольцем Саакяном на распаханной тропе до следующего рейса. Андрей остался сторожить самое ценное, что было в снегоходных нартах — бензин и мясо для собак. Поэтому ночью за ним возвращаться нужно было быстрее :)

Вся группа была на месте в час тридцать ночи.

Сидя потом в избе у Николая Тухкала — в свете мерцающий газовой лампы, на шкурах полярного волка — мы хохотали до слез сами над собой, вспоминали каждый километр, отвоеванный у снежного леса, и пели под гитару «Заплутали, мишки, заплутали». Решили сделать гимном путешествия.

 

11 марта

Артур и Коля не виделись год — с прошлогодней экспедиции, когда мы их познакомили. Решили дать им день на дружеские беседы и провести его полностью на Хирвисалми. Заодно дать собакам отдых, после предыдущего бурного дня.

Утром уехал в Пяозерский Илья Кругляков, его маршрут закончился — он оставил автограф на флаге.

В подарок Коле из Тольятти Артур привез кальян и он сидел довольный, покуривая. Конечно, контраст отшельнической лесной избы с изящным кальяном вызывал улыбку. Но ведь это и интересно!

Вечером сняли Артуру заготовку на клип «Заплутали мишки» , с помощью налобных фонарей. Благо в нашей группе находился профессиональный кинооператор -Сергей Семенов, который «поставил» свет, и Андрей Саакян, чья фото-камера творит чудеса. Валерка Сорокин, Саня Евдокимов, Николай Тухкала, Володя Кулагин, Шурик Чубаркин — все были «светиками». Они держали для съемок фонари.

Гитара, песни, чай.

Спать. Опять повалил снег. Завтра последний день всего маршрута ACE KARJALA  Хирвисалми-Калевала.

 

12 марта

С утра на Хирвисалми падал снег.

Почему-то сильно не хотелось возвращаться.

Упряжки взяли старт и 51 километр до Калевалы прошли на одном дыхании.

 

 

Я вот все думаю — что? Что заставило лично нас отказаться от теплой квартиры и размеренной жизни? Что погнало в такую даль и переменило жизнь в другую сторону?

Когда вижу эти счастливые собачьи морды, крупные лапы, мягко бегущие по снегу, слышу их дыхание в лесу - я не перестаю любоваться и преклоняться перед этой удивительной красотой. Они дают возможность ощутить себя человеком. Человеком в гармонии с природой. Наверное — это.

Спасибо Вам, хаски!

 

Светлана Семенова

Экспедиционный корпус «Серебро Севера»

Руководитель Путешеcтвия на собачьих упряжках ACE KARJALA

март 2012 года.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.