|
|||
г. Смоленск 2013г.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Смоленский гуманитарный университет
Факультет психологии и права
НАУЧНАЯ РАБОТА
Наименование работы: «Профессиональное обучение, как средство исправления осужденных»
Исполнитель: Маганков С.В. Научный руководитель: Маганкова А.А. г. Смоленск 2013г.
В соответствии со ст.9 УИК РФ [1]одним из основных средств исправления осужденных является получение ими общего и профессионального образования. Общеобразовательное обучение способствует ресоциализации личности, повышает уровень интеллекта осужденного, препятствует совершению новых преступлений, помогает осужденному адаптироваться к жизни, после освобождения из мест лишения свободы.[2] В соответствии со ст. 108 УИК РФ [3]лицо, не достигшее 30 лет в момент отбывания наказания, в соответствии с УИК РФ обязательно должно получить основное общее образование. Инвалиды 1 и 2 групп, лица, страдающие хроническими заболеваниями, а также мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет проходят курс получения общего образования по желанию. Получение образования учитывается комиссией при определении степени исправления. Обучение выступает, как средство исправления осужденных. Большинство осужденных отрицательно относятся к получению образования, что очень сказывается на его результативности. Для достижения наибольшего результата, педагогам необходимо придерживаться определенным принципам. Как уже было сказано ранее, получение общего и профессионального образования влияет на ресоциализацию осужденного. Заключенному потребуется время, для того чтобы вернуться в социум, полезным для общества человеком и способным без посторонней помощи, без постороннего контроля, прожить жизнь достойного человека. Аврааменко В. Ю. выделил три ступени ресоциализации.[4] Для достижения такого результата осужденному придется постепенно пройти три этих этапа, так сказать ответить на три главных вопроса: Кто я? Кем я являюсь в обществе? Смогу ли я вернуться к нормальной жизни? [5] Кто я? Эта ступень помогает подсудимому сосредоточиться на себе, осознать свое место в окружающем мире. На данной ступени происходит переосмысление жизни осужденным, проявляется умения принимать осознанные решения, умения прогнозировать свою жизнь. Подсудимый начинает задумываться о планировании своей будущей жизни, осознает необходимость получения образования, которое поможет ему в будущем вернуться к нормальной жизни. Кем я являюсь в обществе? Данный этап характеризуется активностью осужденных в социуме, выражается при совместном занятии заключенных друг с другом. Подсудимый участвует в социально-одобряемой и в социально-признаваемой деятельности, воспринимает ценность его окружения. На этом этапе происходит профориентация. Смогу ли я вернуться к нормальной жизни? Здесь в воспитаннике начинают восприниматься человеческие ценности – знание, опыт, человеческое достоинство, как способы реализации собственных потребностей, как средство утверждения в социуме. Подсудимый осознает свою значимость в обществе, развивается инициативность. Также профессиональное обучение для достижения нужного результата строится на принципах: субъектности, толерантности и диалогического общения. [6] Принцип субъектности строится на осознании смысла своей деятельности и на признании в качестве субъекта, как воспитанника, так и преподавателя. Реализация данного принципа не только помогает воспитаннику принимать самостоятельные решения с помощью преподавателя, но и нести ответственность за эти решения. Принцип толерантности предполагает уважительное отношение к другому, учит осужденного уважать чужое мнение, уважать его позиции, а главное помогает осознать ответственность за свои убеждения, понимание их относительности. Еще выделяется принцип диалогического общения, главная цель которого заключается в признании педагогом ценности личности заключенного, в процессе обучения.
Так, исправительное учреждении ФКУ ИК №2 (старое название ЯО-100/2 ) УФСИН России по Смоленской области[7], уделяется огромное внимание образованию осужденных. НА территории исправительного учреждения функционирует общеобразовательная школа, где осужденные, независимо, сколько классов они закончили, могут получиться среднее образование по курсу школы. В нынешнем году 28 осужденных закончили 9 классов, а 12 классов - 22 осужденных. Были вручены в торжественной обстановке аттестаты о неполном среднем и среднем образовании. А с 2010 года у заключенных появилась возможность получить высшее образование по обширному перечню специальностей, в филиале Современной гуманитарной Академии, действующей на территории исправительного учреждения. Также в исправительной колонии № 2 проводятся консультации по вопросам трудоустройства осужденных, подлежащих освобождению. В УФСИН России по Ямало-Ненецкому автономному округу в ИК-3 [8]семнадцать выпускников получили свидетельства о квалификации по специальности «Машинист (кочегар) котельной», а в ИК-8 [9]по специальности «электросварщик ручной варки» свидетельства получили двадцать выпускников. Резюмируя вышесказанное, хочется отметить, что профессиональное обучение является важным средством исправления осужденных, а ее реализация помогает им вернуться к нормальной повседневной жизни, стать полезным для социума, прожить достойную жизнь достойного человека.
|
|||
|