Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Статья 1304. Объекты смежных прав



 

 

Статья 1304. Объекты смежных прав

1. Объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

2. Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

3. Предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляется в отношении исполнений, фонограмм, сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения вследствие истечения установленного в такой стране срока действия исключительного права на эти объекты и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения предусмотренного настоящим Кодексом срока действия исключительного права.

 

1. Комментируемая статья закрепляет исчерпывающий перечень объектов смежных прав. Эти объекты тесно взаимосвязаны с теми или иными объектами авторских прав и существуют лишь постольку, поскольку существуют первые. Исполнение возможно только в отношении какого-либо произведения, фонограмма – это лишь материальный носитель соответствующего объекта и т.д.

2. Исполнения охраняются, поскольку, с одной стороны, они не могут быть признаны произведениями, а с другой стороны, творческий вклад исполнителя тоже очень важен[1]. Многие произведения без умелого их исполнения никогда не были бы оценены публикой. Соответственно, умелое исполнение имеет большую ценность само по себе и придает большую ценность и самому произведению. Исполнения являются объектами, на которые признаются личные неимущественные права за Исполнителем – физическим лицом, создавшим соответствующее исполнение. Исполнение, также как и произведение, охраняется только при условии существования в объективной форме, но не в любой форме, позволяющей воспринимать такое исполнение, а только в форме, допускающей воспроизведение и исполнение с помощью технических средств.

       3. Фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю охраняются отдельно по иным причинам – из-за экономических затрат, на создание соответствующего объекта. Законодатель счел справедливым наделить производителя фонограммы (причем именно в экономическом, а не в физическом смысле) отдельным, хоть и смежным с авторски правом. Конкретный звукооператор, создавший физически фонограмму, правами на нее не обладает. Соответственно, на указанные объекты признается только исключительное право.

       4. К последней группе объектов смежных прав относятся произведения. Здесь законодатель помимо авторского права признает на произведения смежное право в отношении отдельного аспекта использования такого произведения. Авторское право на базу данных охватывает право на подборку и расположение материала, но не создает права на контент, его содержимое. Соответственно извлечение и использование материалов из контрафактной базы данных не нарушает собственно авторского права на эту базу данных, если не воспроизводится сама база данных. Конечно, такое извлечение может рассматриваться как нарушение авторских прав на элементы базы данных. Но, во-первых, это ничего не дает создателю базы данных, если он не приобрел исключительное право или хотя бы исключительную лицензию на соответствующий объект, а, во-вторых, многие базы данных вообще не содержат объектов авторских прав в качестве составных элементов. Поэтому, для того, чтобы защитить правообладателей, и потребовалось создание такой конструкции. Кстати, данные нормы используются на практике и для защиты от воспроизведения контента интернет-сайтов.

Наконец, вообще все произведения науки, литературы и искусства, перешедшие в режим общественного достояния, провозглашаются объектом права публикатора.

5. Идеальная природа объектов авторских и смежных прав приводит к интересному эффекту. Использование одного материального носителя может быть одновременным использованием различных объектов авторских и смежных прав. Соответственно, если такое использование неправомерно, то один факт использования (например, воспроизведение аудиозаписи) может нарушать сразу несколько исключительных прав (авторское право на соответствующее музыкальное произведение, смежное право на фонограмму, смежное право на исполнение). То есть как в одном материальном носителе могут воплощаться различные объекты интеллектуальных права, так и в одном действии может содержаться целый ряд нарушений, каждое из которых дает правообладателям право на применение соответствующих мер ответственности.

6. Комментируемая статья закрепляет охрану объектов смежных прав по созидательской системе[2]. То есть объект смежных прав, как и объекты авторских прав, охраняются с момента создания в объективной форме, требуемой законом. Дополнительных условий требует только охрана прав публикатора, однако и эти условия не связаны с регистрацией соответствующего объекта.

7. Для охраны смежных прав иностранцев требуется три условия: наличие международного договора[3], неистечение срока охраны в стране происхождения, неистечение срока охраны в России.


[1] В литературе высказывалась даже точка зрения, что «… в результате творческой деятельности исполнителей создается новый объект авторского права – произведение исполнительского искусства». См.: Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. – М.: Теис, 1996. – С. 314. В указанной работе А.П. Сергеев отсылает по указанной точке зрения к трудам В.Я. Ионас.

[2] См. о созидательской и регистрационной системе: Дозорцев В.А. Комментарий к схеме «Система исключительных прав» // Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. Сборник статей. М.: Статут, 2005. – С. 43.

[3] Обзор международных актов в области охраны смежных прав см.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части четвертой / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2011. – С. 241, 244-245 (автор комментариев – О.А. Рузакова).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.