|
|||
Государственное казенное учреждениеГосударственное казенное учреждение Детский дом-интернат « Южное Бутово»
СТАТЬЯ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ КОРРЕКЦИОННЫХ ИНТЕРНАТОВ
«ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В УСЛОВИЯХ ДДИ» подготовила воспитатель Артемьева Александра Борисовна Москва 2012 г. «Трудно переоценить значение общения для формирования личности человека, особенно в его детском возрасте » Кащенко С. Г. В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детям с выраженными формами интеллектуальной недостаточности – детям с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В ходе обучения данной категории учащихся решаются следующие задачи: поиск путей их возможной социализации через привитие норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня их коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе, знакомство с различными социальными ролями. В то же время, это не набор коммуникативных умений и навыков, а целостная система, совокупностью 4 групп характеристик. В структуре выделяются следующие компоненты: когнитивный, личностный, эмоциональный и поведенческий. Раскроем смысл каждого компонента, его значение в коммуникативной компетенции и желаемый уровень для нашего воспитанника. Когнитивный компонент образует знания о ценностно – смысловой стороне общения, о личностных качествах, способствующих и препятствующих общению, об эмоциях и чувствах, всегда сопровождающих его. Каково значение этих знаний? Человек обучается общению, наблюдая поведение окружающих людей, подражая их примеру, что происходит недостаточно осознанно. Поэтому помним всегда «слово лишь карлик, а пример – великан». Для возрастного уровня моих воспитанников актуальны и доступны знания о самом себе и других людях в ограниченной степени, те, которые проявляются в общении. Личностный компонент образует особенности личности, вступающей в общение, которые естественным образом влияют на содержание, процесс и сущность коммуникации. Застенчивость, отчуждённость и эгоистичность, заносчивость и тревожность, агрессивность и конфликтность негативным образом сказываются на общении. Несомненно, коммуникативная компетентность воспитанника должна базироваться на уверенности в себе, оптимизме, доброжелательности и уважении к людям, справедливости, честности и эмоциональной стабильности. Эмоциональный компонент связан, прежде всего, с созданием и поддержанием позитивного эмоционального контакта с собеседником, саморегуляцией, умением не только реагировать на изменение состояния партнёра, но и предвосхищать его. Обозначенные составляющие эмоционального компонента в доступной форме могут вырабатываться не у всех умственно отсталых детей. И является задачей воспитателя - контролировать эмоциональный баланс. Это очень важно, ведь именно эмоциональный фон создаёт ощущение психологически благоприятного или неблагоприятного, комфортного или дискомфортного общения. Поведенческий компонент образуют коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, Коммуникативные умения как элементы создают коммуникативное поведение. Их особенности, степень сформированности могут быть изучены и измерены, а также стать конкретной задачей развития или коррекции у ребёнка. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания, умения и опыт. Есть смысл говорить о компетенциях только тогда, когда они проявляются в какой – нибудь ситуации: не проявленная компетенция, остающаяся потенциальной, не является компетенцией, а самое большее остаётся в качестве скрытой возможности. Именно на это умение мобилизовать свои знания в нужный момент и направлена деятельность педагога. Работа по формированию коммуникативных умений должна быть регулярной и органично включающейся во все виды деятельности. - В повседневной жизни (привлечение внимания детей друг к другу, оказание помощи друг другу, участие в коллективных делах, совместное выражение радости от результата и др.) Здесь хочу рассказать о такой форме работы с детьми, как групповое собрание. Оно может выглядеть как пятиминутка, в начале дня, на которой обсуждаем вместе с детьми, что сегодня будем делать, кто, за что будет отвечать, у кого какие к кому замечания. Экстренные собрания проводим, когда что-то случается в группе, (например что-то пропадает, и не можем найти), чьё-то некорректное поведение в общественном месте и т.д. Т.е обсуждается жизнь группы. Детям не сразу стали нравиться такие собрания, а постепенно они стали в них нуждаться. На них они могут получить ответы на свои, беспокоящие их в данный момент, вопросы. Внести ясность в конкретные действия, узнать какие-то новости интерната. Эти беседы дают возможность понять те или иные действия воспитателя или воспитанника, понять распоряжения, которые сразу могут восприниматься агрессивно, а после разъяснения и обсуждения, с радостью, или просто с пониманием. Дети учатся слушать, обсуждать, понимать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. - В специальных играх и упражнениях, направленных на представление о себе, окружающих взрослых и сверстниках, о системе социальных отношений, на овладении средствами взаимодействия. В проведении таких игр и упражнений могут принимать участие различные специалисты (например, учитель-дефектолог, педагог психолог и учитель логопед). Игры можно проводить как самостоятельное занятие, также включать в структуру других занятий; - В процессе обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм (режиссерским играм и играм драматизациям), где вычленение, осознание и воссоздание социальных отношений является целью и средством деятельности; Воспитанники примеряют на себя роли тех или иных героев, вступают в диалоги, учатся общению, ну а затем переносят свои опыт в социум или не переносят, если это отрицательная роль, делая для себя выводы, или учитывая общественное мнение. - В ходе рисования, лепки, конструирования, хозяйственно-бытового труда при усилении социальной направленности их содержания и значимости результата; - В повседневной работе по развитию речи: обучение словесному отчету о выполненных действиях, составлению рассказов из личного опыта пр. Отдельно хочется сказать о роли присутствия юмора. Коммуникативная роль смеха проявляется в общении с другими детьми - в условиях своих ограниченных вербальных возможностей ребенок координирует свои действия с другими при помощи улыбки, смеха. Являясь частью общения, смех, удовлетворяет ряд определенных социальных потребностей. Опыт показывает, что юмор помогает найти подход к ребёнку даже в самой сложной ситуации, а зачастую избежать очередного психоза у ребенка, делает атмосферу в группе лёгкой и приятной для воспитанников и всех кто находится рядом. Там, где есть юмор, не может быть зла. «Ребенок не может жить без смеха. Если вы не научили его смеяться, радостно удивляясь, сочувствуя, желая добра, если вы не сумели вызвать у него мудрую и добрую улыбку, он будет смеяться злобно, смех его будет насмешкой. » сказал В.А. Сухомлинский. И ещё: «Вступающему в общение следует поступать в отношении других так, как бы он хотел, чтобы те относились в процессе его к нему». Беря за основу эти слова Кащенко, мы часто повторяем с детьми «Золотое правило» - Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Дети очень хорошо его понимают и оно работает. На этом должно быть основано общение всех людей, независимо от их возраста, статуса и диагноза. Литература:
1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика, 1999. 2. Кащенко С.Г. «Искусство общения» Симферополь 2008 г. 3. Гонеев А.Д., Лифинцева А.И., Ялпаева Н.В.«Основы коррекционной педагогики» Академия 1999 г. 4. Кащенко В.П. «Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков» Академия 2000г. 5. Л.Б. Баряева, О.П. Гаврилушкина, А.Зарин, Н.Д.Соколова «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» КАРО Санкт-Петербург 2009г. 6. Ю.Г. Зарубина, И.С. Константинова, Т.А. Бондарь, М.Г. Попова «Адаптация ребёнка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ» Москва «Теревинф» 2009г.
|
|||
|