Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОРКЕСТР ЩИПКОВЫХ



 

А.В. ЖУРАВСКИЙ

ОРКЕСТР ЩИПКОВЫХ

ТРАДИЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Неоспорим большой и все возрастающий в Санкт–Петербурге, как и повсеместно, интерес к гитаре. Этот инструмент прочно укоренился в системе дополнительного образования детей, создана и постоянно пополняется методическая база. Проходят конкурсы и фестивали классической гитары разных уровней. Функционируют курсы повышения квалификации и Международная академия гитары. Гитарные классы имеются в средних и высших профессиональных учебных заведениях. В последние годы выросли исполнители высокого уровня, завоевавшие призы самых статусных международных конкурсов. Современный гитарист – музыкант широко образованный, имеющий навыки исполнения самой разной музыки не только сольно, но и в составе камерного ансамбля. В последнем случае может возникнуть проблема динамического и тембрального баланса. В программах большинства музыкальных образовательных учреждений есть дисциплины «Ансамбль» и «Оркестр». И если в ансамбле гитара хорошо сочетается с флейтой, домрой или скрипкой, то в оркестре народных инструментов, включающем баяны, домры, балалайки – звук гитары теряется в общей массе. В некоторых образовательных учреждениях развивают оркестры гитар, состоящие исключительно из однородных инструментов. Такая форма совместного творчества имеет хорошие перспективы развития, особенно при условии включения в состав видовых инструментов – терц-гитар, квинт-гитар и других.

Гитаристы могли бы найти свое место и в оркестре, состоящем из мандолин и гитар (оркестр щипковых). Этот жанр коллективного музицирования в нашей стране ещё довольно слабо развит. Однако в этом случае новое – всего лишь забытое старое.

Михаэль Преториус [1] описывает в своем трактате «Синтагма музикум» («Устройство музыки»), написанном в 1619 году лютневый хор, состоящий из щипковых инструментов и клавесина. Он называет звучание такого ансамбля «все сминающим» своей мощью за счет резонанса огромного количества струн [2]. Коллектив Преториуса можно считать прототипом и родоначальником ансамблей и оркестров, состоящих из струнных щипковых инструментов, которыми в XVII веке были лютни и их разновидности от басовой до сопрановой. Последняя часто отличалась плекторной техникой игры, что позволяет считать её одним из предков современной мандолины.

Биография этого инструмента весьма почтенна и наполнена разнообразными событиями.

Интерес к мандолине у композиторов и исполнителей не был постоянным, и конструкция инструмента, его внешний вид и способы игры часто приобретали разные формы в различные культурные эпохи. Название мандолина, теперь повсеместно распространенное, также претерпевало трансформации. Австрийский исследователь Карл Гайрингер [3] возводит первых предков этого инструмента к XIII веку – это гитара мориска, в XV веке – квинтерн, в XVI – гитерн и далее в широком обиходе у европейской знати появляется лютня, ведущая в свою очередь родство от арабского аль-уд. К XVII веку формируется разновидность лютни сопранового регистра для игры плектром. Она получает название мандора (созвучно древнейшим: пандури, пандора, бандура) [4].От мандоры происходят мандола и мандолина – ее уменьшенный вариант. Название мандолины также связывают с миндалем, так как корпус инструмента напоминает миндальный орешек. Плектр (медиатор) для игры на мандолине изготавливался чаще всего в виде пластинки из рябинового дерева, либо из пера крупной птицы, особым образом срезанного под углом.

Интерес к мандолине в Европе, прежде всего в Италии, возрастает в эпоху барокко, когда складываются несколько типов, отличающихся по форме, строю и количеству струн. Это миланская, падуанская, генуэзская и другие мандолины. Из вышеперечисленных, наибольшее распространение получает неаполитанская. В XVIII веке искусство игры на мандолине переживает свой расцвет. Достаточно сказать, что для нее пишут такие мастера, как А. Вивальди, Дж. Перголези, используют в своих оркестрах Дж. Паизиелло, Г. Гендель, В. Моцарт. В числе авторов многочисленных художественно полноценных сочинений для мандолины следует также упомянуть П. Дени [5] и Г. Леоне[6]. После продолжительного спада интереса к мандолине, продиктованного сменой музыкальных эпох, складывается новая, романтическая школа игры на этом инструменте и его новый расцвет. Он связан прежде всего с творчеством Карло Муньера[7] и Рафаэле Калаче[8]. Последнего можно считать также основателем жанра «романтического» мандолинного квартета с участием двух мандолин, мандолы и гитары.

Демократические тенденции развития общества в первой четверти ХХ века приводят к появлению многочисленных любительских оркестров в разных европейских странах. Оркестры складываются по образцу квартета, хотя и без строгого соблюдения баланса групп. В некоторых городских общинах число участников таких «оркестров рабочих» достигает нескольких сот человек. Репертуар составляют переложения симфонической и популярной музыки, номера из опер и оперетт. На время развитие этого жанра народного музицирования было прервано экономическим кризисом и Второй мировой войной. В пятидесятые годы немецкий композитор Конрад Вельки [9] предпринял усилия по упорядочению оркестра щипковых и созданию оригинального репертуара для него.

Итак, щипковый оркестр, или оркестр мандолин и гитар включает в свой состав: Мандолины (обычно делятся на две партии), мандолы (октавные), гитары классические (две партии), бас (возможно – контрабас смычковый ввиду большей доступности). Такие оркестры получают широкое распространение в Германии, Испании, Голландии, Италии, Японии, странах Латинской Америки.

В России мандолина появилась во второй половине XVIII столетия и быстро завоевала популярность. В работе по истории музыки, опубликованной в 1770 году, ее автор, профессор Академии наук в Петербурге Яков Штелин [10] пишет: «В заключение о музыкальных новостях и достопримечательностях при императрице Елизавете следует упомянуть, что итальянская гитара и ее землячка – мандолина благодаря разным итальянцам появились в Москве» [11]. Здесь стоит отметить, что автор упоминает мандолину в паре с гитарой. Искусством игры на мандолине овладевают многие музыканты-любители. Она звучит и в аристократических салонах и в домах простых горожан. Постепенное распространение получают неаполитанские (состоящие из мандолин и гитар) ансамбли и оркестры. Образуются общества мандолинистов и гитаристов-любителей в Петербурге и Москве. В конце XIX столетия постоянно издается нотная литература для мандолины, предназначенная для широких слоев населения. Востребованность мандолины определяет высокий спрос на инструменты. Так, в 1914 году в России реализуется 580000 щипковых инструментов, главным образом гитар и мандолин. После революции 1917 года в течение первых пятилеток была создана советская музыкальная промышленность. Тысячи дешевых мандолин выпускает Ленинградская фабрика струнных щипковых инструментов им. А.В. Луначарского. Производство мандолин на этой фабрике выросло с 59400 в 1932 году до 121395 в 1961 году [12].

Большой популярностью мандолина и неаполитанские оркестры в России, на Украине и в Белоруссии пользовались до начала 1960-х гг. Среди мандолинных коллективов советского времени – неаполитанский оркестр г. Калинина, организованный в 1930-е годы В.В. Целиковским, ансамбль С.Н. Лачинова (коллектив выступал с 1947 по 1967 год). В 1945 году в Москве был создан самодеятельный неаполитанский ансамбль «Домашнее музицирование». Его основатель – музыкант-любитель Н.Н. Сипкин. В 1957 году основан ансамбль Н.Д. Мисаилова. В 1949 году в Ленинграде неаполитанский оркестр организовал Александр Катышев, а его дочь Т.А. Сорокина и в настоящее время продолжает дело своего отца. Репертуар советских оркестров щипковых инструментов состоял преимущественно из обработок сочинений отечественных авторов XX века и переложений классической и народной музыки. Слова из популярной песни хорошо иллюстрируют место щипковых в общественной жизни того времени:

Скажем прямо: имели успех среди масс

Мандолина, гитара и бас!

Да, да, успех среди масс

Мандолина, гитара и бас! [13]

В последующие годы мандолина и гитара стали считаться «несвойственными русской культуре». Большое развитие в системе образования получили домра и балалайка, неаполитанские ансамбли и оркестры были вытеснены ансамблями и оркестрами русских народных инструментов.

Современная мандолина имеет строй скрипки и соответствует ей по диапазону. Ее звук деликатнее яркой, виртуозной, полетной домры, наличие парных струн, настраиваемых в унисон, сообщает мандолине особый тембровый колорит. Избирательное применение тремоло также позволяет аранжировщику достичь оптимального баланса оркестровых групп. Наиболее востребованная в оркестрах разновидность – мандола, звучит октавой ниже. Ей поручаются партии альтово-тенорового диапазона. Классические гитары исполняют аккордовую фактуру, мелодическую линию в низком регистре, или участвуют в организации полифонической музыкальной ткани. Гитары спокойно, без форсажа дополняют своим бархатным тембром серебристые перезвоны мандолин. Желательно также наличие баса. Это может быть контрабас, или акустическая бас-гитара с гладкими струнами. Такому коллективу доступны произведения самых разных стилей и эпох.

В 2004 году автором статьи была предпринята попытка использовать мандолину в качестве солирующего инструмента в ансамбле гитар на базе отделения дополнительного образования детей. Целью эксперимента был поиск нового, интересного звучания гитарного коллектива и оптимального по тембровому и динамическому балансу состава. Опыт оказался удачным, и в скором времени в ансамбле оформилась группа мандолин. Осознавая свою недостаточную компетентность в преподавании мандолины, автор отправился на учёбу в Международную летнюю школу мандолины и гитары в австрийском Либохе, где брал уроки у ведущих европейских исполнителей на мандолине. Общение с европейскими профессорами, с петербургскими, московскими, украинскими коллегами в корне изменили некоторые распространённые представления о современной мандолине, технике игры и тенденциях ее развития. И в то же время эта практика показала хорошие перспективы мандолинно-гитарного жанра. За десять лет существования ансамбля «Амиго» (Ансамбль Мандолин И Гитар) был выработан ценный опыт выполнения аранжировок и практики коллективного музицирования. В репертуар ансамбля вошли произведения Д. Дауленда, М. Преториуса, А. Вивальди, М. Глинки, П. Чайковского, В. Гаврилина, С. Фостера, Р. Роджерса, обработки народной музыки. «Амиго» стал постоянным участником различных творческих мероприятий, лауреатом Городских конкурсов. Обобщая сказанное, хочется надеяться, что успешная деятельность коллективов щипковых инструментов, а также растущий в Санкт-Петербурге интерес к мандолине, появление квалифицированных педагогов и новых методик преподавания инструмента – это начало очередного исторического витка развития жанра, имеющего глубокие (почти от основания Города) корни в нашей культурной почве.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Михаэль Претóриус (Praetorius; настоящая фамилия Шульц; 1571–1621) — немецкий теоретик музыки, композитор и органист. Автор крупнейшего в Германии XVII века музыкального трактата «Устройство музыки» («Syntagma musicum»).

2. Zupforchester (Оркестр щипковых) URLhttp://de.wikipedia.org/wiki/Zupforchester

3. Карл Гайрингер(Karl Geiringer 1899–1989) – австрийский музыковед, педагог и биограф композиторов И.С. Баха, Й. Гайдна, Й. Брамса. Гайрингер является автором работы «Музыкальные инструменты, их история в Западной культуре».

4. Geiringer Karl Instruments in the History of Western Music [Книга]. – Oxford : Oxford University Press, 1978.

5. Пьетро Дени (Pietro Denis 1720–1790) – итальянский мандолинист, композитор, автор «Методики для скрипачей, изучающих игру на мандолине» (1768).

6. Габриэле Леоне (Gabriele Leone 1725–1790) – итальянский мандолинист, композитор, автор «Школы игры на мандолине» (1768, переиздана в 1770, 1773 , в 1785 издана в Лондоне).

7. Карло Муньер (Carlo Munier 1859–1911) – итальянский мандолинист и гитарист, композитор. Его дед по материнской линии – лютьер Паскуале Виначчиа, из знаменитого рода мастеров, известного с сере-дины XVII века. Основатель квартета щипковых инструментов (две мандолины, мандола, льюто модерно (мандолончелло)).

8. Рафаэле Калаче (Raffaele Calace 1863–1934) – итальянский мандолинист, композитор, лютьер. Автор «Школы игры на мандолине» (1902), основоположник романтического мандолинного квартета, исполнитель, виртуоз на мандолончелло.

9. Конрад Вельки (Konrad Wölki 1904–1983) – немецкий композитор, мандолинист и ученый. Свой первый «Мандолинный оркестр Фиделио» организовал в 1922 году. Впоследствии своей деятельностью внес огромный вклад в признание среди музыковедов формы оркестра щипковых инструментов и установил основные стандарты оркестра.

10. Я́коб (Я́ков Я́ковлевич) Ште́лин (Jacob von Staehlin 1709–1785) — член российской Академии наук на раннем этапе ее существования; действительный статский советник (после 1768); гравер, медальер, «мастер фейерверков»; мемуарист, автор работы «Музыка и балет в России XVIII века».

11. Штелин Якоб. Музыка и балет в России XVIII века. СПб., 2002.

12. Лачинова Т.С. Многоликая мандолина // Музыкально–информационная газета «Играем сначала». М., 2012.

13. Музыка А. Гарриса, слова Ю. Цейтлина.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.