Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Статья в газете Правда Збигнева Виктора, профессора, лидера существовавшей в 1990—2002 гг. политической партии «Союз польских коммунистов «Пролетариат» о рабочем и профсоюзном движении в современной Польше.. Рабочее движение



 

Современная Польша: политический портрет

Статья в газете "Правда" Збигнева Виктора, профессора, лидера существовавшей в 1990—2002 гг. политической партии «Союз польских коммунистов «Пролетариат» о рабочем и профсоюзном движении в современной Польше.

 

 

Рабочее движение


РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ в современной Польше переживает глубокий кризис. Есть несколько причин его упадка. Буржуазные правительства, пришедшие к власти после контрреволюционного переворота 1989 года, независимо от их партийно-идеологических различий начали и продолжают процесс разрушения экономики страны, в частности промышленности.


Прежде всего были ликвидированы большие государственные предприятия, которые как якобы убыточные были проданы за символический злотый в частные руки, в основном зарубежному капиталу. Таким образом ослабили да практически и уничтожили естественную среду рабочего класса как единственного социального класса, который мог бы поставить под угрозу господство буржуазии.


Работников выбросили на улицу, были прерваны трудовые связи, шла деморализация этого слоя населения, значительная часть пролетариата превращалась в прекариат — слой социально неустроенных людей, или в люмпен-пролетариат. Западные корпорации не хотели иметь польского конкурента на новом рынке, напротив, они требовали новых больших рынков сбыта и дешёвой, покорной рабочей силы. Армия польских безработных стала одной из крупнейших в Европе.


В течение первых нескольких лет после 1989 года было ликвидировано почти 600 больших и современных предприятий, где трудились порядка миллиона рабочих и инженеров. Это касалось машиностроения, добычи полезных ископаемых, энергетики, металлургии, химической и лёгкой промышленности. В лучшем случае иностранные компании использовали существующий производственный и человеческий капитал, организовав, например, сборку автомобилей. Одновременно главные руководители были из числа менеджеров материнских компаний. Были также уничтожены государственные сельхозпредприятия, а значит, лишились своего рабочего места около полумиллиона сельскохозяйственных рабочих.


В последующие годы подверглись ликвидации многочисленные средние и даже малые предприятия. Подсчитано, что в ходе этого разорения и деиндустриализации польской экономики количество рабочих мест сократилось на 5 млн. Одновременно капиталисты Германии, США, Италии, Франции, Нидерландов и даже Южной Кореи и Японии сделали инвестиции для своего производства, но количество новых рабочих мест оказалось несоизмеримо меньшим по отношению к ликвидированным.


Определённая часть уволенных рабочих вернулась в деревню, другие эмигрировали, некоторые перешли на ранние «голодные» пенсии и инвалидность, более предприимчивые пополнили ряды мелкой буржуазии, основав небольшие ремесленные мастерские и службы быта. Рабочий класс потерял не только политическую субъектность как носитель власти, но и экономическую как главный производитель национального дохода. В результате деиндустриализации последовали процессы депролетаризации и люмпенпролетаризации польского мира труда.


В результате этих экономических перемен возникла многомиллионная безработица, которая в 1993 году охватила около 3 млн официально зарегистрированных «лишних людей» (не считая миллионной безработицы, скрытой в сельской местности), что влекло радикальное снижение уровня жизни населения.

2,5 млн молодых и хорошо образованных людей уехали в страны Запада.

Неизбежно рождалось чувство обиды, недовольства, несправедливости и желание бунтовать, были организованы забастовки, профсоюзы выводили людей на протестные акции к правительственным зданиям, осуществлялся их захват. Обострялись классовые и социально-экономические противоречия, резко возросла классовая борьба, но её эффективность была и является ограниченной из-за организационно-политического и идейного раскола профсоюзного движения и шире — рабочего. После самороспуска Польской объединённой рабочей партии (ПОРП) в феврале 1990 года было основано несколько социал-демократических партий, которые присоединились к хору буржуазных критиков народной республики и «тоталитарного коммунизма».


Были разорваны организационные связи между оставшимися ещё товарищами. Только в июле 1990-го возник Союз польских коммунистов «Пролетариат», который начал восстановление коммунистического движения. Партия насчитывала несколько тысяч членов и сторонников (уплачивающих взносы было несколько сотен) и в основном состояла из старых членов бывшей ПОРП, даже Польской рабочей партии и довоенной Коммунистической партии Польши, то есть из закалённых товарищей, которые не утратили идейно-политической закалки. Участие молодёжи в этой организации было невелико, и это также слабость нынешней Коммунистической партии Польши.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.