Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Венчальный платок»



 

 

 

Нижегородская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Школа № 13

 

Региональный этап Всероссийского конкурса

Творческих проектов учащихся, студентов и молодежи

«Моя семейная реликвия»

 

«Венчальный платок»

 

 

                                        

                    Автор:

                                                             Мочкаева Елизавета Юрьевна,

                            5 «В» класс

                                 Руководитель:

Агафонова Екатерина Тадеушевна,

                                     учитель истории

 

г. Саров, 2021 год

Венчальный платок.

Моя семья хранит венчальный платок моей прапрабабушки, которому почти сто лет. Я являюсь четвертым поколением, которое его хранит. Это скромный батистовый квадратик, на котором вышиты три буковки «С.М.И.»: инициалы фамилии, имени и отчества русской деревенской девушки Сорокиной Марии Ивановны. Вышивала она его своими руками перед замужеством. Он был предназначен для венчания в церкви.

    Родилась моя прапрабабушка 18 февраля 1906 года в селе Ивановское Ардатовского уезда в крестьянской семье Сорокиных Ивана Ивановича и Прасковьи Михайловны. Была она четвёртым ребёнком в семье. Нелегкой оказалась судьба этой девушки с простым именем Мария. В раннем возрасте она познала тяжелый крестьянский труд, голод, бедность. С одиннадцати лет, наравне со взрослыми жала пшеницу и рожь, вязала снопы, косила и сушила сено, молотила цепами зерно.  Тяжело было после Октябрьской революции, во времена коллективизации. Вступая в колхозы, приходилось отдавать государству землю, скотину, трудом и потом выращенное зерно.

    Время шло, Мария превратилась в высокую и статную русскую красавицу с длинными русыми косами. Долгими зимними вечерами девушки собирались на посиделки, где пряли, вязали, занимались рукоделием. Вся работа сопровождалась пением русских народных песен. У прапрабабушки был отменный голос, она даже, пела в церковном хоре.  Приданное для свадьбы готовили заранее, но друг другу подружки его не показывали. Свой свадебный платок прапрабабушка вышивала тоже за несколько лет до свадьбы под наставничеством послушниц Дивеевского женского монастыря.    

      Незаметно пришло время выдавать дочь замуж. Была Маша стройной и очень красивой девушкой. Не один парень сватался к ней, но своё сердце она отдала белокурому парню, Будкину Александру Ивановичу. В 1926 году сыграли они свадьбу и зажили своей семьей. Один за другим рождались дети. Забот было много, нужно было и в колхозе работать, и со своим хозяйством управляться, и заниматься воспитанием детей. Несмотря на все трудности, супруги были счастливы.

В конце тридцатых годов Александр Иванович построил для своей большой семьи дом. На тот момент у них уже было шестеро детей. Но счастье было недолгим, началась Великая Отечественная война. Прапрадеда отправили работать на Горьковский автомобильный завод, где изготавливали боеприпасы для фронта. По состоянию здоровья на фронт его не взяли, но хозяина в доме не было.

   Мария Ивановна осталась с шестью малолетними детьми на руках и была беременная седьмым. Как она выжила и сохранила детей только одному Богу известно. Многодетная мать работала в колхозе, но когда родила седьмого ребенка очень тяжело стало кормить семью. Тогда председатель колхоза дал задание печь хлеб на дому для колхозной столовой. Работа эта была нелегкой, но Мария Ивановна не отказалась, ей нужно было как-то выживать. А хлеб она пекла просто замечательный, никогда ни одного нарекания не было ни от колхозников ни от председателя. Свои секреты она потом передала дочерям и внучкам. Но главным секретом было трудолюбие и чистоплотность.

     Каждый день приходилось вставать в три часа ночи, чтобы успеть к обеду испечь и сдать хлеб в колхозную столовую. Вместе с хлебом в русской печи готовилась нехитрая еда для ребятишек. Это были пустые щи, да картошка. На подворье были корова, овцы и куры. Часть полученных продуктов сдавалось государству, остальные несла на рынок в соседнее село. На вырученные деньги нужно было купить соль, растительное масло, керосин, одежду и обувь для старших детей. Весь день проходил в работе, некогда было присесть.

     Вечером, когда засыпали дети, она садилась прясть, вязать носки и варежки, чинить поношенную одежду. Не было, даже, лишнего лоскутка, чтобы поставить заплатку. У младших детей не было зимней одежды и обуви, они сидели целыми зимними днями дома.

     Трудно было женщинам в годы Великой Отечественной войны. Большими помощниками были старшие дети, дочь Аня и сын Ваня, которым было двенадцать и десять лет. Они вместе с мамой обрабатывали сорок соток земли. Копали усад и огород лопатами, выращивали картошку, капусту, морковь, лук и огурцы. На зиму заготавливали в деревянные бочки капусту и огурцы, замачивали антоновку. В погребе всегда были запасы. Дети вместе с матерью ухаживали за скотиной дома и помогали отрабатывать трудодни в колхозе. Летом запасали корма для животных, возили из рощи дрова. Девятилетняя Нина помогала с детьми и по дому.

     Осенью 1945 года вернулся домой муж и отец. Как же были все рады! Дети выросли, отец не мог на них налюбоваться. Жизнь пошла по-новому. После войны в их семье родилось ещё трое детей. Старшие к тому времени уже заканчивали школу и поступали учиться дальше, нужно было получать профессии. Сыновей отец обучил плотницкому делу, девочки умели шить, печь хлеб. Вскоре стали детки разлетаться, как птенчики из гнезда. Обзаводились своими семьями, кто-то уезжал из села в город, а кто-то оставался в родном колхозе, пошли один за другим внуки. Теперь Мария Ивановна отдавала всю свою материнскую любовь им. Радовала пирожками, вязала варежки и носочки, присматривала.

     За рождение и воспитание детей Мария Ивановна была награждена в 1939 году орденом «Материнская слава» и в 1954 году орденом «Мать героиня». Было у нее десять детей и 35 внуков.

     Прожила прапрабабушка девяносто один год. И даже в преклонном возрасте оставалась всё такой же красивой и стройной, с теми же двумя косичками, которые ей заплетали правнучки. Ещё она любила шоколадные конфеты и пирожки с ягодами.

     И вот держу я тот самый платок в руках и удивляюсь рассказу моих бабушки и прабабушки. Как эта хрупкая женщина не сломилась, выстояла все лишения и невзгоды, горе, беды и страдания, уготовленные ей судьбой и, вопреки всему, прожила такую длинную жизнь? Где она черпала силы? Так может в этом венчальном платке и есть великая сила. Сила, данная Богом! И пусть он очень прост и пожелтел от времени, но он мне очень дорог, как память, как часть истории моей семьи – частичка меня!

     Каждый человек просто обязан знать истоки своего происхождения, хранить и продолжать семейные традиции. Моя прабабушка говорит, что по старинному поверью венчальный платок обладает особой силой, которая помогает в семейной жизни, является символом материнства, верности и преданности своему мужу. Наша прапрабабушка свято верила в это и, поэтому сберегла этот платок для своих дочерей. Последние годы своей жизни она жила у моей прабабушки, которая ухаживала за ней. Этот платок она передала ей. Далее платок перешёл по женской линии к нашей бабушке, а потом к маме. Я постараюсь сохранить его для своих детей и доказать, как важно знать историю своей семьи, хранить память о людях, которые подарили нам жизнь.

 

Список источников информации:

1. Свидетельство о рождении Сорокиной Марии Ивановны;

2. Свидетельство о заключении брака;

3. Грамота матери-героине;

4. Пенсионное удостоверение члена колхоза;

5. Орденская книжка.

 

 

Фото семейной реликвии

    

 

 

Фото документов из семейного архива

Фото автора работы

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.