Экспертное заключение
Выполнила: Симонова Александра
гр. ГИМ-152201
Экспертное заключение
город Екатеринбург «09» июня 2016 года
|
Автор:Маковский Владимир Егорович
(1846, Москва – 1920, Петроград)
- русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член Петербургской Академии Художеств (1893). Брат К.Е. Маковского.
С 1861 по 1866 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С. К. Зарянко и Е. С. Сорокина.
В 1872 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок.
С 1882 по 1894 преподавал в МУЖВЗ.
С 1894 по 1918 преподавал в Петербургской Академии художеств, куда был приглашен на должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище. В 1895 назначен ректором Академии.
Название: "Капельдинер"
Время исполнения:1909
Место исполнения:не установлено
Материалы: картон, масло
Размер:23х18 см
Владелец:Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Происхождение:
Выписка из книги поступлений
Маковский Владимир Егорович (1846–1920)
Капельдинер
Картон, масло
В правом верхнем углу подпись: В. Маковскiй, 1909
На обороте карандашом: Капельдинеръ Мариинского Театра Быстрицкий за утренним чаемъ. В. Маковский
Приобретено у частного лица в г. Москве по акту от 27 марта 1958
4000 руб.
Выписка из инвентарной книги
Маковский Владимир Георгиевич (1846–1920)
Капельдинер
Картон, масло
23х18
В правом верхнем углу подпись: В. Маковскiй, 1909 г
На обороте карандашом: Капельдинеръ Мариинского Театра Быстрицкий за утренним чаемъ. В. Маковский
Приобретено у частного лица в г. Москве по акту от 27 марта 1958 г. (поступило в 1958 г), Гордон Александр Владимирович, г. Москва, ул. Стакевича, д. 11, кВ. 3)
4000 руб.
Виды исследований: стилистическое, технологическое (МБС, анализ фактуры, макрофотосъемка, ИК и УФрефлектография, РФА и ИК-Фурьеспектрометрия), сравнительный анализ.
| К исследованию представлена картина мастера В.Е. Маковского, "Капельдинер"; картон, масло; 23х18 см.; Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ), город Екатеринбург. Данное произведение считается картиной «Капельдинер» кисти В.Е. Маковского.
В результате технико-технологического и атрибуционного исследования картины установлено, что основная фигура, а так же второй план картины выполнены художником не позднее 1915г.
На картине изображен мужчина преклонного возраста, состоящий, судя по названию картины, на должности капельдинера. (Капельдинер - (нем. Kapelldiener) (устар.) служащий театра или концертного зала, проверяющий у посетителей билеты, наблюдающий за порядком (ныне билетер). Судя по обстановке, представленной на картине, служащий театра либо уже выполнил свои прямые обязанности и запечатлен в момент перерыва, либо только готовится к ним преступить. Это поясной портрет, фигура портретируемого развернута влево. Основной акцент сделан на детальную прорисовку лица (что характерно для портретного жанра), в то время как предметы второго плана прорисованы не так четко ( чайный стол слева от фигуры).
Макросъемка позволяет более точно разглядеть подпись, удостоверяющая авторство В.Е.Маковского. В правом верхнем углу по краске процарапано острым тонким предметом: "Вл. Маковский
1909"
Сохранность удовлетворительная. Картина уже была в реставрации, следы от которой заметны в правом верхнем углу.
В правом верхнем углу, а так же в правом нижнем есть значительные утраты - осыпи красочного слоя до грунта, имеющего бежевый оттенок.
На картине имеется неглубокий кракелюр.
Спектрографический анализ картины показал, что в состав использованных при написании картины красочных пигментов входили такие элементы, как свинец (содержание на отдельных участках - до 92%), цинк (до 36%), в незначительном количестве присутствуют кадмий, сурьма, мышьяк, медь (до 2%). Присутствующие в красочном слое химические элементы и время создания произведения не противоречат друг другу. Эти данные позволяют делать вывод о том, что картина вполне могла быть написана в 1909 году.
В одной из проб было выявлено наличие титана (2,06%), что скорее всего указывает на реставрацию произведения при помощи материалов, содержащих этот химический элемент.
Все эти факты указывают на то, что данное произведение было действительно написано В.Е.Маковским в 1909 году.
Категория
| Описание
| Основа
| картон
На оборотной стороне имеются следующие надписи:
1. Белым карандашом в левом верхнем углу, перечеркнута крест накрест, возможно, шариковой синей ручкой:
"КП №5758"
2. В левом нижнем углу: "СКГ"
3. В правом нижнем углу: "Инв. № 977 -жр
кп 1321"
4. Авторская подпись, простой карандаш:
«Капельдинер Мариинского
Театра Быстрицкий.
за утренним чаем.
В. Маковскiй».
| Рисунок
| При съемке в ИК-спектре обнаружился рисунок автора, выполненный простым карандашом. Видна правка расположения руки, поиск формы.
| Грунт
| Светлый, но не белый, скорее бежевый. Грунт виден на подписи, так как красочный слой был процарапан тонким острым предметом.
| Красочный слой
| Основной акцент сделан на детальную прорисовку лица (что характерно для портретного жанра), в то время как предметы второго плана прорисованы не так четко ( чайный стол слева от фигуры). Характерны пастозные, широкие мазки.
Спектрографический анализ картины показал, что в состав использованных при написании картины красочных пигментов входили такие элементы, как свинец (содержание на отдельных участках - до 92%), цинк (до 36%), в незначительном количестве присутствуют кадмий, сурьма, мышьяк, медь (до 2%).
| Лак
| Прозрачный, тонкий
| Подпись
| Процарапана в правом верхнем углу картины острым тонким предметом
"Вл. Маковский
1909"
"Маковский" - подчеркнуто такой же тонкой линией, процарапано
| Сохранность
| удовлетворительная.
Картина уже была в реставрации, следы от которой заметны в правом верхнем углу.
В правом верхнем углу, а так же в правом нижнем есть значительные утраты - осыпи красочного слоя до грунта, имеющего бежевый оттенок.
На картине имеется неглубокий кракелюр.
|
Список работ использованной литературы и источников:
1. Друженкова Г. А. Владимир Маковский / Художник-оформитель А. Ф. Серебряков. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. 136 с.
2. Журавлёва Е. В. Владимир Маковский. М.: Искусство, 1971. 160 с.
3. От иконы до супрематизма. Русская живопись в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств : [альбом] / авт.-сост. О. А. Горнунг, Ю. В. Сирина, З. Ю. Таюрова. Екатеринбург : [Уральский рабочий], 2011. 158 с. : ил.
4. МАУК "Екатеринбургский музей изобразительных искусств". Научный паспорт. КП-1321, инв. № Ж-977.
5. Описание состояния сохранности живописной поверхности до реставрации. Электронный ресурс: http://art-con.ru/node/81
6. Результаты исследований картины Маковского В.Е. "Капельдинер" от 17.05.2016г (макрофотосъемка, ИК и УФ-рефлектография, Фурьеспектрометрия)
Аналоги:
Маковский В.Е.
Любитель живописи. Портрет коллекционера И.Е.Цветков.
1907 Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых
|
| Маковский В.Е.
В швейцарской.
Таганрогская картинная галерея
|
| Маковский В.Е.
Автопортрет
|
|
Выставки:информация не обнаружена
|