Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экспертное заключение



 

Выполнила: Симонова Александра

гр. ГИМ-152201

Экспертное заключение

 

город Екатеринбург                                              «09» июня 2016 года

      Автор:Маковский Владимир Егорович (1846, Москва – 1920, Петроград) - русский художник-передвижник, живописец и график, педагог, мастер жанровой сцены; академик (1873), действительный член Петербургской Академии Художеств (1893). Брат К.Е. Маковского. С 1861 по 1866 учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С. К. Зарянко и Е. С. Сорокина. В 1872 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С 1882 по 1894 преподавал в МУЖВЗ. С 1894 по 1918 преподавал в Петербургской Академии художеств, куда был приглашен на должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище. В 1895 назначен ректором Академии.   Название: "Капельдинер" Время исполнения:1909 Место исполнения:не установлено Материалы: картон, масло Размер:23х18 см Владелец:Екатеринбургский музей изобразительных искусств Происхождение: Выписка из книги поступлений Маковский Владимир Егорович (1846–1920) Капельдинер Картон, масло В правом верхнем углу подпись: В. Маковскiй, 1909 На обороте карандашом: Капельдинеръ Мариинского Театра Быстрицкий за утренним чаемъ. В. Маковский Приобретено у частного лица в г. Москве по акту от 27 марта 1958 4000 руб.   Выписка из инвентарной книги Маковский Владимир Георгиевич (1846–1920) Капельдинер Картон, масло 23х18 В правом верхнем углу подпись: В. Маковскiй, 1909 г На обороте карандашом: Капельдинеръ Мариинского Театра Быстрицкий за утренним чаемъ. В. Маковский Приобретено у частного лица в г. Москве по акту от 27 марта 1958 г. (поступило в 1958 г), Гордон Александр Владимирович, г. Москва, ул. Стакевича, д. 11, кВ. 3) 4000 руб.   Виды исследований: стилистическое, технологическое (МБС, анализ фактуры, макрофотосъемка, ИК и УФрефлектография, РФА и ИК-Фурьеспектрометрия), сравнительный анализ.

К исследованию представлена картина мастера В.Е. Маковского, "Капельдинер"; картон, масло; 23х18 см.; Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ), город Екатеринбург. Данное произведение считается картиной «Капельдинер» кисти В.Е. Маковского.

В результате технико-технологического и атрибуционного исследования картины установлено, что основная фигура, а так же второй план картины выполнены художником не позднее 1915г. 

На картине изображен мужчина преклонного возраста, состоящий, судя по названию картины, на должности капельдинера. (Капельдинер - (нем. Kapelldiener) (устар.) служащий театра или концертного зала, проверяющий у посетителей билеты, наблюдающий за порядком (ныне билетер). Судя по обстановке, представленной на картине, служащий театра либо уже выполнил свои прямые обязанности и запечатлен в момент перерыва, либо только готовится к ним преступить.  Это поясной портрет, фигура портретируемого развернута влево. Основной акцент сделан на детальную прорисовку лица (что характерно для портретного жанра), в то время как предметы второго плана прорисованы не так четко ( чайный стол слева от фигуры).

Макросъемка позволяет более точно разглядеть подпись, удостоверяющая авторство В.Е.Маковского. В правом верхнем углу по краске процарапано острым тонким предметом: "Вл. Маковский

                                       1909"

 

Сохранность удовлетворительная. Картина уже была в реставрации, следы от которой заметны в правом верхнем углу.

В правом верхнем углу, а так же в правом нижнем есть значительные утраты - осыпи красочного слоя до грунта, имеющего бежевый оттенок.

На картине имеется неглубокий кракелюр.

Спектрографический анализ картины показал, что в состав использованных при написании картины красочных пигментов входили такие элементы, как свинец (содержание на отдельных участках - до 92%), цинк (до 36%), в незначительном количестве присутствуют кадмий, сурьма, мышьяк, медь (до 2%). Присутствующие в красочном слое химические элементы и время создания произведения не противоречат друг другу. Эти данные позволяют делать вывод о том, что картина вполне могла быть написана в 1909 году.

В одной из проб было выявлено наличие титана (2,06%), что скорее всего указывает на реставрацию произведения при помощи материалов, содержащих этот химический элемент.

Все эти факты указывают на то, что данное произведение было действительно написано В.Е.Маковским в 1909 году.


 

 

Категория Описание
Основа картон     На оборотной стороне имеются следующие надписи:   1. Белым карандашом в левом верхнем углу, перечеркнута крест накрест, возможно, шариковой синей ручкой: "КП №5758"   2. В левом нижнем углу: "СКГ"     3. В правом нижнем углу: "Инв. № 977 -жр                                              кп 1321"   4. Авторская подпись, простой карандаш: «Капельдинер Мариинского Театра Быстрицкий. за утренним чаем. В. Маковскiй».
Рисунок При съемке в ИК-спектре обнаружился рисунок автора, выполненный простым карандашом. Видна правка расположения руки, поиск формы.
Грунт Светлый, но не белый, скорее бежевый. Грунт виден на подписи, так как красочный слой был процарапан тонким острым предметом.
Красочный слой Основной акцент сделан на детальную прорисовку лица (что характерно для портретного жанра), в то время как предметы второго плана прорисованы не так четко ( чайный стол слева от фигуры). Характерны пастозные, широкие мазки. Спектрографический анализ картины показал, что в состав использованных при написании картины красочных пигментов входили такие элементы, как свинец (содержание на отдельных участках - до 92%), цинк (до 36%), в незначительном количестве присутствуют кадмий, сурьма, мышьяк, медь (до 2%).
Лак Прозрачный, тонкий
Подпись Процарапана в правом верхнем углу картины острым тонким предметом "Вл. Маковский 1909" "Маковский" - подчеркнуто такой же тонкой линией, процарапано
Сохранность удовлетворительная. Картина уже была в реставрации, следы от которой заметны в правом верхнем углу. В правом верхнем углу, а так же в правом нижнем есть значительные утраты - осыпи красочного слоя до грунта, имеющего бежевый оттенок. На картине имеется неглубокий кракелюр.

 

 

Список работ использованной литературы и источников:

1. Друженкова Г. А. Владимир Маковский / Художник-оформитель А. Ф. Серебряков. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1962. 136 с.

2. Журавлёва Е. В. Владимир Маковский. М.: Искусство, 1971. 160 с.

3. От иконы до супрематизма. Русская живопись в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств : [альбом] / авт.-сост. О. А. Горнунг, Ю. В. Сирина, З. Ю. Таюрова.  Екатеринбург : [Уральский рабочий], 2011.  158 с. : ил.

4. МАУК "Екатеринбургский музей изобразительных искусств". Научный паспорт. КП-1321, инв. № Ж-977.

5. Описание состояния сохранности живописной поверхности до реставрации. Электронный ресурс: http://art-con.ru/node/81

6. Результаты исследований картины Маковского В.Е. "Капельдинер" от 17.05.2016г (макрофотосъемка, ИК и УФ-рефлектография, Фурьеспектрометрия)

 

Аналоги:

Маковский В.Е. Любитель живописи. Портрет коллекционера И.Е.Цветков. 1907 Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых
Маковский В.Е. В швейцарской. Таганрогская картинная галерея  
Маковский В.Е. Автопортрет

 

Выставки:информация не обнаружена

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.