Экспертное заключение
Выполнила: Симонова Александра
гр. ГИМ-152201
Экспертное заключение
город Екатеринбург «09» июня 2016 года
|
Автор: Кустодиев Борис Михайлович (1878, Астрахань - 1927, Ленинград) - родился в семье преподавателя Астраханской духовной семинарии. Художественное обучение начал в Астрахани (1887-1896). Учился в Высшем художественном училище в ИАХ (1896-1903), с 1898 года - в мастерской И.Е. Репина. Много путешествовал по России, неоднократно бывал в странах Европы.
Академик ИАХ (с 1909). Член "Союза русских художников" (1907-1910), объединения "Мир искусства" (с 1910), Ассоциации художников революционной России (с 1923). В 1915 году тяжело заболел, впоследствии оказался прикован к инвалидному креслу, но продолжал упорно работать.
Название: "Женский портрет"
Время исполнения: 1904 г.
Место исполнения:не удалось установить
Материалы: холст, масло
Размер: 85х72 см.
Владелец:Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Происхождение:
Выписка из книги поступлений
Кустодиев Б.М.
Женский портрет
Холст, масло
Справа внизу подпись: Кустодiевъ
1904
Поступление:
Приобретена в 1944 году в Свердловске у Л.А. Клопатовой
Ж-617
Виды исследований: стилистическое, технологическое (анализ фактуры, макрофотосъемка, ИК и УФрефлектография, Фурьеспектрометрия), сравнительный анализ.
| К исследованию представлена картина Кустодиева Бориса Михайловича "Женский портрет"; холст, масло; 85х72 см.; Екатеринбургский музей изобразительных искусств (ЕМИИ), город Екатеринбург.
Данное произведение считается картиной "Женский портрет" кисти Б.М. Кустодиева.
На потрете - девушка в фиолетовом платье, черном платке-паутинке, покрывающем голову и ниспадающим на плечи. Поверх платка - головной убор. Черты лица, детали одежды прописаны четко, что нельзя сказать о пейзаже, на фоне которого изображена фигура. Деревья, трава и небо изображены достаточно схематично.
При осмотре фрагментов картины на фотоснимках, выполненных в режиме макрофотосъемки, в местах повреждений (например, в правом нижнем углу, в районе подписи) видно, что грунт имеет светло серую тональность.
Платье, головной убор, лицо написаны плотными длинными мазками, однако газон на заднем плане написан легкими полупрозрачными мазками, так, что через них в некоторых местах просвечивают участки серого грунта. То же самое можно сказать и о черном платке-паутинке. Создается впечатление, что он был дописан позже, когда все произведение уже было закончено. Такой же черной краской и воздушными мазками сделана надпись, располагающаяся в правом нижнем углу: "Б Кустодiевъ 1904".
Сохранность произведения хорошая, несмотря на неглубокий кракелюр, идущий четкими разнонаправленными полосками, которые можно зафиксировать, в основном, только на лице.
Картина реставрировалась. В результате исследования данного живописного произведения при помощи УФ-рефлектографии, можно отметить значительные утраты, восполненные при реставрации. Особенно крупные из них - в правом нижнем углу в районе надписи, а так же в левом верхнем углу. Создается впечатление, что в левом верхнем углу изначально существовала надпись, которая впоследствии была записана и прочесть ее сейчас не представляется возможности.
Мелкие точечные следы реставрации имеются по всей площади картины, в частности на переносице, на лбу, под левой бровью, в районе головного убора.
Спектрографический анализ картины показал, что в состав использованных при написании картины неорганических красочных пигментов естественного и искусственного происхождения входили такие элементы, как свинец (содержание на отдельных участках - до 82%), цинк (до 96%), титан (до 6%), железо (до 4%), хром (до 2%).
Обобщая вышесказанное, сделать вывод об однозначной принадлежности данного живописного произведения кисти Б.М. Кустодиева нельзя. Во-первых, подозрения вызывает, возможно, присутствующая когда-то надпись в левом верхнем углу. Кроме того, под сомнением оказывается и дата написания картины - 1904 год. Такая неуверенность объясняется данными, полученными в результате спектрографического анализа некоторых участков красочного слоя. В некоторых из них в составе красок помимо прочих химических элементов обнаружен, как уже упоминалось выше, титан (до 6,4% от общего количества веществ), что наводит на мысль, что картина была написана позже, чем в начале XX века.
Категория
| Описание
| Основа
| Подрамник, холст
| Подрамник
| Деревянный подрамник, имеет две планки, перекрещенные посередине под прямым углом. Имеются колки.
Крепится к основной раме при помощи металлических пластин, зафиксированных гвоздями.
На подрамнике имеются надписи и этикетки.
1. Бумажная этикетка с надписью:
"24/25 Кустодиев Б.М. Женский портрет.1904г.
Инв.№ 617 (далее надпись затерта, разглядеть невозможно)"
2. Бумажная этикетка с надписью: "59"
3. Надпись непосредственно на раме и подрамнике, выполненные красной и желтой красками (в каждой строке слева направо: надпись на подрамнике, аналогичная надпись на раме)
. на раме аналогичная надпись . . отсутствует
| Холст
| Сшивной, состоит из двух частей, соединенных по вертикали. Шов виден на оборотной стороне картины.
Холст среднеплотный, переплетение полотняное.
| Рисунок
| При съемке в ИК-спектре рисунок зафиксировать практически не удается, однако обнаруживается правка расположения носа и верхней губы на лице, а так же овала самого лица.
Детали дальнего плана (пейзаж) в целом прописаны менее подробно, чем женская фигура на переднем плане.
| Грунт
| На участках картины, где красочный слой более тонкий (например, в правой нижней части, где изображен зеленый газон), можно увидеть просвечивающий через него сероватый грунт.
| Красочный слой
| Платье, головной убор написаны плотными длинными мазками, лицо- уже более жидкой краской, по этому характер мазка уяснить трудно. Газон на заднем плане написан легкими полупрозрачными мазками, так, что через них в некоторых местах просвечивают участки серого грунта. То же самое можно сказать и о черном платке-паутинке. Создается впечатление, что он был дописан позже, когда все произведение уже было закончено. Такой же черной краской и воздушными мазками сделана надпись, располагающаяся в правом нижнем углу: "Б Кустодiевъ 1904".
На картине естьнеглубокий кракелюр, идущий четкими разнонаправленными полосками, которые можно зафиксировать, в основном, только на лице.
В результате исследования данного живописного произведения при помощи УФ-рефлектографии, можно отметить значительные утраты, восполненные при реставрации. Особенно крупные из них - в правом нижнем углу в районе надписи, а так же в левом верхнем углу.
Мелкие точечные следы реставрации имеются по всей площади картины, в частности на переносице, на лбу, под левой бровью, в районе головного убора.
Спектрографический анализ картины показал, что в состав использованных при написании картины красочных пигментов в основном входили такие элементы, как свинец (содержание на отдельных участках - до 82%), цинк (до 96%), титан (до 6%), железо (до 4%), хром (до 2%), в небольшом количестве выявлено содержание олова, никеля, марганца, кадмия, меди (до 1%).
| Лак
| Тонкий с сильным блеском.
При УФ-исследовании картины просматривается слой реставрационного лака в местах утрат
| Подпись
| Выполнена черной краской в левом нижнем углу:
"Б. Кустодiевъ 1904"
| Сохранность
| Хорошая, несмотря на неглубокий кракелюр, идущий четкими разнонаправленными полосками, которые можно зафиксировать, в основном, только на лице.
Картина реставрировалась. В результате исследования данного живописного произведения при помощи УФ-рефлектографии, можно отметить значительные утраты, восполненные при реставрации. Особенно крупные из них - в правом нижнем углу в районе надписи, а так же в левом верхнем углу. Создается впечатление, что в левом верхнем углу изначально существовала надпись, которая впоследствии была записана и прочесть ее сейчас не представляется возможности.
Мелкие точечные следы реставрации имеются по всей площади картины, в частности на переносице, на лбу, под левой бровью, в районе головного убора.
|
Список работ использованной литературы и источников:
1. От иконы до супрематизма. Русская живопись в собрании Екатеринбургского музея изобразительных искусств : [альбом] / авт.-сост. О. А. Горнунг, Ю. В. Сирина, З. Ю. Таюрова. — Екатеринбург : [Уральский рабочий], 2011. — 158 с. : ил.
2. МАУК "Екатеринбургский музей изобразительных искусств". Научный паспорт. КП-4707, инв. № Ж-617.
3. Описание состояния сохранности живописной поверхности до реставрации. Электронный ресурс: http://art-con.ru/node/81
4. Результаты исследований картины Кустодиева Б.М. "Женский портрет" от 19.04.2015г (макрофотосъемка, ИК и УФ-рефлектография, Фурьеспектрометрия)
Аналоги:
Автор: Кустодиев Б.М.
Название: Портрет пианистки Рахили Иосифовны Слонимской.
Год создания: 1922
Материал: Холст, масло. 72 x 86 см
Собрание: Нижегородский государственный художественный музей
|
| Автор: Кустодиев Б.М.
· Название: Александр I
· Год создания: 1906
· Материал: Холст, масло.
· Размер: 340 x 172
· Собрание: Государственный Русский музей
|
| Автор: Кустодиев Б.М.
· Название: Автопортрет у окна
· Год создания: 1899
· Материал: Холст, масло.
· Размер: 55 x 37
· Собрание: Пермская государственная художественная галерея
|
|
Выставки:
1. 2001г - "Русское искусство - 300 лет. Живопись и графика из фондов ЕМИИ" (Хуанский музей)
2. 2002г - "Русское искусство - 300 лет. Живопись и графика из фондов ЕМИИ" (Гандунский музей изящных искусств)
3. 05.06 - 08.09.2013г - "Борис Кустодиев. Грани творчества: графика, живопись, фотография. К 135-летию художника"
4. 20.07 - 25.09.2015г - Межмузейный выставочный проект, посвященный 95-летию БГХМ им. М.В. Нетерова (Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова)
|