![]()
|
||||||||||||||||||||||||||||
План занятияПлан занятия
Методика выполнения упражнения.
1. Перед началом проектирования необходимо изучить исходные данные, рекомендуемую литературу, лекционный материал по соответствующим темам, методические рекомендации. В период изучения задания на проектирование разрешается вносить отдельные предложения по его детализации и уточнению ее с руководителем занятия. На последующих этапах задание никаким изменениям не подлежит. 2. При проектировании военных городков необходимо предусматривать наиболее благоприятные условия для размещения войск, их боевой подготовки, а также для труда, быта и отдыха населения. При этом должны быть обеспечены следующие требования: · зонирование территории по видам ее использования с выделением следующих зон: - казарменной; - парка техники и вооружения; - жилая зона; - хозяйственная; - складская; · использование существующих зданий и сооружений (штаб, казармы, столовая, клуб, плац, стадион, и т.д.); · обеспечение противопожарных норм и необходимой экономичности по использованию территории; 3. Составление плана противопожарной защиты; 1. Проектирование генплана военного городка производится в два этапа: - эскизное решение (черновик); - чистовое выполнение на листе формата А-1; 5. Составить экспликацию зданий и сооружений, ситуационный план, условные обозначения. 6. Выполнить рамку, надписи, штамп. Зонирование территории. С созданием наиболее благоприятных условий жизни и повседневной деятельности личного состава при минимальных затратах на капитальное строительство все здания, сооружения и площадки на территории военного городка группируются по функциональному назначению. Объединение зданий в группу по их назначению принято называть функциональным зонированием, а эти группы – функциональными зонами. Военный городок состоит как правило из следующих зон: 1. Казарменная – для расквартирования солдат и сержантов срочной службы, а также для боевой и политической подготовки. 2. Парка техники и вооружения – для хранения, технического обслуживания, регламентных работ и текущего ремонта техники. 3. Жилой – для размещения с семьями офицеров, прапорщиков, рабочих и служащих СА и обслуживающей группы. 4. Хозяйственной – для размещения учреждений коммунального хозяйства. 5. Складской – для размещения складов различного имущества для населения казарменной и жилой зон. КАЗАРМЕННАЯ ЗОНА Казарменная зона (рис.1.) предназначается для расквартирования солдат и сержантов срочной службы и части сверхсрочно служащих, не имеющих семей. В этой зоне проводится политическая, строевая, спортивная и боевая подготовка личного состава. В нее входят: — казармы с плацем для строевых занятий и построений; — штаб, служебное здание (с узлом связи). В полковом городке предусматриваются помещения для размещения штабов батальонов; — учебные корпуса (классы); — солдатские (матросские) кухни-столовые; — расходный склад продовольствия воинской части с овощехранилищем, квашпунктом и холодильником; — солдатский клуб; — спортивное ядро и батальонные гимнастические площадки; — медпункт; — комбинат бытового обслуживания (мастерская ремонта обмундирования и обуви, солдатский магазин, парикмахерская и т. д.); — караульное помещение с гауптвахтой; — контрольно-пропускной пункт. Количество мест в казармах должно соответствовать штатной численности личного состава срочной службы. Удаление казарменных зданий от внешней границы казарменной зоны принимается не менее 30—50 м. При проектировании военных городков в черте городской застройки казармы не следует выносить на красную линию застройки. Казармы размещаются в непосредственной близости от строевого плаца, который может быть решен в виде центральной площади казарменной зоны. Штаб (служебное здание) располагается у главного въезда в казарменную зону. Штабы и служебные здания предназначаются для размещения штатного состава штаба части. Полезная площадь помещений штаба определяется по норме 8—10 м2 на каждого штабного работника. При выборе типового проекта штаба учитываются требования к средствам связи, сигнализации и управления. Учебные корпуса (классы) строятся из расчета одновременных занятий в них с 1/3 личного состава воинской части. Учебные корпуса (классы) следует располагать около штаба и учебно-спортивных площадок и сооружений. В непосредственной близости от казарм находится солдатская (матросская) кухня-столовая. Производительность кухни и вместимость обеденных залов столовой должны соответствовать численности солдат и сержантов срочной и сверхсрочной службы, поставленных на довольствие. Количество довольствующихся может отличаться от штатной численности воинской части, так как на довольствие могут быть зачислены военнослужащие воинских частей, расквартированных в других казарменных зонах или даже других близлежащих военных городках. Хранить продовольствие в солдатских и курсантских столовых категорически запрещается санитарными нормами. Продукты питания поступают на кухню три раза в день перед закладкой в котел. Систематический завоз их со складов центрального подчинения (складской зоны) не всегда возможен, поэтому расходные продовольственные склады части желательно располагать в непосредственной близости от кухни-столовой. Емкость расходного склада определяется в зависимости от местных условий по нормам продовольственного снабжения личного состава части. Клуб следует располагать вблизи спортивного городка казарменной зоны на озелененном участке территории, отведенном для отдыха солдат и сержантов. В малых городках солдатские клубы и спортивное ядро могут быть общими для казарменной и жилой зон. B этом случае клубно-спортивная группа сооружения должна быть расположена так, чтобы население жилой зоны могло посещать их, не заходя на основную территорию казарменной зоны. Зрительный зал солдатского (матросского) клуба должен вмещать 1/3—1/4 часть штатной численности военнослужащих, размещенных в казарменной зоне. Солдатская чайная, предназначенная для отдыха солдат в вечерние часы личного времени, может быть расположена как во встроенных помещениях, так и в отдельно стоящем здании. Вместимость чайной принимается по норме 80 мест на 1000 солдат и сержантов, расквартированных в военном городке. Медицинские пункты предназначены для профилактических прививок и осмотров, госпитализации легкобольных и оказания неотложной помощи тяжелобольным солдатам и сержантам до отправки их в гарнизонный госпиталь. Строят медицинские пункты из расчета 10 коек и 30 посещений в смену на каждую тысячу солдат и сержантов. Для военных городков разработаны типовые проекты медпунктов на 5/15, 10/30 и 20/60 мест-посещений. Медицинский пункт строится на обособленном, озелененном и огражденном участке территории казарменной зоны. К медпункту устраивается проезд для автомобилей шириной не менее: 3,5 м с площадкой разворота у входа в здание. Рис. 1. Казарменная зона. Для бытового обслуживания личного состава на тысячу солдат и сержантов срочной службы предусматриваются мастерские по ремонту обмундирования и обуви на 2—3 рабочих места каждая, солдатский магазин на 2—3 рабочих места, парикмахерская на 1—2 рабочих места, которые могут быть объединены в одном здании (комбинате бытового обслуживания КБО). Караульные помещения располагаются вблизи охраняемых объектов. Тип караульного помещения принимается в зависимости от количества постов. Караульное помещение может совмещаться с гауптвахтой, площадь которой определяется заданием на проектирование. Территория казарменной зоны, не занятая застройкой, проездами, тротуарами, площадками, должна быть благоустроена и озеленена. Входы в казармы, штабы, обеденные залы кухонь-столовых и зрительный зал клуба надлежит устраивать, со стороны плаца. Вокруг территории казарменной зоны должен предусматриваться кольцевой проезд шириной не менее 3,5 м с приближением проезда к зданию не ближе 8 м. К каждому зданию казарменной зоны должен быть предусмотрен проезд шириной 3,5 м. Внутренние проезды следует размещать не ближе 5 м от стен здания. Территория казарменной зоны ограждается решетчатым забором. Ограждение может быть деревянным, железобетонным или металлическим. Устройство ограждения из колючей проволоки не допускается. Со стороны городского проезда возможно устройство глухого забора. С территории казарменной зоны должно быть не менее двух выездов на дорогу общего пользования. ПАРКИ БОЕВОЙ И АВТОТРАКТОРНОЙ ТЕХНИКИ Парки боевой и автотракторной техники предназначаются для размещения, хранения и технического обслуживания бронетанковой техники, ракетно-артиллерийского вооружения, автотракторной специальной техники воинских частей и подразделений, расквартированных в военном городке.
— группа сооружений и площадок для хранения техники, находящейся в постоянной эксплуатации; — группа сооружений и площадок для хранения техники, находящейся на консервации; — сектор (линия) ежедневного технического обслуживания, заправки и контроля технического состояния техники с расходными складами горюче-смазочных материалов; — группа зданий и сооружений для технического обслуживания и текущего ремонта техники с площадкой для неисправной техники. — На территории парков может быть расположен склад неприкосновенных запасов воинской части. — Парки БАТТ создаются при каждой казарменной зоне и располагаются на земельном участке, граничащем с территорией казарменной зоны. Расположение групп и отдельных зданий парков должно быть увязано с казарменной зоной и подчинено последовательности действий личного состава по тревоге от подъема до выезда машин в заданные районы. Путь следования солдат от казарм до машин и машин из парка должен быть кратчайшим и беспрепятственным. Рис. 2. Линия технического обслуживания и заправки.
К группе сооружений и площадок для хранения техники, как постоянно эксплуатируемой, так и находящейся на консервации относятся теплые и холодные гаражи-стоянки, навесы и площадки для открытого хранения. Сооружения и площадки, рассчитанные для хранения техники, находящейся на консервации, выгораживаются из общей территории парка забором из колючей проволоки. Площади открытых и закрытых стоянок машин определяются по следующим нормам: на мотоцикл с коляской 5 м2 на легковой автомобиль 13 – 22 м2 на грузовой автомобиль 20 – 45 м2 на трактор-тягач 25 – 50 м2 на танк, БМП, БТР 50 – 60 м2 На генеральном плане здания и площадки для хранения техники должны быть расположены так, чтобы обеспечивать быстрый и безопасный выезд всех машин, находящихся в парке. Для этого подъезды ко всем гаражам-стоянкам, навесам и площадкам парка включаются в общую кольцевую систему движения по парковой территории. Сооружения и площадки для хранения техники максимально приближаются к выездам из парка. В парках на 100 и менее машин делают не менее двух выездов, один из которых главный должен выходить на транспортную магистраль или дорогу, ведущую к этой магистрали. В парках для большего количества машин на каждые 60 единиц штатной техники делается один выезд. Главный въезд оборудуется двумя воротами, для въезда и выезда. Ширина и высота ворот въездов и выездов должна соответствовать габаритам техники. Здания и сооружения парка располагаются так, чтобы пути машин, выходящих из зоны, не пересекались с путями возвращающихся машин. Сектор (линия) ежедневного технического обслуживания и заправки (рис.2) состоит из следующих зданий и сооружений: — пункта технического контроля с площадкой для осмотра техники, проверки длины тормозного пути, а также контрольно-пропускного пункта; — площадки механической очистки техники; — постов мойки, оборудованных эстакадами (ямами), системами оборотного водоснабжения и подачи сжатого воздуха; — посты заправки горючим, маслами и сжатым воздухом; — водомаслогрейки; — расходных складов горючих и масел. Мойки (сушки) строятся из расчета один пост на каждые 50 машин, находящихся в эксплуатации. Водоснабжение моек может быть либо приточным с отводом грязной воды через местные очистные сооружения и отстойники в канализацию, либо оборотным. Оборотное водоснабжение наиболее экономично (даже при развитых сетях водоснабжения и канализации) и рекомендуется для повсеместного применения в парках. Приточное водоснабжение моек допускается только при условии устройства специального водозабора из открытого водоема, удаленного от парка не более чем на 500 м. Количество постов заправки горючим зависит от численности эксплуатируемой техники и видов горючего, необходимого для ее заправки. На 50 машин, находящихся в ежедневных рейсах, необходим один пункт заправки на четыре поста, каждый пост для отдельного вида горючего, и маслозаправочная на два вида масла. На каждые последующие 50 машин необходимо предусматривать дополнительно один пост заправки горючим. Посты заправки машин должны располагаться на въезде со смещением от продольной оси дороги на 6—8 м. Расходные склады горючего делаются заглубленными (обвалованными). Горючее хранится в металлических табельных емкостях. Сектор ежедневного технического обслуживания и заправки располагается на главном въезде в парк так, чтобы пути движения въезжающих, и выезжающих машин не пересекались и машины, находящиеся на заправке, не стесняли движения, маневра техники на территории. Комплекс работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту техники в парках БАТТ выполняется в пунктах технического обслуживания (ПТО) с количеством постов по расчету, но не менее чем один пост на 50 единиц эксплуатируемой техники. В непосредственной близости от ПТО устраивается площадка для неисправной техники, подлежащей текущему, среднему и капитальному ремонту. Размеры площадки принимаются из расчета 5 м2 на каждую штатную единицу техники в парке. Все площадки и проезды парка имеют покрытие из монолитного бетона с продольным уклоном не более 0,03 и поперечным не более 0,015. На отдельных участках протяженностью до 20 м уклоны проездов допускаются до 0,1. Ширина проездов на территории должна быть не менее 6 м. Парк ограждается решетчатым забором с внутренним козырьком из колючей проволоки. Устройство сплошного забора может быть допущено только с одной стороны, выходящей на транзитную магистраль общего пользования. Высота забора 2,5 м. ЖИЛАЯ ЗОНА Жилая зона военного городка объединяет жилые дома, детские учреждения, школы, дворовые спортплощадки, предприятия торговли и общественного питания, общественные и административные учреждения. Она предназначается для проживания и обслуживания офицеров, сверхсрочнослужащих, рабочих, служащих и членов их семей (рис.3). Рядом с жилой зоной располагается клубно-спортивная зона. В состав серий типовых проектов жилых домов входят как полностью законченные типовые проекты 2-, 4-, 5- и 9-этажных зданий, так и рабочие чертежи блок-секций и соединительных вставок. Государственное жилищное строительство в последние годы было ориентировано главным образом на экономичные 5-этажные дома. В военных городках МО СССР в 1970 году строилось: 85% 5-этажных, около 10% 1—2-этажных зданий и примерно 5% в 9 и более этажей. Несмотря на некоторое удорожание в государственном жилищном строительстве принята ориентация на; возведение 4-этажных (безлифтовых) и многоэтажных жилых домов. При этом во всех городах, кроме Москвы, Ленинграда и Киева, возведение зданий высотой более 9 этажей ограничено. Строительство 12- и 16-этажных зданий, как наиболее дорогостоящих, может осуществляться в крупных городах только в порядке исключения, при застройке особо ответственных участков главных городских магистралей, набережных и т. п. На тысячу человек населения жилой зоны предусматривается: — начальная и средняя школы на 150—200 мест с комплексом — детские сады-ясли на 70—90 мест с комплексом площадок и теневых навесов; площадь земельного участка — 30—40 м2 на одно место; — магазины военторга на 5—7 рабочих мест; — офицерская столовая (кафе) на 20—40 посадочных мест; — дом офицеров на 50'—150 мест в зрительном зале; — комплекс спортивных сооружений; — почта, сберегательная касса и т. д. В военных городках офицерская столовая, дом офицеров "должны размещаться в центральной части жилой зоны или населенного пункта и способствовать формированию ансамбля городского центра. Рис. 3. Жилая и клубно-спортивная зона. А- жилая зона; Б – клубно-спортивная зона; 1- пятиэтажные жилые дома; 2- девятиэтажные жилые дома; 3- магазин; 4- дом офицеров; 5-спортзал; 6- офицерская столовая; 7- почта; 8- гостиница; 9-стадион; 10- школа; 11- детские ясли;
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ЗОНА В состав хозяйственной зоны входят: база квартирно-эксплуатационной части (база КЭЧ), хлебопекарня, баня и прачечная, пожарное депо, электростанция (понизительные трансформаторные подстанции), групповая (центральная) котельная, комбинаты бытового обслуживания и хозяйственные мастерские. В хозяйственную зону могут входить также расходные склады продовольствия управления торговли (военторга). Рис. 4. Планировка коммунально-хозяйственной зоны:
База КЭЧ представляет собой комплекс производственно-складских зданий и площадок. На базах КЭЧ создаются расходные склады твердого топлива (угля, дров, торфа) и ремонтные мастерские. Бани в военных городках строятся двух типов: бани пропускного типа, в которых одновременно с мытьем личного состава производится дезинфекция белья и одежды, и бани-шаечные или бани-душевые. Предпочтение следует отдавать баням пропускного типа. Пропускная способность бань принимается: для бань-шаечных один человек в час на 1 моечное место, для душевых — два человека в час на 1 душевую сетку. Учитывая неравномерность загрузки бань по времени суток и дням недели, количество мест рекомендуется принимать из расчета 20 мест в бане-шаечной или 15 мест в бане-душевой на каждую тысячу жителей военного городка. Население, имеющее ванны, в расчетную численность не включается. В малых военных городках следует применять повышающий коэффициент 1,5—2,0 на неравномерность использования. В банях вместимостью 25 мест и менее устройство женского отделения не обязательно. Для помывки женщин в таких банях выделяются специальные дни недели. В военном городке баня строится в том случае, если ближайшая баня нужной пропускной способности находится на расстоянии более 3 км. Бани строятся с учетом возможного обслуживания граждан близлежащих (в радиусе до 3 км) населенных пунктов. В ряде случаев в одном блоке с баней предусматривается строительство прачечной с химчисткой для обслуживания всех групп населения. Производительность ее определяется из расчета поступления ежесуточно от тысячи человек населения 120 кг белья в стирку и 10 кг в химчистку. Наибольшее распространение при строительстве военных городков получили бани-прачечные на 1,5/250, 25/500, 50/100 мест/кг белья в сутки. Пожарное депо следует размещать на участке, примыкающем к казарменной зоне, так как пожарная команда, состоящая из солдат и сержантов срочной службы, живет и состоит на довольствии в казарменной зоне. Численность пожарных команд военных городков и состав пожарной техники определяются утвержденными штатами либо оговариваются в ТТЗ. При ориентировочных расчетах можно руководствоваться следующими правилами: — в городках из капитальных зданий I—III степени огнестойкости с численностью населения до 5 тыс. человек достаточно одного пожарного депо на две автомашины. С увеличением численности добавляется одна автомашина на каждые 5 тыс. человек. В городках из деревянных и других зданий IV—V степеней огнестойкости нормы увеличиваются вдвое; — место расположения зданий пожарной команды следует выбирать из расчета, что радиус ее действия не должен превышать 3 км; —у зданий пожарных команд предусматриваются площадки для размещения учебно-тренировочных и спортивных городков. В состав комбината бытового обслуживания (КБО), который предназначается для обслуживания генералов, офицеров, сверхсрочнослужащих, рабочих и служащих СА и ВМФ и членов их семей, должны входить ателье по пошиву и ремонту форменной и гражданской одежды и обуви, мастерские по ремонту металлоизделий, электробытовых приборов, радиоприемников, телевизоров и мебели, часовая мастерская, парикмахерская и фотоателье. На территории хозяйственной зоны могут быть расположены и другие мастерские. Количество их и характер производства устанавливаются в задании на проектирование. Полезная площадь мастерских может быть принята по норме 7—10 м2 на 1 рабочее место. Кроме перечисленных зданий, в состав хозяйственной зоны малых военных городков могут быть включены офицерская столовая (кафе), магазин военторга и гостиница. В хозяйственной зоне могут размещаться также гаражи военторга и городского автотранспорта, площадки для строительства индивидуальных гаражей, колхозный рынок, пункт управления городскими сетями и другие коммунально-бытовые и хозяйственные здания и сооружения. ДОРОГИ, ПЛОЩАДИ, ЗЕЛЕНЫЕ НАСАЖДЕНИЯ И ИНЖЕНЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ВОЕННЫХ ГОРОДКОВ Автомобильные дороги военных городков делятся по назначению на следующие типы: а) подъездные дороги, соединяющие дороги военного городка с автомобильными дорогами общего пользования, с железнодорожными станциями, пристанями, населенными пунктами и другими военными городками; б) внутренние дороги, служащие для основного движения по территории военного городка. Как правило, таких дорог в военном городке несколько; одна из них — главная, другие — второстепенные, объездные, ведущие к паркам боевой и автотракторной техники, к складской, хозяйственной и другим зонам. Все дороги соединены между собой; в) внутризонные проезды к отдельным зданиям; г) специальные автомобильные дороги (для движения гусеничной техники, испытательные дороги, тренировочные трассы). Ширина проезжей части дорог, по которым предполагается регулярное двустороннее автобусное движение, должна быть не менее 7 м, если предполагается троллейбусное движение, то не менее 9 м. На стесненных участках дороги ширину обочин допускается уменьшать до 0,5 м, а в горных условиях — до 1 м. Если покрытие укладывается бетоноукладчиком, то ширину обочин разрешается увеличивать до 3 м. Поперечные профили улиц и дорог военного городка принимаются с учетом типа застройки, рельефа местности, способа отвода поверхностных вод, размещения надземных инженерных сетей, зеленых насаждений, оросительных каналов и т. п. В состав поперечного профиля улиц входят: проезжие части, тротуары, полосы для зеленых насаждений (рис. 5). Рис.5. Поперечный профиль дороги для многоэтажной застройки Поперечный профиль улиц и дорог военного городка должен быть увязан с проектами горизонтальной и вертикальной планировки прилегающей территории и учитывать размещение подземных и наземных коммуникаций. Рекомендуется обочины проектировать на одном уровне с проезжей частью. Устройство обочин, приподнятых на высоту бордюра, допускается при наличии ливневой канализации или по особым требованиям. Дороги для выхода боевой и автотракторной техники с территории военного городка проектируются в обход жилой зоны и населенных пунктов. Если это невозможно, то безопасность движения пешеходов и местного транспорта обеспечивается» устройством дополнительных полос, тротуаров, световой сигнализации, съездов и другими способами. Места стоянок автомобилей у контрольно-пропускных пунктов, служебных зданий, погрузочно-разгрузочных фронтов и т. п. устраиваются за пределами проезжей части дорог в виде специальных полос и площадок шириной не менее 10,5 м, длиной из расчета 5 м на один автомобиль. Дороги и площадки военных городков оборудуют ограничительными и указательными дорожными знаками, ограждениями, разграничительными линиями, обеспечивающими безопасность движения и ориентировку водителя в пути. Дороги жилой и казарменной зон, а также внутренние дороги с пешеходным движением в ночное время (в том числе тротуары) должны быть освещены независимо от их протяженности. В военном городке тротуары проектируются только в жилой зоне, вдоль главной внутренней дороги, объединяющей зоны военного городка, а также в других направлениях систематических потоков пешеходов, количество которых превышает 100 чел. в час. Во всех остальных случаях движение пешеходов должно предусматриваться по внутренним дорогам и внутризональным проездам. В плане тротуары проектируют, как правило, параллельно-проезжей части. Пешеходные дорожки имеют самостоятельные направления в соответствии с их назначением. От застройки тротуары отделяют зелеными насаждениями, за исключением очень узких улиц и зданий с магазинами в первом этаже. Верх тротуара на всем протяжении должен быть выше проезжей части не менее чем на 15 см, а в местах пересечения с проезжей частью — на 7—8 см. Тротуары, расположенные над откосами высотой более 2 м, ограждают перилами. Покрытия и основания тротуаров и пешеходных дорожек назначаются по типовым проектам с учетом природно-климатических условий и местных строительных материалов. Во избежание несчастных случаев не допускается устройство цементно-бетонных покрытий тротуаров без специального рифления поверхности. Конструкция тротуара и пешеходной дорожки, на которые возможен заезд автомобилей, проверяется расчетом. Пожарные гидранты надлежит располагать вдоль улиц и проездов (вблизи перекрестков) на расстоянии не более 100 м друг от друга и не ближе чем в 5 м от стен зданий. Гидранты вне проезжей части следует располагать не далее 2,5 м от края проезжей части дороги Вывод. Проектирование военных городков – сложный творческий процесс, базирующийся на передовых принципах российского градостроительства, в основе которого лежит забота о войне. Обустройство военных городков существенно влияет на улучшения труда и быта личного состава Вооруженных Сил, а в конечном итоге на повышение боеготовности всех родов войск и укрепление обороноспособности.
Преподаватель: майор П. Глухов
Приложение 1.
|
||||||||||||||||||||||||||||
|