|
|||
Практикум по АХТ (Драма) № 6-7Практикум по АХТ (Драма) № 6-7 Тема: Логика и способы анализа композиционно-речевых особенностей драматического произведения
Цели и задачи семинара: · Прояснение стратегии и методики анализа композиционно-речевых особенностей драматического произведения. · Определение способов выделения и сопоставления композиционно-речевых единиц драмы. · Развитие представлений о способах анализа и интерпретации конфликта драматического произведения. Вопросы и задания I. Предварительная рефлексия теоретических понятий, определяющих текст драмы (формы речи, композицию). 1. Познакомьтесь с определениями понятий, включенными в раздел хрестоматии-практикума «Текст драмы». Какие из предложенных определений вызвали непонимание? Попробуйте свое непонимание выразить в форме точных вопросов (не забудьте их записать). Подготовьте ответы на поставленные в этом разделе вопросы (с. 293 – 294). 2. Какие способы анализа текста драмывы можете предложить? Опишите последовательность и характер аналитических действий, направленных на прояснение композиционно-речевой драматического произведения.
II. Анализ драмы М. Горького «На дне». I. 1 В каких местах действия разворачиваются события «На дне»? Перечислите их. Какую закономерность вы заметили в последовательности изображения пространственных участков драмы? Как они связаны с речевым поведением персонажей? 2 О чем и как говорят обитатели ночлежки в начале 1 действия? Выделите темы диалогов, охарактеризуйте речевую манеру говорящих (2-3 персонажей). На основе проведенного анализа подумайте, какие мотивы являются ключевыми в развитии первого действия. 3 Сопоставьте диалоги героев в первом действии с диалогами четвертого действия. Чем они отличаются друг от друга? Как анализ речи персонажей позволяет прояснить особенности «обрамляющей» ситуации? 4 Какое значение в создании общей атмосферы ночлежки в 1 действии имеет похмельный бред Сатина о словах? 5 Как появляется Лука? Чем реплики, монологи и поведение этого персонажа отличается от речи и поведения ночлежников в 1 действии? 6 Проследите за тем, как складываются отношения героев к Луке во втором и третьем действиях. С кем Лука разговаривает чаще всего? А с кем не вступает в разговоры? Почему? 7 Какие изменения вы заметили в речи и поведении Актера, Пепла и других ночлежников во втором и третьем действиях? 8 Является ли Лука резонером, «рупором» авторских идей? Или же точка зрения автора о смысле человеческой жизни, выборе человека отличается от позиции Луки? Обоснуйте свою гипотезу. 9 Чем мотивирован монолог Сатина в 4 действии? Как и почему меняется позиция Сатина в процессе произнесения монолога? Чем представления Сатина о человеке отличаются от точки зрения Луки? II. 1. Сколько в пьесе вставных текстов? Какую функцию они выполняют? Обоснуйте свой ответ сравнительным анализом этих текстов (текст песни, фрагмент стихотворения Беранже; притчи Луки). По какому принципу они соотносятся друг с другом? Выделите образные рифмы в поэтических текстах и историях, рассказанных Лукой. Что они обозначают? Как соотносятся строчки из песни и стихотворения с историями, рассказанными Лукой, и его поведением в ночлежке? 2. Какую связь между рассказанными внутри пьесы историями и ее финалом вы заметили? О чем она свидетельствует? III. Интерпретация комедии «На дне». 1. Как связаны друг с другом сюжетная линия любовной интриги с планом философических диалогов о предназначении человека, смысле его жизни? 2. В чем, на ваш взгляд, состоит конфликт «На дне»? IV. Заключительная рефлексия по итогам работы семинара. 1. Что вы считаете главным итогом проведенного анализа? 2. С какими трудностями вы столкнулись при подготовке семинара и во время групповой работы? 3. Какие способы анализа помогают точнее определить особенности композиционно-речевой организации драматического произведения? 4. Допустим, вам предстоит самостоятельно проанализировать композиционно-речевую организацию драматического произведения. С чего вы начнете, как продолжите и чем завершите свой анализ? Литература М. Горький. На дне. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум. М., 2004. С. 282-294.
|
|||
|