Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Практикум по АХТ (Драма) № 6-7



Практикум по АХТ (Драма) № 6-7

Тема: Логика и способы анализа композиционно-речевых особенностей

      драматического произведения

 

Цели и задачи семинара:

· Прояснение стратегии и методики анализа композиционно-речевых особенностей драматического произведения.

· Определение способов выделения и сопоставления композиционно-речевых единиц драмы.

· Развитие представлений о способах анализа и интерпретации конфликта драматического произведения.

Вопросы и задания

I. Предварительная рефлексия теоретических понятий, определяющих текст драмы (формы речи, композицию). 

1. Познакомьтесь с определениями понятий, включенными в раздел хрестоматии-практикума «Текст драмы». Какие из предложенных определений вызвали непонимание? Попробуйте свое непонимание выразить в форме точных вопросов (не забудьте их записать). Подготовьте ответы на поставленные в этом разделе вопросы (с. 293 – 294).

2. Какие способы анализа текста драмывы можете предложить? Опишите последовательность и характер аналитических действий, направленных на прояснение композиционно-речевой драматического произведения.

 

II. Анализ драмы М. Горького «На дне».

I.

1 В каких местах действия разворачиваются события «На дне»? Перечислите их. Какую закономерность вы заметили в последовательности изображения пространственных участков драмы? Как они связаны с речевым поведением персонажей?

2 О чем и как говорят обитатели ночлежки в начале 1 действия? Выделите темы диалогов, охарактеризуйте речевую манеру говорящих (2-3 персонажей). На основе проведенного анализа подумайте, какие мотивы являются ключевыми в развитии первого действия.

3 Сопоставьте диалоги героев в первом действии с диалогами четвертого действия. Чем они отличаются друг от друга? Как анализ речи персонажей позволяет прояснить особенности «обрамляющей» ситуации?

4 Какое значение в создании общей атмосферы ночлежки в 1 действии имеет похмельный бред Сатина о словах?

5 Как появляется Лука? Чем реплики, монологи и поведение этого персонажа отличается от речи и поведения ночлежников в 1 действии? 

6 Проследите за тем, как складываются отношения героев к Луке во втором и третьем действиях. С кем Лука разговаривает чаще всего? А с кем не вступает в разговоры? Почему? 

7 Какие изменения вы заметили в речи и поведении Актера, Пепла и других ночлежников во втором и третьем действиях?

8 Является ли Лука резонером, «рупором» авторских идей? Или же точка зрения автора о смысле человеческой жизни, выборе человека отличается от позиции Луки? Обоснуйте свою гипотезу.

9 Чем мотивирован монолог Сатина в 4 действии? Как и почему меняется позиция Сатина в процессе произнесения монолога? Чем представления Сатина о человеке отличаются от точки зрения Луки?

II.

1. Сколько в пьесе вставных текстов? Какую функцию они выполняют? Обоснуйте свой ответ сравнительным анализом этих текстов (текст песни, фрагмент стихотворения Беранже; притчи Луки). По какому принципу они соотносятся друг с другом? Выделите образные рифмы в поэтических текстах и историях, рассказанных Лукой. Что они обозначают? Как соотносятся строчки из песни и стихотворения с историями, рассказанными Лукой, и его поведением в ночлежке?

2. Какую связь между рассказанными внутри пьесы историями и ее финалом вы заметили? О чем она свидетельствует?

III. Интерпретация комедии «На дне».

1. Как связаны друг с другом сюжетная линия любовной интриги с планом философических диалогов о предназначении человека, смысле его жизни?

2. В чем, на ваш взгляд, состоит конфликт «На дне»? 

IV. Заключительная рефлексия по итогам работы семинара.

1. Что вы считаете главным итогом проведенного анализа?

2. С какими трудностями вы столкнулись при подготовке семинара и во время групповой работы?

3. Какие способы анализа помогают точнее определить особенности композиционно-речевой организации драматического произведения?

4. Допустим, вам предстоит самостоятельно проанализировать композиционно-речевую организацию драматического произведения. С чего вы начнете, как продолжите и чем завершите свой анализ? 

Литература

М. Горький. На дне.

Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум. М., 2004. С. 282-294.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.