|
|||
Практикум по АХТ (Драма) № 4-5Практикум по АХТ (Драма) № 4-5 Тема: Способы и логика анализа пространства-времени драматического действия. Цели и задачи семинара: · Прояснение стратегии и методики анализа пространства-времени драматического действия. · Определение способов выделения и сопоставления пространственно-временных единиц драмы. · Развитие представлений о способах анализа и интерпретации конфликта драматического произведения. Вопросы и задания
I. Предварительная рефлексия теоретических понятий, описывающих драматический сюжет.
1. Познакомьтесь с определениями понятий художественного пространства и времени, представленных в статьях «Словаря театра» П. Пави. Какие из предложенных определений вызвали непонимание? Попробуйте свое непонимание выразить в форме точных вопросов (не забудьте их записать). 2. Как П. Пави характеризует основные признаки драматического пространства и времени? 3. В чем, на ваш взгляд, проявляется специфика пространства-времени драматического действия, отличающее его от пространства-времени эпического произведения? Перечислите его основные признаки. 4. Какие способы анализа драматического пространства-времени вы можете предложить? Постарайтесь как можно точнее описать последовательность и характер аналитических действий, направленных на прояснение пространственно-временной организации драматического действия.
II. Групповой анализ комедии А. Чехова «Вишневый сад».
1. Внимательно перечитайте начальные ремарки каждого действия (акта), обращая внимание на слова, характеризующие особенности пространства и времени. Какая роль в этих описаниях отводится вишневому саду? В чем сходство и различие характеристики мест действия и времени, представленных в ремарках? Какую закономерность вы заметили? Представьте выявленную закономерность в графической схеме. 2. Как вы можете проинтерпретировать начало ремарки первого действия «Комната, которая до сих пор называется детскою»? На какое противоречие драматического мира она указывает? Как это противоречие связано с особенностями драматического времени? Как бы вы охарактеризовали позицию повествующего субъекта, представленную в вводной ремарке первого действия? 3. Сопоставьте ремарку первого и четвертого действия. На какие пространственно-временные изменения в мире «Вишневого сада» указывает ремарка четвертого действия? О чем свидетельствуют эти изменения? 4. Перечитайте финальные ремарки четвертого действия. Как соотносятся пространственно-временные признаки последней сцены с особенностями изображения драматического пространства и времени первого, второго и третьего действия? А как соотносятся друг с другом перипетии, представленные в каждом действии? (Кстати, не забудьте их назвать). 5. Выделите реплики персонажей, в которых проявляется их позиция по отношению к вишневому саду. Какую связь между этими репликами вы заметили? Как соотнесенность этих реплик помогает читателю глубже понять специфику драматического конфликта? 6. Какое событие, на ваш взгляд, является в «Вишневом саде» переломным в развитии драматического действия? Где и когда оно происходит? Обоснуйте свою позицию конкретными наблюдениями.
III. Интерпретация комедии «Вишневый сад».
1. В чем, на ваш взгляд, состоит конфликт «Вишневого сада»? 2. Почему пьеса Чехова называется «Вишневый сад»? Какой смысл автор придает художественной соотнесенности пространственно-временных признаков в заголовке своей пьесы?
IV. Заключительная рефлексия по итогам работы семинара.
1. Что вы считаете главным итогом проведенного анализа? 2. С какими трудностями вы столкнулись при подготовке семинара и во время групповой работы? 3. Какие способы анализа помогают точнее определить особенности пространственно-временной организации драматического действия и понять суть его конфликта? 4. Допустим, вам предстоит самостоятельно проанализировать пространство-время драматического действия. С чего вы начнете, как продолжите и чем завершите свой анализ? Литература
А.Чехов. Вишневый сад. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум. М., 2004. С. 142-145. Пави П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. С. 42-46, 260-264.
|
|||
|