|
|||
Практикум по АХТ (Драма) № 2-3Практикум по АХТ (Драма) № 2-3 Тема: Способы и логика анализа драматического сюжета Цели и задачи семинара: · Прояснение методики анализа сюжета драматического произведения. · Прояснение роли случая и необходимости (судьбы) в выборе героя и развитии драматического действия. · Определение способов сопоставления разных норм («правд») в мире драмы. · Освоение способов анализа и интерпретации конфликта драматического произведения. Вопросы и задания
I. Предварительная рефлексия теоретических понятий, описывающих драматический сюжет.
Познакомьтесь с определениями понятий действие, завязка, развязка, перипетия, представленных в разделе «Мир драмы» хрестоматии-практикума Н.Д.Тамарченко и выполните 1-3 задания (с.273).
II. Групповой анализ драмы А. Островского «Гроза».
1. Какое событие, на ваш взгляд, является в «Грозе» завязкой драматического действия? По каким признакам вы его определяете? 2. Проанализируйте первое действие драмы, обращая внимание на противоречия между: позициями жителей Калинова; позициями членов семейства Кабановых; позициями Катерины и Варвары; внутренними позициями Катерины, представленными в диалоге с Варварой. 3. Перечислите все перипетии в основном действии драмы и определите связь между ними. Прежде всего проанализируйте развитие действия в явлениях 9 и 10 второго акта (сцена отъезда Тихона, диалог Катерины с Варварой, монолог с ключом). Сравните эти сценические эпизоды. Как в них осуществляется выбор Катерины? Сколько раз меняется ее точка зрения в монологе с ключом? Что означают в этом монологе слова героини о судьбе («видно сама судьба того хочет!»)? 4. Как рассмотренные события связаны с последующими перипетиями в действии драмы? Что означает воля и неволя в речи главных персонажей – участников перечисленных перипетий? 5. Какое событие, на ваш взгляд, является в «Грозе» развязкой драматического действия? По каким признакам вы его определяете? 6. Как в выборе героини и общем развитии действия пьесы соотносятся роли случая и судьбы? Обоснуйте свою позицию конкретными примерами.
III. Интерпретация драмы «Гроза».
1. Почему погибает Катерина? Кого из персонажей можно считать виновником смерти Катерины? 2. В чем, на ваш взгляд, состоит конфликт «Грозы»? В каких из проанализированных эпизодов проявляется внешняя, а в каких - внутренняя стороны конфликта «Грозы» (острого жизненное противоречия, составляющего сюжетную основу драмы)? 3. Почему пьеса Островского называется «Гроза»?
IV. Заключительная рефлексия по итогам работы семинара.
1. Что вы считаете главным итогом проведенного анализа? 2. С какими трудностями вы столкнулись при подготовке семинара и во время групповой работы? 3. Какие способы анализа помогают точнее определить особенности сюжетной логики драматического произведения и глубже понять суть его конфликта? 4. Допустим, вам предстоит самостоятельно проанализировать развитие действия в драматическом произведении. Какие понятия вы будете использовать при анализе? С чего начнете, как продолжите и чем завершите свой анализ? Литература
А. Островский. Гроза. Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика: Хрестоматия-практикум. М., 2004. С. 273-282.
|
|||
|